Учитель химии Змеева И.В. МКОУ «СОШ №7» г. Ревда
Конструкт урока «Химические свойства оснований»
Цель: Создание условий для развития навыков развития исследовательской деятельности при изучении темы химические свойства оснований.
Задачи.
o Образовательная:
ü расширить знания об оксидах, гидроксидах, щелочах, кислотах, индикаторах;
ü совершенствовать умение экспериментальной работы, оформления результатов, умения делать выводы; совершенствование наблюдательной деятельности, умения применять полученные знания на практике.
o Развивающая: развитие научно познавательного интереса к предмету, мышления, творческих навыков, умения работать в парах, умения давать самооценку и делать выводы.
o Воспитательная задача: формирование мировоззренческого понятия о познаваемости окружающего мира, самостоятельности, творческого отношения к учебе, повышение самооценки.
Место урока в изучении раздела: 4 урок из 14 в разделе «Соединения химических элементов»
Метод обучения: словесный и сопутствующие ему практический и наглядный.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы: индивидуальная, работа в парах, работа в группах (выполнение практической работы), работа с дополнительной литературой.
Планируемый результат:
личностные:
навыки исследовательской деятельности
предметные:
ü умеют составлять уравнения химических реакций;
ü знают признаки классификации оснований;
ü знают реакции, характерные для оснований.
ü умеют пользоваться таблицей растворимости;
ü умеют пользоваться электрохимическим рядом напряжений металлов;
ü решают экспериментальные задачи по данной теме.
метапредметные:
познавательные: уметь осуществлять поиск и выделение информации, умения писать уравнения, устанавливать причинно-следственной связи;
регулятивные: ставить учебную цель и задачи, составлять план работы, сличать способ действий результата с эталоном; осознавать качество и уровень выполненной работы (усвоение), осознавать степень достижения результата
Коммуникативные: совместно планировать работу в группах, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации.
Требования к учителю: организовывать, направлять, корректировать деятельность учащихся
Оборудование и реактивы: штатив для пробирок, пробирки пронумерованные №1,№2,№3, индикаторная бумага, универсальная индикаторная бумага, лакмус, фенолфталеин, метилоранж, стеклянная палочка, стаканы 3 штуки, раствор щелочи, вода, соляная кислота, хлорид железа(II), гидроксид меди, спиртовка, спички, держатель для пробирок.
Риск: нехватка времени, т.к учащиеся с различной скоростью могут выполнять практическую работу. Чётко проговорить и контролировать выполнение лабораторной работы.
Методические пособия для учителя
1. Курс химии для 8 – 11 классов /О.С. Габриелян – 2-е Изд., перераб. И доп.-М.: Дрофа, 2008
2. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2005.-78с.
3. Контрольные и проверочные работы. Химия 8 кл. к учебнику О.С.Габриеляна – М.: Дрофа 2008
5. Габриелян О.С., Лысова Г.Г., Введенская А.Г. Химия 8 класс: В 2 ч. Ч.2: Настольная книга учителя– М.: Дрофа, 2003.-320с.
4. .Габриелян О,С , Рунов Н.Н. Химический эксперимент в школе 8-11 кл. - - М.: Дрофа 2005
5. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях.8 класс: Учеб.пособие для общеобразоват.учрежден.- М.: Дрофа, 2003.- 304с
Этап урока |
Время |
Развитие УУД |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы работы |
Продукт деятельности |
Организационно- мотивационный |
1мин |
|
Психологический настрой учащихся на урок |
Включается в процесс целеполагания, понимает и принимает требования учителя, |
Фронтальная |
Готовность учащихся к уроку |
Актуализация опорных знаний и умений |
5 мин |
Познавательные: Организовать повторение основных понятий, которые потребуются на данном уроке |
Показывает значимость понятия основания и их свойств в неорганической химии |
|
Индивидуальная |
Заполнение рабочих листов №1(тест о кислотах) |
Целеполагание |
2 мин |
Личностные: Осознание значения темы в общей теме «классы соединений» Предметные: уметь: отличать основания от других классов неорганических соединений, писать реакции с основаниями. |
Постановка цели урока и доведения её до сознания учащихся |
Осознать и принять цель урока.
