Таписерия – принятый специалистами термин для обозначения современных произведений авторского ручного ткачества, использующих опыт шпалерного ткачества, различные виды переплетений, современные материалы и технологии. Слово «таписерия» происходит от греческого «тапес» – название ковра. Современные английское и французское названия обозначают приблизительно «ковровая картина », а немецкое – «картинный ковер»).
Искусство ткачества – древнейший вид декоративно-прикладного искусства. Изучая историю ткачества, постоянно сталкиваешься с проблемой непонимания основных терминов и принципов ткачества.
Фрагмент коптской ткани.
Божество реки Нил. IV в.
Своими корнями ткачество уходит в Древний Египет. Но еще задолго до этого ткачеству предшествовало плетение. Материалы для него древние люди использовали самые разнообразные: это и лубяные волокна, и стебли, и полоски меха, даже человеческий волос использовался как материал. Ткачество появилось тогда, когда на смену коротким волокнам пришла длинная нить.
Как же изготовлялись первые ткани? Раскопки древних стоянок первобытного человека, а также первых городов в различных районах мира показывают, что в основном использовалась рама, на которую натягивались продольные нити - основа. Эти нити переплетались с поперечными нитями - утком.
Ткацкий станок вицтеков
Например, живущее на берегах Нила в IV тысячелетии до н.э. древнее племя бакаири научилось изготовлять ткани, используя вертикальную ткацкую раму. Это были два столба, врытые в землю. От одного к другому протягивали нити - основу. Уток был намотан на палочку и при ее помощи продевался через основу. Получалась ткань, похожая на циновку. Ткацкая рама такого типа существовала и в Древней Мексике Техника этого примитивного изготовления тканей была распространена в различных частях земного шара: в Азии, Африке, Америке и, конечно, в Европе.
Вертикальный ткацкий станок периода свайных построек
Одним из наиболее простых способов, облегчающих отделение четных нитей основы от нечетных (для образования так называемого зева при прокладывании в него нити утка), стало натягивание нитей основы на раме в два ряда - задний и передний. Такой способ применялся более 5 тысяч лет назад у древнего племени бакаири. Применяется он и теперь при кустарном производстве украинских ковров - килимов и рогож. Приспособлением для образования зева служила также особая гребенка, в зубьях которой были просверлены отверстия. Через отверстия в зубьях гребенки пробирали все четные нити основы, а между зубьями - все нечетные.
Древний прокладчик утка
Древнеегипетский ткацкий станок
В античные времена центрами производства тканей были Греция и Рим. В Греции вырабатывали шерстяные, а с IV века до н.э. льняные ткани. До VII-VI веков до н.э. это носило характер домашнего ремесла. В богатых домах и дворцах греческой знати имелись специальные помещения, где под присмотром хозяйки дома рабыни занимались изготовлением тканей. При этом ткачество считалось высшим из ремесел и его изобретение греки приписывали богине Афине Палладе. Гомер в"Одиссее писал, что "... ткани ж были так плотны, что в них не впивалось и тонкое масло...« В Древнем Риме также изготовляли в большом количестве для внутренних нужд и на экспорт льняные и шерстяные ткани в крупных мастерских, где трудились рабы.
Итак, основные элементы ручного ткачества - рама, товарный вал, ремизный аппарат, батан с бердом и примитивный челнок - были созданы человеком еще в доклассовом обществе.
Древнегреческий ткацкий станок
Первый древнегреческий челнок
Ткачество всегда занимало важное место в жизни людей. Почти у всех народов мира есть мифы и легенды, связанные с изготовлением тканей, которые нашли отражение в литературе и искусстве того времени.
В древнегреческой литературе (гомеровском эпосе) очень много упоминаний о ткачестве. Так, ткачество — излюбленное занятие богини Афины. Ткали почти все упоминаемые в поэмах женщины: Арета, Елена, Пенелопа, Цирцея и др. Из вазовой живописи известно, что ткацкий станок вертикального типа с подвешенными к нижней части основы грузилами, описанный Гомером, был известен по всей Греции.
Вертикальный ткацкий станок с греческой вазы около 550 года до н. э
У славян весь цикл работ по изготовлению одежды, начиная с посадки льна, обработки волокон, прядения нити и заканчивая тканьем полотна, украшением изделия был связан с множеством обрядов и поверий. Не случайно – ведь одежда, как и пища являются необходимым условием жизни человека, от милости Богов и сил Природы зависит, наделить ли его этим в изобилии или нет.
