Конструкт внеурочного занятия
по преддипломной практике по ПМ.02 «Преподавание по программам начального общего образования
в начальных классах и начальных классах
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»
студентки группы 46
специальности 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
Аввакумовой Татьяны Александровны
Дата: 12.05.2022
ФИО учителя: Фотеева Елена Николаевна
Название курса: «Математика и конструирование»
Тема занятия: «Изготовление набора для геометрической игры «Танграм»
Форма: мастерская.
Планируемые результаты:
Личностные: обучающиеся проявляют отзывчивость и желание прийти на помощь, настойчивость, ценностное отношение к учебе и труду, интерес к творческой деятельности в процессе изготовления набора для геометрической игры «Танграм».
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, работать в группе, планировать и контролировать деятельность, конструировать из бумаги, осуществлять оценку деятельности; умение выполнять мыслительные операции: анализ, синтез с опорой на вопросы педагога, упражнения, в процессе практической деятельности, установление причинно-следственных связей; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли.
Предметные: Обучающиеся демонстрируют знания о геометрических фигурах, правилах работы с ножницами, технологию изготовления игры «Танграм», умеют соблюдать последовательность технологических операций навыков работы с бумагой, собирать фигуру кошки из частей танграма, умеют выполнять чертёж в соответствии с заданными размерами.
Цель: формировать проектные умения при изготовлении игры «Танграм»
Задачи:
Воспитательные: формировать навыки проявлять отзывчивость и желание прийти на помощь, настойчивость, ценностное отношение к учебе и труду, интерес к творческой деятельности в процессе изготовления набора для геометрической игры «Танграм».
Развивающие: формировать умение осуществлять волевую саморегуляцию, работать в группе, планировать и контролировать деятельность, конструировать из бумаги, осуществлять оценку деятельности; умение выполнять мыслительные операции: анализ, синтез с опорой на вопросы педагога, упражнения, в процессе практической деятельности, установление причинно-следственных связей; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли.
Образовательные: Формировать представления детей о геометрических фигурах, правилах работы с ножницами, технологию изготовления игры «Танграм», соблюдать последовательность технологических операций навыков работы с бумагой, собирать фигуру кошки из частей танграма, выполнять чертёж в соответствии с заданными размерами.
Принципы воспитания и обучения: принцип сотрудничества, принцип связи обучения с жизнью, принцип креативности, принцип наглядности; принцип систематичности и последовательности; принцип доступности; принцип целостности; принцип деятельности; принцип научности; принцип психологической комфортности.
Методы воспитания и обучения:
Методы обучения:
По источнику получения знаний: словесные (беседа), наглядные (демонстрация), практические (упражнения).
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: формирование готовности к восприятию, создание ситуации успеха, поощрение, стимулирование занимательным содержанием, оперативный контроль.
Методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта: метод взаимной проверки.
Методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта: временная работа в группах.
Методы воспитания:
Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование.
Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение.
Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Дидактические средства:
· Индивидуальные: лист А4, ножницы, простой карандаш,
· Демонстрационные: презентация «Танграм».
Список использованных источников:
1. Федеральный Государственный Образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. №286.).
2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 28.10.2015).
3. СанПиН 2.4.2.2821-10"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях".
4. Программа внеурочной деятельности курса «Математика и конструирование».
Ход занятия:
Этапы занятия, задачи работы
|
Этапы проектной деятельности, задачи работы |
Методы и приемы обучения и воспитания |
Деятельность учителя, обучающихся |
Планируемый результат с учетом формируемых УУД |
||||||||||||
Организационно-мотивационный этап. Задачи: организовать положительную мотивацию на предстоящую деятельность, собрать внимание обучающихся, создать психологический комфорт, снять эмоциональное напряжение. |
Мотивационный. Задачи: создать положительный эмоциональный настрой снять эмоциональное напряжение. |
Методы обучения: словесные (беседа), формирование готовности к восприятию, создание ситуации успеха, стимулирование занимательным содержанием, Методы воспитания: поощрение. |
- Тихонько сядут девочки. И ещё тише мальчики. - Обратите внимание на свою посадку. Спинка прямая, ножки стоят ровно на полу, ручки домиком на парте. - Для того, чтобы настроиться на занятие, предлагаю вам прослушать стихотворение и ответить на вопрос какими надо быть на занятии. «На занятии будь старательным Будь спокойным и внимательным. Все пиши, не отставая, Слушай, не перебивая. Говорите четко, внятно, Чтобы было все понятно. Если друг стал отвечать, Не спеши перебивать».