|
фронтальная |
|
Изучение нового |
25 мин |
Метапредметные: Познавательные: уметь осуществлять поиск и выделение информации, устанавливать причинно-следственной связи; Регулятивные: ставить учебную цель и задачи, составлять план работы Коммуникативные: совместно планировать работу в группах, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации; |
Формирует группы, корректирует их работы |
Распределяют роли в группе, планируют работу, осуществляют лабораторную работу |
групповая |
Выполнение заданий группам по инструкционным картам |
Самоконтроль и взаимоконтроль |
3 мин |
Регулятивные: Сличать способ действий результата с образцом |
Организует выступление групп и помогает делать выводы |
Работа по составлению уравнений реакций (рабочая карточка №2) Выводы по лабораторной работе |
Групповая (работа в парах) |
Защита лабораторной работы и выводы по каждой работе |
Оценивание результатов |
2 мин |
Регулятивные: осознавать качество и уровень выполненной работы (усвоение) |
Создает условий для объективной и качественной самооценки работы групп, выявление качества знаний, установление причин недостатков, обеспечение способностей к оценочным действиям |
Оценивают работу группы и свою деятельность в составе группы |
Индивидуальная |
Оценка |
Рефлексия |
1 мин |
осознание степени достижения результата
|
Предлагает выделить трудности, способы их преодоления, наиболее успешные моменты работы, спрогнозировать дальнейшее изучения темы. |
Делятся впечатлениями, обмениваются мнениями. |
Фронтальная |
Обобщение и выводы более успешных учащихся |
Домашнее задание |
1 мин |
Регулятивные: Осознание закрепления пройденного материала
|
Подробное объяснение диферинцированного Домашнего задания |
Осознают и записывают задания (каждый по своему уровню) |
индивидуальная |
Выполнение домашнего задания |
Домашнее задание: П. № 38 по учебнику Габриелян О.С. Химия 8 класс.
На оценку «5»
Как различить растворы серной кислоты, сульфата меди (II), гидроксида натрия, не имея других реактивов? Дать объяснение, записать уравнения химических реакций.
На оценку «4» -
Составить уравнения реакций согласно схемам:
К → К2 О→ К ОН
Са → СаО → Са(OН) 2
На оценку «3»
Записать уравнения химических реакций.
1) HNO3 + КOH =
2) Сu(OН) 2 + H 2SO4 =
3) FeCl2 + NaOH =
Творческое задание (по желанию) Приготовить презентацию на тему «Мир оснований».
1 группа Инструкционная карта
Цель: выяснить отношение щелочей к индикаторам.
Порядок действий:
1. Прочитайте информацию к размышлению.
2. В пробирки со щёлочью поочерёдно капнуть индикаторы: лакмус, фенолфталеин, метил-оранж.
3. Подготовьте отчёт. Ответы занесите в таблицу. Как индикаторы действуют на щёлочь?
Реактивы (формула и название вещества) |
Наблюдения |
Вывод |
|
|
|
|
|
|
2 группа – Инструкционная карта
Цель: обнаружить среди предложенных растворов щёлочь.
Порядок действий:
1. Даны 3 пробирки с растворами веществ, в одной из пробирок – щёлочь. Опытным путём определите, в какой пробирке находится кислота.
Для этого используйте один из предложенных индикаторов: лакмус, фенолфталеин, метил-оранж.
2. Подготовьте отчёт. Ответы занесите в таблицу. Какой вы выбрали индикатор?
Реактивы (формула и название вещества) |
Наблюдения |
Вывод |
|
|
|
|
|
|
3 группа - Инструкционная карта
Цель: Проанализировать информацию о взаимодействии щелочей с солями тяжёлых металлов.
Порядок действий:
1. Прочитайте текст учебника на стр. 184, пункт 2.
2. Проделайте химическую реакцию взаимодействия гидроксида натрия с хлоридом железа(II) .
3. Составьте уравнение реакции.
4. Подготовьте отчёт. С какими солями взаимодействуют щёлочи? Ответы занесите в таблицу.
Реактивы (формула и название вещества) |
Уравнения химической реакции |
Наблюдения |
Вывод |
|
|
|
|
|
|
|
|
4 группа – Инструкционная карта
Цель: проанализировать информацию о разложении нерастворимых оснований.
Порядок действий:
1. Прочитайте текст учебника на стр. 161, пункт 4.
