Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 1
«Детский сад Будущего» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному
направлению развития воспитанников
Конструкт занятия по ознакомлению с окружающим миром
для детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет)
на тему: «Человек - часть природы»
Исполнитель:
Чугунова Е.Э.,
студент 41 до группы.
Согласовано:
Бабинова Н.В.,
старший воспитатель.
Богданович, 2020
Образовательная область: познание.
Тема: «Человек – часть природы»
Возрастная группа: старшая группа (от 5 до 6 лет).
Цель занятия для ребенка: обобщение знаний детей об охране природы.
Цель – создать условия для формирования у детей представлений о неразрывной связи человека с природой (человек и природа – единое целое).
Задачи:
Обучающая:
- Закреплять знания детей о Земле — как общем доме (растения, животные, человек).
Развивающая:
- Развивать у детей мыслительные процессы, умственную операцию сравнения и доказательную речь, обогащать словарный запас; совершенствовать речь детей; развивать фантазию.
Воспитательная:
- Воспитывать в детях уважение к природе; подвести детей к выводу о том, что человек и природа взаимосвязаны, что человек является частью природы.
Дидактическая задача:
Игра «Забота о природе» - формировать умение анализировать результат и процесс своей деятельности.
Словарная работа: космос, планета, мир, бережно, земной шар.
Планируемый результат: активно взаимодействует со сверстниками и взрослым, участвует в совместных играх; ребенок подвижен, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; ребенок обладает развитым воображением; ребенок может следовать социальным нормам и правилам в различных видах деятельности; обладает элементарными представлениями из области живой природы в соответствии с возрастными нормами.
Предварительная работа: чтение художественной литературы о природе, беседы с детьми о нашей планете и ее жителях; рассматривание глобуса, какие цвета имеет наша земля; дидактическая игра «Кто, где живет».
Материалы и оборудование: ФГОС, ОПОП. Мультимедийная установка, магнитофон.
Демонстрационный материал: презентация, глобус, макеты: леса, речки и города, дерева, фигурки деревьев, животных, рыб, насекомых, домов, людей, таблицы «Чем природа помогает человеку», «Чем человек отличается от природы», фигурки животных.
Раздаточный материал: фишки красного, жёлтого и зелёного цветов.
Технологическая карта занятия:
№ |
Этап, продолжительность |
Задачи этапа |
Деятельность педагога |
Предполагаемая деятельность детей |
Методы, формы, средства и приемы |
Планируемый результат |
1. |
Организационно-мотивационный этап, 3 мин. |
Смотивировать детей на предстоящую деятельность, создать эмоционально -положительный настрой. |
- Ребята, а вы любите путешествовать? - Куда бы вы хотели отправиться в путешествие? - А хотели бы вы отправиться путешествовать в космос, и увидеть все то, что видят космонавты? - Нам предстоит совершить фантастический полет в космос, где вы встретитесь с чудесами, неизведанными открытиями. - А вы знаете, что космонавты в космических кораблях находятся в невесомости. Давайте и мы представим, что мы в космическом корабле в невесомости, а для этого ложитесь поудобнее на ковер, закройте глаза и представьте, что вы в космосе. |
Активно включаются в познавательную деятельность. Дети соглашаются отправиться в путешествие. Дети активно эмоционально настроены. Дети ложатся по кругу, закрывают глаза и представляют космос.
|
Словесный: Беседа, Художественное слово. |
Дети проявили интерес к предстоящей деятельности, настроены на общение. |
2. |
Основной этап |
|||||
2.1 |
Этап постановки проблемы, 3 мин. |
Закрепить знания о планете Земля (форма, цвет). |
- Ребята, откройте глаза и расскажите, что вы видели в космосе? А какие были звезды? - Какого цвета луна? Солнце? - А на что похожа наша планета Земля? (Показываю макет Земли, который находится в центре природы) - А какого цвета наша земля? Как вы думаете, почему наша планета такая разноцветная? - Ребята, а вы хотите посмотреть фильм про нашу планету? - Я вас приглашаю на передачу «Клуб путешественников», посмотреть фильм. |
Делятся впечатлениями что видели. Активно высказывают предположения. - Земля похожа на шар. - Синий цвет — реки, моря, океаны; зелёный цвет — леса, луга; жёлтый и коричневый цвет — суша, горы, равнины, пустыни; белый — снег и льды. |
Наглядный: показ макета Земли. Словесный: беседа, художественное слово. |
Дети проявили любознательность, восприятие, мышление. Закрепили знания о планете Земля. |
2.2 |
Этап восприятия, 9 мин. |
Создать условия для разнообразной активной деятельности детей. Актуализировать имеющиеся у детей знания. |
(Показываются слайды по стихотворению, звучит музыка) .- Посмотри, мой юный друг, что находится вокруг: Небо светло- голубое, солнце светит золотое, Ветер листьями играет, тучка в небе проплывает, Поле, речка и трава, гора, туманы и роса, Человек и время года — это всё вокруг природа. - Ребята, а что вы видели? - Мы живём на большой и красивой планете, имя которой – Земля. Как прекрасен и удивителен мир, окружающий нас. Как прекрасны и неповторимы бескрайние леса и безбрежные моря, полноводные реки и озёра, высокие горы и зелёные равнины, бескрайние степи и пустыни! — Ребята, а вы хотите построить свой дом? Но это будут не просто дома, чтобы их построить надо превратиться в волшебников, ведь они творят чудеса. (Из центра природы беру 3 макета, ставлю перед детьми на стол). - Как вы думаете, что они означают? - Выберете, какой макет вы оживите, и создавайте свой лес, реку или город. - Вы создали прекрасный лес, чудесный город и красивую реку. Все это наша земля. А кто живет в этом доме? - Можно ли сказать, что земля наш общий дом? Почему? - А человек — это часть природы? Почему? - Как он связан с природой? - Давайте немного отдохнем Физминутка «Мы защитники природы». |
Дети эмоционально-активны. Дети отвечают и поясняют свой выбор. Гору, реку, поле, лес и т.д.
