МДОУ детский сад «Сказка» р. п. Дергачи
Консультация
« Современные подходы к патриотическому воспитанию.
Воспитание будущих патриотов в процессе проектной деятельности»
Воспитатель: Бабакехян Д.Г.
Январь 2024
«К патриотическому нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать» Д.С.Лихачёв
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует от педагога объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно- нравственных, социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества.
В условиях решения задач модернизации и инновационного развития важными качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, так как обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.
Патриотическое воспитание - процесс формирование сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.
Перед педагогами стоит целый комплекс задач:
· Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;.
· Уважение к труду;
· Формировать бережное отношение к природе и всему живому;
· Элементарные знания о правах человека;
· Толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям;
· Пробуждать интерес к русским традициям и промыслам;
· Расширять представления о городах России;
· Учить детей запоминать символы государства (герб, флаг, гимн);
· Развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны.
Эти задачи решаются во всех видах детской деятельности: в играх, на занятиях в труде, быту- поскольку воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Цель патриотического воспитания детей состоит в том, чтобы посеять и взрастить в их душах семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны , созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
У ребенка чувство Родины начинается с отношения к семье, самым близким людям - матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением, с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Важную роль в нравственно - патриотическом воспитании дошкольников играют произведения устного народного творчества. Они не только формируют любовь к традициям, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. Через родные песни, сказки, загадки, потешки, поговорки ребенок получает первые представления о культуре своего народа. Большое место в приобщении детей к родной культуре занимают народные праздники, традиции, обряды. Цель этих праздников- доставить детям радость, всколыхнуть самые добрые чувства в их душах, научить детей доброжелательному отношению друг к другу, своим родным, людям пожилого возраста, и самое главное, - воспитать достойного гражданина своей страны.
Еще одним ярким и интересным средством приобщения детей к народной культуре является народно - прикладное искусство. Очень важно знакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь национальным изобразительным искусством. Народное декоративно- прикладное искусство не только плод умения, ремесла его создателей, но и неотъемлемая часть их жизни, повседневного быта. Ознакомление ребенка с русским народным декоративно- прикладным искусством опирается на принцип общей дидактики- связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, наглядности.
Декоративно - прикладное творчество – один из видов изобразительного искусства, которое несет в себе духовные и эстетические ценности, накопленные трудом и талантом многих поколений. Декоративно – прикладное искусство – один из факторов гармоничного развития личности. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру.
Важной ведущей деятельностью детей являются игры, Они знакомят с обычаями, национальными традициями, развивают нравственные и патриотические чувства, приобщают к культуре народа.
Русские народные игры издавна служили средством самопознания, в них проявлялись лучшие качества людей: доброта, благородство, взаимовыручка, самопожертвование ради других. Игра учит премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу.
Ближайшее окружение ребенка имеет немалое значение для развития интереса к родному краю. Ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Задача педагога - из массы впечатлений, получаемых ребенком, отобрать наиболее доступные. Эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, интересными. Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагогу необходимо самому его хорошо знать. Нужно продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.
Всю систему работы по патриотическому воспитанию дошкольников необходимо планировать с использованием разнообразных форм, методов и средств с учетом возраста детей.
Формы, используемые в нравственно - патриотическом воспитании детей:
1. Экскурсии и целевые прогулки;
2. Рассказы воспитателя;
3. Беседы о родном городе, стране, ее истории;
4. Наблюдение за изменениями в облике родного города;
5. За трудом людей в детском саду и городе;
6. Показ иллюстраций, фильмов, слайдов;
7. Прослушивание аудиозаписей (гимн страны, гимн города, патриотические песни о Родине);
8. Использование фольклорных произведений (пословицы, поговорки, игры русские народные, сказки, песни, потешки, заклички);
9. Ознакомление с русским народным декоративно- прикладным искусством (роспись, игрушки, вышивка);
10. С творчеством поэтов, художников, композиторов;
11. Организация тематических выставок;
12. Конкурс чтецов;
13. Участие в общественных и народных календарных праздниках;
14. В городских мероприятиях, конкурсах, проектах;
15. В посильном общественно- полезном труде.
Основные методы образовательного процесса:
· Игровые;
· Поисково – исследовательские;
· Проблемные;
· Воспитывающие ситуации;
· Анализ и самоанализ;
· Похвала, одобрение;
· Пример;
· Обращение к книге и другим культурным источникам.