- Итак, ребята, какими надо быть на занятии? (старательным, спокойным, внимательным) -Верно, ребята, чтобы стать успешными на занятии, нам нужно быть старательным, внимательным и тогда у вас все получится. |
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли. |
||||||||||||
Этап целеполагания и планирования предстоящей деятельности. Задачи: актуализировать субъектный опыт обучающихся; поставить перед обучающимися тематическую проблему занятия. Показать социальную значимость поднятой темы, обозначить цель занятия, план действий по достижению поставленной цели. |
Этап планирования – подготовительный. Задачи: определить тему и сформулировать задачи проекта. |
Методы обучения: словесные (беседа), практические (упражнения). создание ситуации успеха, поощрение, стимулирование занимательным содержанием. Методы воспитания: педагогическое требование. поощрение. |
- Ребята, для определения темя занятия предлагаю разгадать шифр. У вас на парте лежит карточка с примерами и карточки с цифрами и буквами. Итак, ваша задача решить примеры и составить слово, каждый ответ примера обозначает букву.
1) 12 * 6= 2) 14* 5= 3) 13 * 4= 4) 66: 3 = 5) 45:3= 6) 35*2= 7) 48: 24=
72-Т 70-А 52-Н 22-Г 15-Р 70-А 2-М
- Какое слово получилось? (танграм) - Верно, тема нашего занятия: Танграм (прикрепляю на доску)
- Для того, чтобы сформулировать задачи нашего занятия, вам нужно соединить начало предложения и конец. Слева на слайде представлено начало задачи, а справа – конец. Соотнесите начало и конец, прочитайте задачу.
- Кто может сформулировать первую задачу? Вторую? Третью? Четвёртую? Задачи: 1. Узнать, что такое танграм. 2. Изготовить геометрические фигуры танграма. 3. Из геометрических частей собрать танграм кошки. 4. Оценить свою работу. |
Личностные: обучающиеся проявляют отзывчивость и желание прийти на помощь, настойчивость, ценностное отношение к учебе и труду. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, планировать деятельность, умение выполнять мыслительные операции: анализ, синтез с опорой на вопросы педагога, упражнения, установление причинно-следственных связей; умение слушать и вступать в диалог. |
||||||||||||
Деятельностный этап. Задачи: обеспечить восприятие, осмысление обучающимися материала занятия, содействовать усвоению обучающимися способов поведения, которые привели к определенному выводу, создать содержательные и организационные условия для усвоения обучающимися материала занятия. |
Информационно-операционный. Задачи: осмыслить материал занятия, выполнить проект. |
Методы обучения: словесные (беседа), наглядные (демонстрация), практические (упражнения). создание ситуации успеха, поощрение, стимулирование занимательным содержанием, оперативный контроль. Методы воспитания: педагогическое требование. поощрение. |
- Ребята, вы знаете, что такое танграм? (ответы детей) - Таграм – это геометрическая головоломка. Головоломки - это игрушки на все времена. В наше время очень много людей увлекается головоломками. Они направлены на развитие ума и отвлекают нас от повседневных проблем. Танграм - самая древняя геометрическая головоломка. Изобретена она была в Китае более 4000 лет назад. С помощью фигур танграма можно создать 7000 различных силуэтных фигур.
