Консультация « Современные подходы к патриотическому воспитанию."
Оценка 4.6

Консультация « Современные подходы к патриотическому воспитанию."

Оценка 4.6
Документация
doc
воспитательная работа
10.03.2024
Консультация « Современные подходы к патриотическому воспитанию."
Журнал "Воспитатель ДОО №5\2022
консультация Воспитатель ДОУ №5 2022.doc

МДОУ детский сад «Сказка» р. п. Дергачи

 

 

 

 

Консультация

« Современные подходы к патриотическому воспитанию.

Воспитание будущих патриотов в процессе проектной деятельности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель: Бабакехян Д.Г.

 

Январь 2024

 

 

«К патриотическому нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать» Д.С.Лихачёв

     Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует от педагога объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно- нравственных, социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества.

В условиях решения задач модернизации и инновационного развития важными качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, так как обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и  изучать культуру своих предков.

Патриотическое воспитание - процесс формирование сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.

 

Перед педагогами стоит целый комплекс задач:

·                                    Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;.

·                                    Уважение к труду;

·                                    Формировать бережное отношение к природе и всему живому;

·                                    Элементарные знания о правах человека;

·                                    Толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям;

·                                    Пробуждать интерес к русским традициям и промыслам;

·                                    Расширять представления о городах России;

·                                    Учить детей запоминать символы государства (герб, флаг, гимн);

·                                    Развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны.

 

Эти задачи решаются во всех видах детской деятельности: в играх, на занятиях в труде, быту- поскольку воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

 Цель патриотического воспитания детей состоит в том, чтобы посеять и взрастить в их душах семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны , созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

У ребенка чувство Родины начинается с отношения к семье, самым близким людям - матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом  и ближайшим окружением,  с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Важную роль в нравственно - патриотическом воспитании дошкольников играют произведения устного народного творчества. Они не только формируют любовь к традициям, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. Через родные песни, сказки, загадки, потешки, поговорки ребенок получает первые представления о культуре своего народа. Большое место в приобщении детей к родной культуре занимают народные праздники, традиции, обряды. Цель этих праздников- доставить детям радость, всколыхнуть самые добрые чувства в их душах, научить детей доброжелательному отношению друг к другу, своим родным, людям пожилого возраста, и самое главное, - воспитать достойного гражданина  своей страны.

Еще одним ярким и интересным средством приобщения детей к народной  культуре является народно - прикладное искусство. Очень важно знакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь национальным изобразительным искусством. Народное декоративно- прикладное искусство не только плод умения, ремесла его создателей, но и неотъемлемая часть их жизни, повседневного быта. Ознакомление ребенка с русским народным декоративно-  прикладным искусством опирается  на принцип общей дидактики- связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, наглядности.

Декоративно - прикладное творчество – один из видов изобразительного  искусства, которое несет в себе духовные и эстетические  ценности, накопленные трудом и талантом многих поколений. Декоративно – прикладное искусство – один из факторов гармоничного развития личности. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру.

Важной ведущей деятельностью детей являются игры, Они знакомят с обычаями, национальными традициями, развивают нравственные и патриотические чувства, приобщают к культуре народа.

Русские народные игры издавна служили средством самопознания, в них проявлялись лучшие качества людей: доброта, благородство, взаимовыручка, самопожертвование ради других. Игра учит премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу.

Ближайшее окружение ребенка имеет немалое значение для развития интереса к родному краю. Ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Задача педагога - из массы впечатлений, получаемых ребенком, отобрать наиболее доступные. Эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, интересными. Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагогу необходимо самому его хорошо знать. Нужно продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

Всю систему работы по патриотическому воспитанию дошкольников необходимо планировать с использованием разнообразных форм, методов и средств с учетом возраста детей.

Формы, используемые в нравственно - патриотическом воспитании детей:

1.          Экскурсии и целевые прогулки;

2.          Рассказы воспитателя;

3.          Беседы о родном городе, стране, ее истории;

4.          Наблюдение за изменениями в облике родного города;

5.          За трудом людей в детском саду и городе;

6.          Показ иллюстраций, фильмов, слайдов;

7.          Прослушивание аудиозаписей (гимн страны, гимн города, патриотические песни о Родине);

8.          Использование фольклорных произведений (пословицы, поговорки, игры русские народные, сказки, песни, потешки, заклички);

9.          Ознакомление с русским народным декоративно- прикладным искусством (роспись, игрушки, вышивка);

10.     С творчеством поэтов, художников, композиторов;

11.     Организация тематических выставок;

12.     Конкурс чтецов;

13.     Участие в общественных и народных календарных праздниках;

14.     В городских мероприятиях, конкурсах, проектах;

15.     В посильном общественно- полезном труде.

 

Основные методы образовательного процесса:

·       Игровые;

·       Поисково – исследовательские;

·       Проблемные;

·       Воспитывающие ситуации;

·       Анализ и самоанализ;

·       Похвала, одобрение;

·       Пример;

·       Обращение к книге и другим культурным источникам.

Средства нравственно – патриотического воспитания дошкольников можно объединить в несколько групп.

Художественные средства. Литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы. Они способствуют эмоциональной окраске познаваемых явлений. Дети ярко и доверчиво воспринимают сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам. На ребенка производят сильное впечатление работы художников, изображающих мир реалистично и понятно. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей представлений и воспитании чувств.

