КОНСТРУКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ №2
Тема ВЗ: В Городе вежливости
Форма ВЗ: игра – путешествие
Уровень результата ВД: 1 - 2 уровень
Планируемые результаты:
· Личностные: обучающиеся демонстрируют интерес к социально значимой деятельности, инициативу, эмоционально-ценностное отношение к ней, проявляют уважительное отношение к сверстникам и взрослым
· Метапредметные: обучающиеся умеют ставить цель и планировать деятельность, осуществлять волевую саморегуляцию, умеют осуществлять оценку собственной деятельности, осуществляют поиск информации и выделяют необходимую информации, умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, осуществляют рефлексию способов и условий действия, осуществляют контроль и оценку процесса и результатов деятельности, анализ объектов, синтез как составление целого из частей, участвуют в диалоге с учителем и сверстниками, выражают свои мысли, строят высказывания, направленные на учёт позиции собеседника.
· Предметные: знают о себе как об объекте и субъекте социальных отношений, об основных социальных ролях, нормах общения и взаимодействия, знают и называют правила вежливого поведения, умеют анализировать и объяснять предлагаемые жизненные ситуации, участвуют в обсуждении правил вежливого поведения при работе в группе с конструктором
Цель: формирование когнитивного и мотивационно – ценностного компонента социальной компетентности обучающихся в процессе конструирования и игровой ситуации.
Задачи:
· Воспитательные: воспитывать интерес к социально значимой деятельности, инициативу, эмоционально-ценностное отношение к ней, уважительное отношение к сверстникам и взрослым
· Развивающие: развивать умение ставить цели, планировать деятельность, осуществлять волевую саморегуляцию, осуществлять оценку собственной деятельности, осуществлять поиск информации и выделять необходимую информации, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, осуществлять рефлексию способов и условий действия, осуществлять контроль и оценку процесса и результатов деятельности, осуществлять анализ объектов, синтез как составление целого из частей, умение участвовать в диалоге с учителем и сверстниками, выражать свои мысли, строят высказывания, направленные на учёт позиции собеседника
· Образовательные: формировать у обучающихся представление о себе как об объекте и субъекте социальных отношений, об основных социальных ролях, нормах общения и взаимодействия, актуализировать и расширять знания о правилах вежливого поведения, учить анализировать и объяснять предлагаемые жизненные ситуации, формировать умение применять знания в обсуждении правил вежливого поведения при работе в группе с конструктором
Виды деятельности (ВД): игровая, познавательная
Принципы воспитания и обучения:
Принципы воспитания:
· Создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма;
· Воспитывать через взаимодействие;
· Формирование личностного стиля и взаимоотношений со сверстниками и педагогом.
Принципы воспитания и обучения:
· принципы воспитания: создание положительного эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие, воспитание через творчество.
· принципы обучения: принцип психологической комфортности, принцип деятельности, принцип наглядности, принцип воспитывающего обучения, принцип доступности, принцип сознательности и активности.
Методы воспитания и обучения:
· методы воспитания: методы формирования социального опыта (игра); метод осмысления детьми своего социального опыта (беседа); методы стимулирования (создание ситуации успеха).
· методы обучения: методы развития познавательного интереса (выстраивание игрового сюжета, стимулирование занимательным содержанием), демонстрация, беседа, рассказ, игра, упражнения, предъявление педагогических требований, поощрение.
Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая
Дидактические средства:
· Индивидуальные: рабочие листы, разрезные изображения для выхода на тему, изображения деталей конструктора для рефлексии,
· Демонстрационные: презентация
Список использованных источников:
· Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Документ с изменениями, внесенными: приказом Минобрнауки России от 31 мая 2021 г. № 286
· Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Документ с изменениями, внесенными: от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. N 1/15)
· Основная образовательная программа начального общего образования МАУО «Центр образования «Аксиома»
· Рабочая программа курса внеурочной деятельности «В мире информации» для 1 – 4 классов, Тананыхина Ю.А.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Наименование этапа, задача |
Методы обучения и воспитания |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Дидактические средства |
Планируемый результат |
Вводный (организационно-мотивационный + целеполагание) Задача: организовать положительную мотивацию на предстоящую деятельность, создать психологический комфорт; обозначить тему и цель занятия, составить план по достижению поставленной цели 5/5 минут Стадия Установления взаимосвязи (предлагаем проблемную ситуацию, вопрос) |
Беседа, демонстрация, стимулирование занимательным содержанием, временная работа в парах, педагогическое требование |
-Здравствуйте, ребята. Я очень рада приветствовать вас снова. -Поднимите руку, ребята, кто сегодня пришел в школу с хорошим настроением? -Здорово, я надеюсь, на нашем занятии у кого-то настроение останется таким же хорошим, а у кого-то даже станет лучше. -Ребята, чтобы поддержать наше хорошее настроение, я предлагаю вам пожелать что-нибудь приятное друг другу и всему классу. -Я думаю, мы с вами готовы начать наше занятие. -Сегодня мы с вами снова отправимся в небольшое путешествие. Перед вами на партах лежат разрезанные изображения. Предлагаю вам их собрать, чтобы выяснить, где мы окажемся. -Ребята, что у вас получилось? Что изображено на карточке? -Вы правы, это город. А что особенного или интересного вы видите на изображении города? Что в нем необычного?
-Верно, ребята, этот город целиком построен из лего. Помните наших гостей с прошлого занятия, сотрудников конструкторского бюро? Это, ребята, город, где они живут. -Хотели бы вы побывать в таком городе? Как вы думаете, есть ли там что-то интересное для нас? -Я тоже думаю, что было бы здорово там оказаться. Но для того чтобы мы смогли добраться до этого города, нам с вами нужен билет. Получим мы его, если выполним несколько заданий. А пока у нас есть только один его фрагмент. (в качестве билета разрезная картинка с названиями деталей конструктора) -Ребята, я не просто так предложила вам в начале нашего занятия сказать друг другу что-нибудь приятное. Тема нашего сегодняшнего занятия будет связана с умением общаться и вести себя в разных ситуациях. -Чтобы определить тему, я предлагаю вам разгадать ребус.
-Кто сможет назвать тему занятия? Как вы думаете, если город имеет такое название, то какие особенности мы сможем увидеть у его жителей? Что такое вежливость? -Спасибо за ответы. Вижу, что вы знакомы с этим словом, об этом вы говорили в 1 классе. -Ребята, а что еще нам нужно составить, чтобы приготовиться к путешествию? -Совершенно верно, нам с вами нужен план. -Посмотрите на слайд. Здесь вы видите перепутанные предложения. Попробуйте их составить так, чтобы выполнение этих пунктов помогло нам оказаться в Городе вежливости. 1 Найти и назвать проявления вежливости, объяснить поступки. 2 Вспомнить правила вежливости. 3 Узнать правила вежливого поведения при работе в группе с конструктором. |
Осуществляют взаимное приветствие Участвуют в диалоге, эмоционально откликаются на игровую ситуацию, выделяют тему, план занятия |
