Конструкция и декор предметов народного быта
Оценка 5

Конструкция и декор предметов народного быта

Оценка 5
Презентации учебные
pptx
изобразительное искусство
5 кл
09.10.2021
Конструкция и декор предметов народного быта
Презентация для урока в 5 классе по ИЗО
Конструкция и декор предметов народного быта.pptx

Конструкция и декор предметов народного быта

Конструкция и декор предметов народного быта

Конструкция и декор предметов народного быта

Презентация по изобразительному искусству
5 класс
подготовил учитель МБОУ «ООШ с.Дубовка» Голоднов Алексей Владимирович

Давайте поближе познакомимся с произведениями народного искусства, которые жили вместе с человеком, помогали в быту, труде, были участниками праздников

Давайте поближе познакомимся с произведениями народного искусства, которые жили вместе с человеком, помогали в быту, труде, были участниками праздников

Давайте поближе познакомимся с произведениями народного искусства, которые жили вместе с человеком, помогали в быту, труде, были участниками праздников. Красочное цветение росписи, мерцающие резные узоры, яркие островки вышивок не только доставляли радость глазу, но и были знаком добродеяния, пожелание блага. Так, например, на детской люльки принято было изображать сценки из жизни человека, цветы как пожелания вырасти сильным, добрым, счастливым. Солнечные знаки служили оберегами – в такой колыбели дитя «не сглазят». На прялке, украшенной росписью или резьбой, будет спориться работа, в нарядной посуде напитки и еда покажутся вкуснее.

А вот ковш-скопкарь . В нём подавали квас, медовуху

А вот ковш-скопкарь . В нём подавали квас, медовуху

А вот ковш-скопкарь. В нём
подавали квас, медовуху.
На севере ковшам часто
придавали облик плывущей
птицы-утицы, или ладьи.

Ковши с конскими головами Резались в

Ковши с конскими головами Резались в

Ковши с конскими головами
Резались в Тверской губернии и
назывались конюхами.
В народных представлениях
ковш-конюх олицетворял собой
хозяина дома, а ковш-утица
связывался с образом
гостеприимной и домовитой
хозяюшки.

Ковш-черпак — им черпали из большого общего сосуда

Ковш-черпак — им черпали из большого общего сосуда

Ковш-черпак — им черпали из большого общего сосуда. Они круглой формы, с плоским дном, которое придает устойчивость (в отличие от вологодского маленького ковша-наливки), и высокой, поднимающейся вверх ручкой с крючком. На ручке вырезана лучистая розетка, а над ней — стилизованная фигурка конька. Здесь, как и в тверском ковше с конскими головами, соединились в одной форме образ коня, солнца и ладьи. Все это говорит об очень древнем происхождении формы ковша. Козьмодемьянские ковши-черпаки никогда не украшались росписью, резались из твердых пород дерева.

Ковш-черпак. Первая половина 19 века. Поволжье

Братина.

Братина.

Братина.

Хлебница.

Хлебница.

Хлебница.

Хлебница и солоница Эта древнерусская посуда также была обязательным атрибутом на любом столе, ведь хлеб и соль были важными составляющими рациона

Хлебница и солоница Эта древнерусская посуда также была обязательным атрибутом на любом столе, ведь хлеб и соль были важными составляющими рациона

Хлебница и солоница Эта древнерусская посуда также была обязательным атрибутом на любом столе, ведь хлеб и соль были важными составляющими рациона. Использовалась хлебница для хранения мучных изделий, а мастерили ее из луба – слоя ствола дерева, который располагается между корой и сердцевиной. Такая посуда надежно защищает хлеб от плесени и влажности. Нарядная хлебница служила приданным для дочери, и смысл росписи заключался в пожелании счастья, достатка и благополучия. Соль на Руси была дорогим удовольствием, поэтому к созданию посуды для ее хранения подходили очень тщательно. Солоница изготавливалась в двух основных формах – в виде стульчика, у которого поднимается сиденье-крышка, либо в виде плывущей птицы.