Природа родного края. Она вызывает у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи. Воздействие  природы на личность детей формирует ощущение причастности, принадлежности к этому уголку Земли и принадлежности этого уголка маленькому человеку.

Собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания  практики нравственно- патриотического поведения.

Особое место в группе средств отводится общению. Оно выполняет  задачи корректировки представлений о нравственности и патриотизме на основе пробуждения чувств и формирования отношений.

И, конечно же, средством нравственно – патриотического воспитания является атмосфера, в которой живет ребенок. Она активизирует весь механизм нравственно – патриотического воспитания и влияет на формирование нравственных и патриотических качеств.

Выбор  средств воспитания зависит от ведущей задачи, возраста  воспитанников, уровня их общего и интеллектуального развития, нравственно – патриотических качеств.

Сегодня совершенно необходимо внедрять современные технологии  в процесс нравственно – патриотического воспитания детей. Примером может служить флеш – анимация – вид векторной компьютерной графики, который позволяет с достаточной простотой и наименьшими затратами создавать анимационные фильмы. Также к инновационным нововведениям можно отнести и применение метода проектов, компьютерных игр, web- квестов и др.

В условиях дошкольной организации очень важна роль педагога при осуществлении проектной деятельности детей. Метол проектов в ДОО можно представить как способ организации образовательного процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанников, педагога и воспитанников и родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная деятельность по достижению решения поставленной проблемы.

Еще одна интересная технология – квест.

В настоящее время  он стал популярным развлечением для детей разного возраста. Такую форму  мероприятий успешно используют в детском саду,  школе, лагерях отдыха, в компаниях, специализирующихся на организации  праздников. В чем секрет успеха такой формы досуга? Что же такое «квест»? Слово «Quest» переводится английского языка как «поиск». В общем  смысле данное понятие обозначает какой- либо сюжет, который предполагает достижение цели путем преодоления каких- либо препятствий.

В игре этого жанра всегда предполагается наличие задания, в котором необходимо что- то разыскать – предмет, подсказку, сообщение, чтобы можно было двигаться дальше. Задача игрока заключается в том, чтобы как следуют поразмыслить, решить предложенную задачку, а также проявить смекалку и умения, чтобы справиться с заданием, а затем двигаться дальше.

Если говорить о квесте как о форме организации детских мероприятий, это командная игра, включающая различные задания соревновательного характера и имеющая определенный сюжет. Детские квесты отличаются наличием заданий, затрагивающих самые разные области знаний и умений. Это могут быть как физические соревнования (например, эстафеты), так и интеллектуальные викторины. Кроме того, сценарий такой игры позволяет использовать сложные декорации, музыкальное сопровождение.

Таким образом, внедрение в образовательный процесс современных технологий способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым.

Патриотическое воспитание должно осуществляться в тесном взаимодействии с родителями, используются такие виды взаимодействия, как:

·       Анкетирование;

·       Консультации;

·       Родительские собрания;

·       Беседы за круглым столом;

·       Наглядная информация  на стендах, папках- передвижках;

·       Участие родителей в экскурсиях, конкурсах поделок;

·       Привлечение к участию по возложению цветов к монументам, памятникам.

Формы совместной с родителями деятельности по нравственно- патриотическому воспитанию детей разнообразны: семейные клубы, семейные экскурсии в музеи, осмотры памятников культуры и истории, организация выставок, экспозиционных стендов, посвященных семейным реликвиям (ордена, медали, дипломы, грамоты за боевые и трудовые заслуги и пр.).

В настоящее время эта работа очень актуальна, требует большого такта и терпения, поскольку в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не у всех считываются важными. В данном вопросе родители должны стать непременными участниками, помочь в сборе и пропаганде материалов по родному краю, воссоздании местных национально- культурных и трудовых традиций.

Нравственно - патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире,  отсутствие концепции, теоретических и методических разработок (характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы).

Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость. Реализация такой системы невозможна без знания традиций своей Родины, своего края.

Дошкольный возраст- важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей  о человеке, обществе и культуре. Базовый этап формирования у детей любви к Родине- накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Воспитать патриота- ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, совместные усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы.

И как сказал президент России В.В. Путин: «От того, как мы воспитываем молодёжь, зависит то, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя».


МДОУ детский сад «Сказка» р. п

МДОУ детский сад «Сказка» р. п

К патриотическому нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать»

К патриотическому нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать»

И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота

И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота

Игра учит премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу

Игра учит премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу

Проблемные; · Воспитывающие ситуации; ·

Проблемные; · Воспитывающие ситуации; ·

Также к инновационным нововведениям можно отнести и применение метода проектов, компьютерных игр, web - квестов и др

Также к инновационным нововведениям можно отнести и применение метода проектов, компьютерных игр, web - квестов и др

Патриотическое воспитание должно осуществляться в тесном взаимодействии с родителями, используются такие виды взаимодействия, как: ·

Патриотическое воспитание должно осуществляться в тесном взаимодействии с родителями, используются такие виды взаимодействия, как: ·

Реализация такой системы невозможна без знания традиций своей

Реализация такой системы невозможна без знания традиций своей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.03.2024