- Обратите внимание на слайд, здесь представлен танграм, давайте назовем из каких геометрических фигур он состоит? (треугольники: 2 больших, 2 маленьких, 1 средний; квадрат и параллелограмм) - Сколько геометрических фигур в танграме? (7)
- Обратите внимание на первую задачу, мы с вами её решили? (да) - (Имя), прочитай вторую задачу (изготовить геометрические фигуры танграма)
- Ребята, сейчас я предлагаю изготовить эти геометрические фигуры танграма.
- Перед изготовлением танграма предлагаю вспомнить правила работы с ножницАми. - Какие правила вы знаете? - (Имя), прочитай правила работы с ножницами на слайде. Техника безопасности при работе с ножницами:
1. Храните ножницы в указанном месте в определённом положении. 2. При работе внимательно следите за направлением резания. 3. Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением. 4. Не держите ножницы лезвием вверх. 5. Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями. 6. Не режьте ножницами на ходу. 7. Не подходите к товарищу во время работы. 8. Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд. 9. Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.
-Ребята, для того, чтобы изготовить танграм, нам понадобится: лист А4, ножницы, простой карандаш, линейка. - У всех ли есть это на парте? - Если вдруг у вас не оказалось чего-то, можете обратиться ко мне или к своим товарищам. -Я буду выполнять работу вместе с вами, показывать все то, что нужно будет выполнить, если вдруг у вас не будет что-то получатся, поднимите руку и я вам помогу.
- Итак начнём. Возьмите лист бумаги, согните его так, чтобы соседние грани листа совпали, не торопитесь и прогладьте сгиб. Теперь необходимо согнуть полоску внизу, её можно сгибать в любую сторону. (показываю) - Расправьте все сгибы и аккуратно отрежьте нижнюю полоску ножницами по линии сгиба (показываю) - Итак, у нас получился квадрат. - Для того, чтобы нам изготовить геометрические фигуры танграма, нам необходимо разделить этот квадрат на такие части, которые представлены на слайде:
- Итак, на квадрате у нас уже есть линия изгиба, которая делит наш квадрат на два треугольника, теперь по этому сгибу по линейке проведите линию простым карандашом.
- Найдём середины двух сторон у одного из больших треугольников и соединим их отрезком. То есть построим среднюю линию треугольника.
У нас получился маленький прямоугольный треугольник, нужно отметить середину его самой большой стороны (гипотенузы). Теперь проводим большую линию от правого верхнего угла к отмеченной точке (она является частью диагонали нашего квадрата). Эта линия должна пройти через середину стороны большого треугольника - в результате он разобьётся на 2 маленьких.
Находим середину стороны у первого из получившихся треугольников и отмечаем точку. Эту точку соединяем с вершиной нижнего треугольника. В результате получим квадрат и маленький треугольник.
Находим середину у второго большого треугольника и соединяем её с серединой гипотенузы нижнего треугольника. Получим ещё один маленький треугольник и параллелограмм.
- Теперь вырезаем получившиеся геометрические фигуры и танграм будет готов.
- (Имя), прочитай вторую задачу, мы её решили? (да) |
Личностные: обучающиеся проявляют отзывчивость и желание прийти на помощь, настойчивость, ценностное отношение к учебе и труду, интерес к творческой деятельности в процессе изготовления набора для геометрической игры «Танграм». Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, контролировать деятельность, конструировать из бумаги, осуществлять оценку деятельности; умение выполнять мыслительные операции: анализ, синтез с опорой на вопросы педагога, упражнения, в процессе практической деятельности, установление причинно-следственных связей; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли. Предметные: Обучающиеся демонстрируют знания о геометрических фигурах, правилах работы с ножницами, технологию изготовления игры «Танграм», соблюдают последовательность технологических операций навыков работы с бумагой, умеют выполнять чертёж в соответствии с заданными размерами. |
||||||||||||
Этап контроля. Задачи: дать качественную оценку деятельности обучающихся и взаимодействия с педагогом и одноклассниками. |
Рефлексивно-оценочный Задачи: представить проект, оценить результат работы. |
Методы обучения: словесные (беседа), наглядные (демонстрация), практические (упражнения). создание ситуации успеха, поощрение, стимулирование занимательным содержанием, оперативный контроль. метод взаимной проверки, временная работа в группах. Методы воспитания: педагогическое требование. поощрение. |
- Мы с вами изготовили танграм. - Для решения 3 задачи предлагаю собрать фигуру. Для этого вы объединены в группы по 4 человека. - Обратите внимание на слайд, фигура кого изображена? (кошки) - Верно, ваша задача в группе из одного вырезанного набора геометрических фигур собрать танграм кошки. - Кто готов – руку на локоток.