Средства нравственно – патриотического воспитания дошкольников можно объединить в несколько групп.
Художественные средства. Литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы. Они способствуют эмоциональной окраске познаваемых явлений. Дети ярко и доверчиво воспринимают сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам. На ребенка производят сильное впечатление работы художников, изображающих мир реалистично и понятно. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей представлений и воспитании чувств.
Природа родного края. Она вызывает у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи. Воздействие природы на личность детей формирует ощущение причастности, принадлежности к этому уголку Земли и принадлежности этого уголка маленькому человеку.
Собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания практики нравственно- патриотического поведения.
Особое место в группе средств отводится общению. Оно выполняет задачи корректировки представлений о нравственности и патриотизме на основе пробуждения чувств и формирования отношений.
И, конечно же, средством нравственно – патриотического воспитания является атмосфера, в которой живет ребенок. Она активизирует весь механизм нравственно – патриотического воспитания и влияет на формирование нравственных и патриотических качеств.
Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, возраста воспитанников, уровня их общего и интеллектуального развития, нравственно – патриотических качеств.
Сегодня совершенно необходимо внедрять современные технологии в процесс нравственно – патриотического воспитания детей. Примером может служить флеш – анимация – вид векторной компьютерной графики, который позволяет с достаточной простотой и наименьшими затратами создавать анимационные фильмы. Также к инновационным нововведениям можно отнести и применение метода проектов, компьютерных игр, web- квестов и др.
В условиях дошкольной организации очень важна роль педагога при осуществлении проектной деятельности детей. Метол проектов в ДОО можно представить как способ организации образовательного процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанников, педагога и воспитанников и родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная деятельность по достижению решения поставленной проблемы.
Еще одна интересная технология – квест.
В настоящее время он стал популярным развлечением для детей разного возраста. Такую форму мероприятий успешно используют в детском саду, школе, лагерях отдыха, в компаниях, специализирующихся на организации праздников. В чем секрет успеха такой формы досуга? Что же такое «квест»? Слово «Quest» переводится английского языка как «поиск». В общем смысле данное понятие обозначает какой- либо сюжет, который предполагает достижение цели путем преодоления каких- либо препятствий.
В игре этого жанра всегда предполагается наличие задания, в котором необходимо что- то разыскать – предмет, подсказку, сообщение, чтобы можно было двигаться дальше. Задача игрока заключается в том, чтобы как следуют поразмыслить, решить предложенную задачку, а также проявить смекалку и умения, чтобы справиться с заданием, а затем двигаться дальше.
Если говорить о квесте как о форме организации детских мероприятий, это командная игра, включающая различные задания соревновательного характера и имеющая определенный сюжет. Детские квесты отличаются наличием заданий, затрагивающих самые разные области знаний и умений. Это могут быть как физические соревнования (например, эстафеты), так и интеллектуальные викторины. Кроме того, сценарий такой игры позволяет использовать сложные декорации, музыкальное сопровождение.
Таким образом, внедрение в образовательный процесс современных технологий способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым.
Патриотическое воспитание должно осуществляться в тесном взаимодействии с родителями, используются такие виды взаимодействия, как:
· Анкетирование;
· Консультации;
· Родительские собрания;
· Беседы за круглым столом;
· Наглядная информация на стендах, папках- передвижках;
· Участие родителей в экскурсиях, конкурсах поделок;
· Привлечение к участию по возложению цветов к монументам, памятникам.
Формы совместной с родителями деятельности по нравственно- патриотическому воспитанию детей разнообразны: семейные клубы, семейные экскурсии в музеи, осмотры памятников культуры и истории, организация выставок, экспозиционных стендов, посвященных семейным реликвиям (ордена, медали, дипломы, грамоты за боевые и трудовые заслуги и пр.).
В настоящее время эта работа очень актуальна, требует большого такта и терпения, поскольку в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не у всех считываются важными. В данном вопросе родители должны стать непременными участниками, помочь в сборе и пропаганде материалов по родному краю, воссоздании местных национально- культурных и трудовых традиций.
Нравственно - патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире, отсутствие концепции, теоретических и методических разработок (характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы).
Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость. Реализация такой системы невозможна без знания традиций своей Родины, своего края.
Дошкольный возраст- важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Базовый этап формирования у детей любви к Родине- накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Воспитать патриота- ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, совместные усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы.
И как сказал президент России В.В. Путин: «От того, как мы воспитываем молодёжь, зависит то, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.