Дети выполняют задание.
Река, лес, город. Дети работают в группах, оживляют макеты фигурками. Растения, животные, птицы, насекомые, человек. Отвечают на вопросы.
Повторяют движения за педагогом. |
Практический: игра. Объяснение: создание ситуации успеха. Словесный: рассказ. Наглядный: просмотр презентации, иллюстраций, показ макетов. Физминутка.
|
Углубили знания о планете Земля, о природе и явлениях на Земле, о том, кто населяет планету. Актуализировали имеющиеся знания. Отдохнули, готовы к дальнейшей деятельности.
|
2.3 |
Этап практического решения проблемы, 5 мин. |
Выяснить взаимосвязь между животным, растительным миром и человеком. Создать условия для достижения результата каждого ребенка. |
- Я предлагаю вам заполнить таблицу «Чем природа помогает человеку». Вам даны картинки, из которых необходимо выбрать те, на которых изображено чем природа помогает человеку. Выберите нужные картинки и прикрепите их на нашу таблицу. - Давайте мы с вами обсудим таблицу. А чем природа помогает человеку? - Правильно, природа помогает человеку, человек без природы не сможет жить. - Ребята, а с каким животным вы бы сравнили человека? Я предлагаю вам подойти к столу и выбрать животное, с которым вы бы сравнили человека. - А человек отличается от животного? - Давайте заполним таблицу с отличиями. Для этого, у вас есть картинки, из которых необходимо выбрать - отличия животного от человека. - Давайте выясним, чем же человек отличается от животного? |
Выбирают картинки и прикрепляют их в таблицу. Дети подходят к столу и выбирают среди диких и домашних животных тех, с которыми они бы сравнили человека. Высказывают свое мнение. Дети выбирают картинки и прикрепляют их в таблицу. Предполагают варианты ответов. |
Практический: игра. Словесный: беседа, рассказ, вопросы. Наглядный: просмотр слайдов. |
Выяснили взаимосвязь между животными, растительным миром и человеком. Умение действовать в команде. |
3. |
Заключительный этап, 5 мин. |
Формировать умение анализировать результат и процесс своей деятельности, формулировать вывод. Подводить итоги деятельности. |
- А теперь ребята я хочу предложить вам фишки красного, жёлтого и зелёного цвета; - А как вы думаете, куда мы их будем прикреплять? (обращаю внимание на макет дерева, который находится в центре природы). - Тот, кто считает, что нужно заботиться о природе - поместит на дерево зелёную фишку; тот, кто думает, что природе надо помогать только иногда – поместит на дерево жёлтую фишку; а тот, кто считает, что природу вообще не надо беречь – поместит на дерево фишку красного цвета. - Молодцы, ребята, вы хорошо работали и мы многое с вами узнали. Мы узнали, что планета Земля – наш общий дом, человек — часть природы. - В знак того что мы будем беречь нашу землю, и делать ее еще краше, предлагаю разместить, наше деревце с фишками в центре природы. |
Делают выбор с помощью фишек. Предлагают варианты ответов. Делятся эмоциями. Дети отвечают на вопросы. |
Словесный: беседа, поощрение, дискуссия.
|
Умеют оценивать результат своей деятельности. Приходят к выводу что необходимо заботиться и защищать природу. |
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 1
«Детский сад Будущего» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному
направлению развития воспитанников
Самоанализ занятия по ознакомлению с окружающим миром
для детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет)
на тему: «Человек - часть природы»
Исполнитель:
Чугунова Е.Э.,
студент 41 до группы.
Согласовано:
Бабинова Н.В.,
старший воспитатель.
Богданович, 2020
Тема: «Человек - часть природы»
Возрастная группа: старший дошкольный возраст (от 5 – 6 лет).
КУМО: ФГОС, ПОПО «От рождения до школы».
Цель анализа: проанализировать занятие по ознакомлению с окружающим миром для выявления и корректировки недочетов в проведении данного занятия.