- Ребята, теперь я предлагаю попробовать себя в роли экспертов и оценить работу своей группы по критериям, которые лежат у вас на парте.
- (Имя), прочитай заголовки колонок.
- Первый критерий, по которому вы будете оценивать работы — это «Соответствие теме». Как вы думаете, что это обозначает? (ответы обучающихся). - Верно, это значит то, что вы в соответствии с темой составили танграм кошки. - Второй критерий – это самостоятельное изготовление танграма. Если в работе вам никто не помогал, и вы справились самостоятельно ставите +, если вам помогали ставите -. - Третий критерий, по которому мы будем оценивать ваши работы, это композиция танграма кошки. Композиция кошки – это правильное расположение всех частей кошки. Если работа соответствует этому критерию ставите +, если не соответствует, то ставите -. - Четвёртый критерий, по которому мы будем оценивать работу, это аккуратное вырезание частей танграма. Это значит, что все части вырезаны аккуратно, ровно. Так же ставите + или -. - Пятый критерий - это «Все в группе принимали участие в составлении танграма кошки». Как вы думаете, что это обозначает? (ответы обучающихся). Верно, это значит то, что при составлении танграма кошки все участники группы были задействованы.
- Приступаем к оцениванию работы вашей группы.
- Кто закончил оценивать работы – руку на локоток. - (Имя), прокомментируй, как ты оценил работу своей группы.
- Передавайте свои карточки на первые парты. -Во время работы, многие из Вас проявили упорность, усердие и трудолюбие! -Вы большие молодцы! |
Личностные: обучающиеся проявляют отзывчивость и желание прийти на помощь, настойчивость, ценностное отношение к учебе и труду. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, работать в группах, осуществлять оценку деятельности; умение выполнять мыслительные операции: анализ, синтез с опорой на вопросы педагога, упражнения, установление причинно-следственных связей; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли. Предметные: Обучающиеся собирают фигуру кошки из частей танграма. |
||||||||||||
Этап рефлексии. Задачи инициировать рефлексию обучающихся по поводу своего психолого-эмоционального состояния, обеспечить усвоение обучающимся принципов саморегуляции и сотрудничества. |
Методы обучения: словесные (беседа), создание ситуации успеха, поощрение, Методы воспитания: поощрение.
|
- Ребята, я предлагаю вам подвести итоги нашего занятия. Давайте вновь обратимся к теме занятия, как она звучала? (Танграм) - Какие задачи мы ставили перед собой? (Узнать, что такое танграм. Изготовить геометрические фигуры танграма. Из геометрических частей собрать танграм фигуры. Оценить работу.) - Мы их выполнили? (да) - Что мы делали для их выполнения?
- Что для вас оказалось трудным? А что оказалось лёгким? - Предлагаю подвести итог нашей работы на занятии. Обратите внимание на слайд, на нем написаны незаконченные предложения. Кто-нибудь хочет попробовать закончить их? Сегодня я узнал… Было трудно… У меня получилось … Мне хотелось бы… Теперь я могу…
- Теперь предлагаю оценить своё настроение на занятии. - Поднимите руку, кому занятие понравилось, и вы узнали много нового. - Спасибо, отпустите руку. - Теперь поднимите руку, кому было трудно и занятие вам не понравилось.
|
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, осуществлять оценку деятельности; умение слушать и вступать в диалог, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.