Презентация Разрезные изображения
|
Личностные: обучающиеся демонстрируют интерес к социально значимой деятельности, инициативу, эмоционально-ценностное отношение к ней, проявляют уважительное отношение к сверстникам и взрослым Метапредметные: обучающиеся умеют ставить цель и планировать деятельность, осуществлять волевую саморегуляцию, умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, синтез как составление целого из частей, участвуют в диалоге с учителем и сверстниками, выражают свои мысли
|
Основной (деятельностный) Задача: создать содержательные и организационные условия для усвоения обучающимися материала занятия, обеспечить восприятие, осмысление обучающимися материала внеурочного занятия 15-20 минут Стадия Конструирования (актуализация знаний по будущей постройке, конструирование) |
Педагогическое требование, стимулирование занимательным содержанием, демонстрация, беседа, объяснение, художественное слово, игровая ситуация, создание ситуации успеха, поощрение, временная работа в группах, творческое задание (конструирование)
|
-Ребята, что нам нужно сделать сначала, чтобы получить фрагмент нашего билета? -Я предлагаю, ребята, сейчас познакомиться с интересными ситуациями и попробовать предположить, в чем герои были не правы, а также попробовать помочь их исправить. Сначала будем работать в группе. Посмотрите на слайд, прочитайте правила работы в группе и расскажите их друг другу в паре. -Молодцы, ребята, я слышала, как активно вы работали. Думаю, что вы готовы к сплоченной и продуктивной работе. -Сейчас каждый ряд, каждая наша группа, получит ситуации, которые нам нужно будет проанализировать и объяснить. В первой и последней ситуации необходимо объяснение и предполагаемые варианты решения ситуации. -Прошу вас прочитать ситуации и, если у вас есть трудности, задать вопросы. Можете приступать к обсуждению. 1. «Однажды Вова поехал в театр. В трамвае он сел около окна и с интересом рассматривал улицу. В трамвай вошла женщина с маленьким мальчиком. Вова встал и сказал женщине: «Садитесь...» Женщина обрадовалась и сказала Вове: «...». Вдруг трамвай неожиданно остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул какого-то мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова сказал: «… , …». 2. Ехали в автобусе два мальчика с книжками под мышками: Петя и Коля. Оба – первоклассники. Смирно сидели на своих местах, на кожаном диванчике, над которым написано: «Места для детей». Вдруг автобус остановился. И с передней площадки вошел старик, чей-то дедушка. Трудно ему подниматься по ступенькам, да спасибо, люди помогли – под руки поддержали. Машина тронулась, дедушка покачнулся, ищет глазами, где свободное местечко. Да плохо видит, шагнул к мальчикам. А Петя как крикнет испуганно: «Куда вы, дедушка! Прочтите, что здесь написано – это же места для детей! Вы что, неграмотный?» Стыдно стало Коле за своего друга. Вскочил он с диванчика, усадил дедушку и говорит: «Простите, пожалуйста, Петю: он у нас ещё не совсем грамотный!» Старик сел и говорит: «Ничего, ничего, у вас вся жизнь впереди – ещё научитесь». Выбежали мальчики на остановке, оба сердитые, красные и давай спорить. Петя говорит: «Ты не умеешь прочесть написанное? Тебя плохо в школе учили!» А Коля говорит: «Нет, это тебя плохо учили, не знаешь, что есть такое неписанное правило: младшие должны уважать старших!». 3. По улице шли двое прохожих. Одному было 60 лет, а другому 7лет. У первого в руках было пять предметов: портфель, три книги, сверток. Одна из книг упала. - У Вас упала книга!- закричал мальчик, догоняя прохожего. - Разве?- удивился тот. - Конечно,- объяснил мальчик. – У Вас ведь было пять вещей: портфель, три книги и сверток, а сейчас осталось только четыре. - Я вижу, ты хорошо знаешь математику - сказал прохожий, с трудом поднимая упавшую книгу,- однако есть правила, которые ты еще не усвоил. - Какие это правила?