Вашему вниманию было представлено занятие по ознакомлению с окружающим миром «Человек – часть природы» которое, было разработано в соответствии с ФГОС.
Цель занятия: создать условия для формирования у детей представлений о неразрывной связи человека с природой (человек и природа – единое целое).
Из поставленной цели вытекает ряд задач.
Планируемый результат:
активно взаимодействует со сверстниками и взрослым, участвует в совместных играх; ребенок подвижен, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; ребенок обладает развитым воображением; ребенок может следовать социальным нормам и правилам в различных видах деятельности; обладает элементарными представлениями из области живой природы в соответствии с возрастными нормами.
Для реализации данных задач требуется материалы и оборудование:
Демонстрационный материал: презентация, глобус, макеты: леса, речки и города, дерева, фигурки деревьев, животных, рыб, насекомых, домов, людей, таблицы «Чем природа помогает человеку», «Чем человек отличается от природы», фигурки животных.
Раздаточный материал: фишки красного, жёлтого и зелёного цветов.
Занятие было организовано со всей группой. Уровень развития детей достаточный, взаимоотношения благоприятные, дети дружные.
На организационно – мотивационном этапе на дальнейшую деятельность детям было предложено отправиться в путешествие в космос. Использовался словесный метод (беседа, вопросы). Дети заинтересовались предстоящей деятельностью.
На этапе «Постановка проблемы» использовались методы: наглядный: показ макета Земли; словесный: беседа, художественное слово. На данном этапе дети закрепили знания о планете Земля (форма, цвет).
На «этапе восприятия» были использованы словесный: рассказ; наглядный: просмотр презентации, иллюстраций, показ макетов; практический: игра; объяснение: создание ситуации успеха. Созданы условия для разнообразной активной деятельности детей. Актуализировали имеющиеся знания. Была проведена физминутка.
На «этапе практического решения проблемы» использовался практический: игра; словесный: беседа, рассказ, вопросы; наглядный: просмотр слайдов.
Для детей была поставлены цель: выяснить взаимосвязь между животным, растительным миром и человеком. Создать условия для достижения результата каждого ребенка.
На «заключительном этапе» был подведен итог занятия с помощью словесного метода: беседа, поощрение, дискуссия, дети демонстрируют умения высказать свое мнение, подводят итоги деятельности, проявили доброжелательное отношение друг к другу.
Занятие было направлено на формирование у детей представлений о неразрывной связи человека с природой (человек и природа – единое целое).
Из поставленной цели вытекает ряд задач.
Эта цель реализовывалась через триединые задачи.
Обучающая задача реализовывалась в ходе закреплении знаний детей о Земле — как общем доме (растения, животные, человек).
Развивающая задача реализовывалась в ходе развития у детей мыслительных процессов, умственной операции сравнения; обогащен словарный запас; совершенствована речь детей; развита фантазию.
Воспитательная задача реализовывалась на протяжении всего занятия, у детей воспитано уважение к природе.
Задачи решаются во всех этапах занятия. Дети должны уметь сотрудничать со своими сверстниками и уважать их, помогать в трудной ситуации, а также дети не должны перебивать друг друга, должны уметь выслушать каждого своего сверстника не перебивая его.
При каждом применении методы или приемы я учитывала возрастные особенности детей.
Работа проходила содержательно, интересно и организованно. Структура занятия по ознакомлению с миром природы, методы и приёмы работы с детьми подобраны с учётом возрастных особенностей детей и методическим рекомендациям. Занятие осуществлялось в соответствии с конструктом. Занятие соответствовало интересам, темпераменту, уровню подготовленности детей. Данная форма занятия по ознакомлению с миром природы соответствует возрасту по ФГОС ДО. Конструкт составлен в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей 5 - 6 лет. Занятие по ознакомлению с миром природы длилось 25 минут, что соответствует нормам СанПина.
Анализируя, проведенное занятие можно сказать, что поставленные задачи были успешно выполнены. Считаю, что занятие построено логично, а этапы занятия взаимосвязаны. Разнообразие методов и приёмов, использованных на занятии, позволили удержать внимание и познавательный интерес детей на протяжении всего занятия.
При подборе игрового оборудования учитывались следующие принципы: яркость, красочность, разнообразность, логичность. Временные рамки были соблюдены.
Проведению эффективной работы с детьми способствовали такие умение как: эмоциональность речи, умение привлечь внимание детей. Есть четкость показа действий. Сочетание слова с действием. В ходе занятия реализуется совместная деятельность взрослого и детей, главной составляющей является взаимодействие.
Я считаю, что данное занятие по ознакомлению с миром природы «Человек – часть природы» успешно реализует цель и задачи. Содержание создано в соответствие с принципом доступности, так как воспитанникам было понятно, о чём идет речь и осуществлялась ориентация на опыт детей.
Образовательная деятельность получилась насыщенной, эффективной. Считаю, что занятие проведено на среднем уровне. Причина данного успеха, я считаю креативная мотивация, продумывание каждого этапа, качественная предварительная работа, а также умение перестраиваться педагогу в непредвиденных ситуациях.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.