Эти предметы были необходимы в повседневном быту русской женщины в старину

Эти предметы были необходимы в повседневном быту русской женщины в старину

Эти предметы были необходимы в повседневном быту русской женщины в старину. Использовали их для стирки и последующей "глажки" белья после нее. Рубель - доска с ручкой из дерева, на одной стороне ее были поперечные скругленные рубцы, а другая сторона была гладкой или с декором для красоты. Рубель использовали для прокатки белья после стирки, разглаживания, ведь утюгов в то время еще не было, поэтому второе название рубеля - "катальная палка".
Валек русские женщины применяли для выколачивания белья при стирке, чтобы оно лучше отстирывалось. Валек также использовали для обмолота льна и беления холстов.

Посмотрити: мотив солнца пронизывает не только орнамент, но и саму конструкцию прялок

Посмотрити: мотив солнца пронизывает не только орнамент, но и саму конструкцию прялок

Посмотрити: мотив солнца пронизывает не только орнамент, но и саму конструкцию прялок. В верхней части это разные выступы – «городки», обозначающие путь солнца по небосводу, в нижней части боковые выступы – «серьги» – символы восходящего и заходящего солнца; на ножке прялки изображено ночное, подземное солнце. На поверхности лопасти прялки можно увидеть изображение ромбиков или квадратов. Это символы земли. Древние образы продолжают жить в творениях крестьянских мастеров, повествуя о круговороте солнца, о смене дня и ночи, о человеческой жизни, о вечном порядке и гармонии космоса.

Прялка представляет собой приспособление, предназначенное для производства нитей ручным способом

Прялка представляет собой приспособление, предназначенное для производства нитей ручным способом

Прялка представляет собой приспособление, предназначенное для производства нитей ручным способом. Искусство прядения было известно с глубокой древности. На Руси в старину в каждом крестьянском доме были прялки. На них женщины пряли нити, из которых ткали полотно. Затем из полотна шили разную одежду — сарафаны, рубахи, белье. Пряхи работали от зари до зари. Чтобы получить нити и соткать из них полотно хотя бы на одну рубаху, приходилось трудиться почти две недели.
Работа на прялке выглядела следующим образом. Прялку ставили на скамейку, а пряха садилась на доску — донце. Из кудели, которая прикреплялась к лопасти, мастерица осторожно вытягивала пряжу и постепенно скучивала ее в нитку с помощью веретена.

Конструкция и декор предметов народного быта

Конструкция и декор предметов народного быта

Ссылки: 1. https://www.booksite

Ссылки: 1. https://www.booksite

Ссылки: 1. https://www.booksite.ru/fulltext/rezb/akr/uglo/va/141.htm 2. https://yandex.ru/search/?text=изображение+ковша-конюх&lr=138390 3.https://yandex.ru/images/search?pos=3&img_url=https%3A%2F%2Fsun9-70.userapi.com%2Fimpf%2F-ZwTOobPpONghR7ow74arT0qv2AfFpvT_th1fA%2FcTeOB7E3kn0.jpg%3Fsize%3D320x278%26quality%3D96%26sign%3Db327901b02f9a9b647f2e06f503a1bb3&text=фото%20братины%20из%20дерева&lr=138390&rpt=simage&source=wiz 4.https://yandex.ru/images/search?pos=14&img_url=https%3A%2F%2Fds04.infourok.ru%2Fuploads%2Fex%2F0cd0%2F0016f02f-8a49482e%2Fimg3.jpg&text=картинки%20деревянных%20солониц%20и%20хлебниц%2016%20веках&lr=138390&rpt=simage&source=wiz 5. http://golrdk.ru/load/god_russkoj_kultury/drevnerusskaja_posuda/9-1-0-96 6.https://yandex.ru/images/search?pos=2&img_url=https%3A%2F%2Fds04.infourok.ru%2Fuploads%2Fex%2F0cd0%2F0016f02f-8a49482e%2Fimg5.jpg&text=картинки%20вальки%20и%20рубель&lr=138390&rpt=simage&source=wiz 7. http://www.bolshoyvopros.ru/questions/864110-dlja-chego-v-starinu-ispolzovali-valek-i-rubel.html8 8. http://design-fly.ru/narodnye-promysly/severnye-pryalki.html 9.Учебник «Изобразительное искусство», Н.А.Горяева, О.В.Островская, «Москва»; «Просвещение».

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.10.2021