-Итак, ребята, давайте приступим к обсуждению. Одна группа представляет решение, другие читают со слайда описание ситуации и готовятся дать оценку ответов одноклассников. - Какая у вас ситуация? Как вы думаете, правы ли герои? Что они сделали? Первая группа объяснит, как поступили герои и продолжит фразы. -Ребята, кто готов прокомментировать ответ группы? -Вторая группа объяснит, почему герои поступили неправильно или как нужно было поступить и почему? -Ребята, кто готов прокомментировать ответ группы? -Третья группа объяснит, как поступили герои и почему они так решили? -Ребята, кто готов прокомментировать ответ группы? -Спасибо, ребята. У кого-то из других групп есть вопросы? Все ли вам понятно? -Ребята, я вижу, у нас с вами здорово получается анализировать ситуации про вежливое поведение. Мы с вами получаем фрагмент билета. -Скажите, пожалуйста, а вы сами всегда ведете себя вежливо? Кто попробует их назвать? Поднимите руку, кто знает и выполняет правила вежливости. -Ребята, смотрите-ка, мы с вами получаем еще один фрагмент билета в Город вежливости! Теперь мы сможем оказаться в гостях у его жителей! Физминутка -Жители города очень рады встрече с вами и предлагают немного подвигаться. Встаем со своих мест так, чтобы не мешать соседям. Выполняйте движения за жителем города под музыку (видео на слайде) -Присаживайтесь на места. Вижу, что у всех хорошее настроение. -Жители города попросили меня рассказать вам еще немного о вежливости. Ваша задача внимательно слушать и на рабочем листе вместо пропущенных слов вставить слова для справок. Придвиньте рабочие листы, найдите задание № 1. Кому понятно задание, поднимите руку. -В давние времена слово «вежа» означало «знаток», тот, кто знает правила приличия, тот, кто с добром относится к людям. Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться. Для того чтобы стать вежливым, нужно чаще использовать в своей речи вежливые слова, от которых становится теплее и радостнее на душе. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь улучшить плохое настроение. Но не только слова у нас с вами должны быть добрыми, надо всегда вести себя так, чтобы и поступки наши были хорошими, чтобы не приходилось за них краснеть и стыдиться. Вести себя с другими надо так, чтобы не причинить боли и вреда, не обидеть и не расстроить человека. -Поработаем на рабочих листах. Прочитайте предложение и слова для справок, вставьте пропущенные слова. Что такое вежливость? -Ребята, давайте еще раз подумаем, можно ли нас назвать вежливыми людьми? Почему? -Всегда ли вы употребляете слова, которые называют волшебными? -Всегда ли вы ведете себя так, чтобы никого не обидеть и не расстроить? -Как вы думаете, а ваши друзья и товарищи тоже вежливые люди? -А можете ли вы помочь своим товарищам стать вежливыми? Что вы для этого сделаете? |
Включаются в работу на занятии Вспоминают правила работы в группе
Анализируют предложенные учителем ситуации, работая в группах
Фронтально обсуждают результаты деятельности групп
Включаются в диалог с учителем
Выполняют движения физминутки
В рабочих листах вписывают необходимую информацию в ходе прослушивания слова учителя
Включаются в диалог с учителем, обсуждают полученную информацию |
Презентация Карточки с заданиями Видеоролик с физминуткой
|
Личностные: обучающиеся демонстрируют инициативу, эмоционально-ценностное отношение к ней, проявляют уважительное отношение к сверстникам и взрослым Метапредметные: обучающиеся умеют планировать деятельность, осуществлять волевую саморегуляцию, умеют осуществлять оценку собственной деятельности, осуществляют поиск информации и выделяют необходимую информации, умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, осуществляют контроль и оценку процесса и результатов деятельности, анализ объектов, синтез как составление целого из частей, участвуют в диалоге с учителем и сверстниками, выражают свои мысли, строят высказывания, направленные на учёт позиции собеседника. Предметные: знают о себе как об объекте и субъекте социальных отношений, об основных социальных ролях, нормах общения и взаимодействия, знают и называют правила вежливого поведения, умеют анализировать и объяснять предлагаемые жизненные ситуации, участвуют в обсуждении правил вежливого поведения при работе в группе с конструктором
|