2. Проделайте химическую реакцию разложения гидроксида меди.
3. Составьте уравнение реакции.
4. Подготовьте отчёт. Ответы занесите в таблицу.
Реактивы (формула и название вещества) |
Уравнения химической реакции |
Наблюдения |
Вывод |
|
|
|
|
|
|
|
|
5 группа - Инструкционная карта
Цель: проанализировать информацию о взаимодействии соляной кислоты со щелочами.
Порядок действий:
1. Прочитайте текст учебника на стр. 90, таблица 13, пункт 5
2. Проделайте химическую реакцию взаимодействия серной кислоты с NaОН .
3. Составьте уравнение реакции.
4. Подготовьте отчёт. Ответы занесите в таблицу.
Реактивы (формула и название вещества) |
Уравнения химической реакции |
Наблюдения |
Вывод |
|
|
|
|
|
|
|
|
Рабочая карточка ученика ФИО____________________
Правила техники безопасности.
1. Запрещено: пробовать вещества на вкус!!!
2. Самовольно сливать и смешивать реактивы.
3. Взбалтывать вещества необходимо, слегка покачивая пробирку.
4. При разбавлении концентрированной серной кислоты выделяется большое количество теплоты. Поэтому смешивать концентрированную кислоту с водой следует с большой осторожностью: НАДО ВЛИВАТЬ СЕРНУЮ КИСЛОТУ В ВОДУ, А НЕ НАОБОРОТ. Если вливать воду в серную кислоту, то часть воды за счет выделения теплоты может нагреться до кипения. Кислота начнет разбрызгиваться и может попасть на кожу, в глаза.
5. Щёлочь вызывает ожоги. Поэтому попавшую на кожу или ткань кислоту необходимо тотчас смыть большим количеством воды, а затем слабым раствором уксусной и соляной кислотой и вновь смыть водой.
ТЕСТ
Вариант № 1
1. Найдите химическую формулу основания:
НСl, ВаО, SO3, Са(ОН)2.
2.Универсальная индикаторная бумага в щелочной среде:
Синяя, красная, желтая, зеленая.
3. метил-оранж в щелочной среде
Малиновый, синий, красный, жёлтый
4.Найдите химическую формулу нерастворимого основания:
НСl, NaОН, Al(ОН) 3 H3PO4.
Рабочая карточка ученика ФИО____________________
Правила техники безопасности.
1. Запрещено: пробовать вещества на вкус!!!
2. Самовольно сливать и смешивать реактивы.
3. Взбалтывать вещества необходимо, слегка покачивая пробирку.
4. При разбавлении концентрированной серной кислоты выделяется большое количество теплоты. Поэтому смешивать концентрированную кислоту с водой следует с большой осторожностью: НАДО ВЛИВАТЬ СЕРНУЮ КИСЛОТУ В ВОДУ, А НЕ НАОБОРОТ. Если вливать воду в серную кислоту, то часть воды за счет выделения теплоты может нагреться до кипения. Кислота начнет разбрызгиваться и может попасть на кожу, в глаза.
5. Щёлочь вызывает ожоги. Поэтому попавшую на кожу или ткань кислоту необходимо тотчас смыть большим количеством воды, а затем слабым раствором уксусной и соляной кислотой и вновь смыть водой.
ТЕСТ
Вариант № 2
1. Определите формулу основания:
Н2SО4, FeO, LiOH, SO3.
2. Феноп-фталеин в щелочной среде:
Синий, красный, желтый, фиолетовый
3.Определите растворимое основание:
НCl, NaОН, Al(ОН) 3 НNO3,
4.Лакмус в щелочной среде::
Малиновый, синий, красный, жёлтый
Оценочная карта № 2
Дата___________________Класс______________________
Постарайся точно вспомнить то, что слышал на уроке и ответь на поставленные вопросы:
№ |
Вопросы |
Ответы |
1 |
Какова была тема урока?
|
|
2 |
Какая цель стояла перед тобой на уроке? |
|
3 |
Каков вывод урока?
|
|
4 |
Как работали на уроке твои одноклассники? |
|
5 |
Как работал ты на уроке?
|
|
6 |
Как ты думаешь, ты справишься с домашним заданием, полученном на уроке? |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.