Покровительницей прядения и ткачества считается богиня Макошь (ее имя Ма-кош означает «Мать жребия», и подобно греческим мойрам и варяжским норнам, прядет она нить судьбы каждого живого существа, сплетая их вместе в ткань жизни). С христианизацией Руси ее стали называть именем святой Параскевы-Пятницы, в заговорах и молениях персонифицированная «Пятница» постепенно вытеснила упоминание Макоши.
При стрижке овец оставляли клок шерсти - как подношение Мокуше (вариант имени богини). Еще верили, что Мокуша обходит дома и, если пряхи дремлют, она прядет за них (веретена "сами вертятся").
Трепало, чесало, прялки и ткацкие станки покрывались сакральными (главным образом, солнечными) узорами, и сотканное на них полотно обладало светлой силой, охраняющей тело человека от враждебных влияний.
А все те места, где заканчивалась ткань и начиналось открытое тело – рукава, ворот, подол - покрывались обережным узором. Ведь через эти места могли проникнуть болезнь и порча.
Одним из самых распространенных видов русского народного искусства было ручное узорное ткачество.
В древнерусских городах оно занимало среди ремесел видное место. Существовали целые слободы и села, где жили ткачи и были сосредоточены мастерские (хамовными, ткачей называли хамовниками). Они снабжали льняными полотнами, узорными скатертями, полотенцами и пр. Имели ткацкие мастерские и монастыри.
Еще один вид русского ткачества тканье поясов — тканье на бердышке. Народные пояса, вытканные этим способом, похожи на обычную ткань в отличие от поясов, тканных на дощечках, переплетение нитей в которых внешне больше напоминает плотную вязку. Бердышко для тканья поясов имеет особое устройство. В старину такие бердышки делали из деревянной тонкой отполированной дощечки, в которой проделывались вертикальные прорези-щели. В промежутках между щелями на середине высоты бердышка проделывались отверстия. Количество прорезей и отверстий между ними должно соответствовать количеству нитей в тканье. Для изготовления пояса средней ширины достаточно, чтобы бердышко имело 20—22 прорези и столько же отверстий между ними. Подготавливались шерстяные разноцветные нити, как обычно, связывались в пучок и прикреплялись к неподвижному предмету.
Затем нити по порядку пробирали в бердышко: одну нить — в прорезь, другую — в отверстие между прорезями и так далее.
Нити натягивались, бердышко поднимали рукой. При этом нити, пробранные в отверстия, поднимались, а нити, пробранные в прорези, опускались. В полученный зев прокладывали уток и прибивали пальцем или деревянным ножом. Затем бердышко опускали, нити менялись местами, в образованный таким образом зев прокладывали уток и снова прибивали к предыдущей уточине. Затем процесс повторялся. Способ очень прост — в этой технике выполнялось большое количество народных поясов, иногда довольно широких. Рисунки поясов были разные, от продольных полос, гладких и пестрых до сложных браных узоров, выполнявшихся с помощью бральницы.
Пояс - в народных верованиях символ дороги, пути через мифические и реальные преграды (так же, как нитка, пряжа, волокно, веревка, цепь). Пояс как часть одежды человека, принимающая форму круга, часто употребляется в качестве оберега
С древнейших времен человеческого общества пояс рассматривался как некий оберег, магический объект, способствующий благополучию и удаче. Народ верил в могущественную силу пояса. Об этом свидетельствуют рукописные книги простонародной медицины, где пояс рассматривался как оберег: 'А от всякой порчи и злых колдунов носит на голом теле пояс вязаный. И при этом талисмане не может действовать никакое колдовство'.
Неотъемлемым элементом русского костюма всегда был пояс. Пояс бытует с очень отдаленных времен, о чем свидетельствуют письменные и археологические источники.
На Руси недопустимо было появиться на людях без пояса. Это считалось греховным, как и ходить без креста.
Уходя своим происхождением в глубину веков, модифицированное бердо дожило до наших дней в ткацком станке. Узкое, ручное бердо, использовали для ткачества поясов в культурных традициях множества народов мира. Простота технологии ткачества на берде дает бесчисленные возможности моделирования фактур и рисунков как в рамках традиции, так и в русле современного дизайна.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.