Заключительный Задача: организовать деятельность, ведущую за собой само/взаимоконтроль обучающихся, контроль деятельности педагогом; инициировать рефлексию обучающихся по поводу своего психолого- эмоционального состояния 10/5 минут Стадия Рефлексия и Развитие (проводим испытания с постройкой, исследуем ее, предполагаем, что можно сделать еще, как модернизировать или где еще можно использовать) |
беседа, поощрение, педагогическое требование |
-Ребята, вы уже немного знаете о жителях Города вежливости, и они хотели бы побольше узнать о своих гостях. Сотрудники конструкторского бюро из этого города предлагают вам интересное задание. -Посмотрите на ваши рабочие листы, найдите задание №2. В нем вы видите вопросы. Ваша задача, ребята, ответить на эти вопросы про вежливое поведение и показать сотрудникам бюро, что вы легко смогли бы работать с ними. 1) Какие слова мы говорим при встрече? («Здравствуйте», «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Я рад тебя видеть», «Как ты себя чувствуешь? ») 2) Какие слова мы говорим при расставании? («До свидания», «До завтра», «До встречи», «Счастливого пути», «Всего хорошего», «Всего доброго») 3) Какие слова мы говорим во время завтрака, обеда, ужина? («Приятного аппетита», «Благодарю», «Спасибо», «Все было очень вкусно») 4) Какие слова мы говорим перед сном? («Спокойной ночи», «Доброй ночи», «Приятных снов») 5) Во время работы с конструктором вы нечаянно задели друга, и он уронил деталь конструктора. Как вы поступите? (Извинится и помочь найти, поднять деталь) 6) Вам нужно завершить работу из конструктора, у вас нет нужной детали, а у товарища по команде есть. Как вы поступите? (Попросить вежливо: «Дай пожалуйста») -Ребята, давайте обсудим, как вы ответили на вопросы от сотрудников бюро. Какие вежливые слова вы вспомнили, отвечая на 1 вопрос? А на 2? (и тд) -А как бы вы поступили в 5 вопросе? Что бы вы сделали, если бы оказались в такой ситуации, как последняя описанная? -Жители города и конструкторы из бюро, ребята, очень впечатлены тем, что вы знаете, как поступать в любых ситуациях, соблюдая правила вежливого поведения! Они дарят нам приглашения. С их помощью мы еще не раз сможем вернуться в Город и поработать в бюро с конструктором. -А сейчас нам пора возвращаться в наш класс. Какие слова на прощание вы можете сказать жителям города? -Ребята, мы с вами снова в нашем классе. Я предлагаю вам вспомнить, какая была тема нашего сегодняшнего занятия? -А что мы делали сегодня? Что вам больше всего понравилось? -Ребята, а чем мы с вами сможем заниматься, посещая конструкторское бюро? -Верно, мы с вами будем конструировать, работая в группах. -Давайте попробуем оценить, насколько мы готовы к такой работе. -Поднимите желтую деталь конструктора, если вы умеете конструировать и вам это нравится; и выберите зеленую деталь, если вы готовы научиться конструировать и вам это интересно. -В каком случае поднимаем зеленую деталь? А когда поднимаем желтую? -Замечательно, ребята! Я очень рада, что вам интересно конструировать и хочется приступить к такой работе! На следующем занятии мы с вами обязательно сможем попробовать еще. -Билеты, которые мы сегодня с вами получили, выполняя задания, я прошу вас сохранить. -Благодарю вас за вашу внимательность и вежливость сегодня! А за что вы хотели бы поблагодарить своих одноклассников? -Я очень рада, ребята, что вы обращаете внимание на хорошие поступки и вежливость друг друга. До свидания! |
Выполняют контрольное задание в рабочих листах
Обсуждают выполненное задание
Фронтально анализируют и обсуждают деятельность на занятии
Осуществляют эмоциональную рефлексию
Благодарят одноклассников |
Презентация Рабочие листы Изображения деталей конструктора для рефлексии |
Личностные: обучающиеся проявляют уважительное отношение к сверстникам и взрослым Метапредметные: обучающиеся умеют осуществлять волевую саморегуляцию, умеют осуществлять оценку собственной деятельности, умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, осуществляют рефлексию способов и условий действия, осуществляют контроль и оценку процесса и результатов деятельности, участвуют в диалоге с учителем и сверстниками, выражают свои мысли Предметные: знают о себе как об объекте и субъекте социальных отношений, об основных социальных ролях, нормах общения и взаимодействия, знают и называют правила вежливого поведения
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.