КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ
«Качество дошкольного
образования: концептуальные подходы
к организации оценки и технологии их
реализации»
Оценка качества дошкольного образования (далее - Качество) должна осуществляться на основе единого комплекса параметров на всех территориях Российской Федерации и на всех уровнях управления образованием, имеющих соответствующую компетенцию. Речь идет о следующих уровнях:
локальном, или об уровне
управления образовательным учреждением; муниципальном;
региональном.
Рассмотрим наиболее оптимальные организационные схемы и процедуры оценки качества.
1. На локальном уровне предлагается комплексная самооценка (самообследование и самоанализ) деятельности образовательного учреждения по разработке Основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее - ООПДО), созданию условий для ее реализации и достижению планируемых результатов ее освоения.
Механизм проведения комплексного самообследования, самоанализа и самооценки в достаточной степени знаком работникам сферы дошкольного образования по процедурам аттестации и государственной аккредитации дошкольных образовательных учреждений, имевшим место в российском дошкольном образовании с 1996 г.2 по начало так называемых нулевых годов XXI в. Отмечается также содержательное сходство процедур аттестации и государственной аккредитации ДОУ (1996 г.) и предлагаемой комплексной само самооценки деятельности образовательного учреждения (2012 г.) (см. табл. 1).
Таблица 1 |
|
Группа параметров качества дошкольного образования (2012 г.) |
Критерии оценки деятельности ДОУ (приказ Министерства образования Российской Федерации № 448 от 22 |
1-я группа параметров, характеризующих соответствие ООПДО требованиям действующих нормативных |
1-й раздел. Критерии оценки содержания и методов воспитания и обучения, реализуемых в ДОУ (программы |
2правовых документов-я группа параметров, характеризующих соответствие условий реализации ООПДО требованиям нормативных правовых документов, в том числе кадровых, материально-технических, учебно-материальных, медико-социальных, информационно-методических, нормативно-правовых, психолого- |
и педагогические технологии, 2-й раздел. Критерии оценки кадрового характер обеспечения образовательного процесса в ДОУ (подбор и расстановка кадров, повышение квалификации сотрудников) 3-й раздел. Критерии организации деятельности ДОУ (руководство и управление) 4-й раздел. Критерии оценки |
3педагогических условий-я группа параметров, характеризующих соответствие результатов освоения ООПДО |
материально -технических и медико- |
|
5-й раздел. Оценка деятельности ДОУ родителями воспитанников |
Сравнительный анализ параметров, характеризующих качество дошкольного образования (2012 г.), и критериев оценки деятельности дошкольного образовательного учреждения (см. вышеуказанный приказ Министерства образования Российской Федерации) позволяет сделать следующие выводы:
Очевидно
пересечение объемов понятий «параметры, характеризующие качество дошкольного
образования» (2012 г.) и «критерии оценки деятельности ДОУ» (1996 г.).
Несмотря
на различные основания для классификации, содержательная наполняемость
параметров (2012 г.) и критериев (1996 г.) сопоставима.
Отмечаются два несоответствия
параметров (2012 г.) и критериев (1996 г.), а именно:
1. Пятый раздел критериев «Оценка деятельности ДОУ родителями» (1996 г.) не представлен в параметрах, характеризующих качество дошкольного образования (2012 г.). Необходимость оценки качества дошкольного образования потребителями (родителями) при этом в настоящее время не оспаривается, она, безусловно, важна3, но, с нашей точки зрения, должна органично включаться в независимую процедуру общественной оценки качества дошкольного образования (проведение открытых опросов, составление рейтингов и др.). Оценка со стороны внутрисистемных (юридических и физических) лиц, по определению, является экспертной.
2. Третья группа параметров, характеризующих соответствие результатов освоения ООПДО требованиям нормативных правовых документов (2012 г.), не представлена, в свою очередь, в критериях оценки деятельности ДОУ (1996 г.), поскольку вопрос о результатах дошкольного образования в 90-х годах XX в. являлся дискуссионным и позиция федерального государственного органа управления образованием в решении данной проблемы в тот период определялась известным принципом «Не навреди!» (с одной стороны, было понимание того, что в ЗУНах результаты дошкольного образования измерять нельзя, а с другой - адекватные категории определения и измерения результатов дошкольного образования еще не были найдены).
На основе вышеуказанного сравнительного анализа можно сделать ряд выводов, в том числе:
об
очевидной преемственности в стратегии и тактике определения качества
дошкольного образования со стороны федерального государственного органа
управления образованием в течение двух последних десятилетий;
о
развитии теории и практики управления дошкольным образованием в соответствии с
данными современной психолого-педагогической науки (например, включение в
понятие качества дошкольного образования параметров, характеризующих
соответствие результатов освоения ООПДО требованиям нормативных правовых документов).
К целям и задачам комплексной самооценки, как отмечалось выше, относятся выявление соответствия деятельности учреждения требованиям нормативных документов; комплексная оценка указанной деятельности на основе единого перечня параметров, характеризующих качество дошкольного образования; определение путей совершенствования и направлений развития учреждения по результатам самооценки.
Процедура оценки - это организованная система мониторинга:
наблюдение
за собственной деятельностью (по разработке ООПДО, созданию условий для ее
реализации, достижению планируемых результатов ее освоения);
система
организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о
деятельности учреждения, ее соответствии нормативным требованиям.
Методы, применяемые при измерении параметров, характеризующих качество дошкольного образования или соответствие дошкольного образования требованиям нормативных правовых документов, достаточно просты:
анализ (данных, документации4,
продуктов детской деятельности и др.); наблюдение,
в том числе включенное; визуальная
оценка; беседа; сбор, формализация, группировка,
обработка данных и др.
2. На муниципальном уровне осуществляется контроль качества дошкольного образования. Процедура оценки также может проводиться в виде мониторинга, или:
систематического наблюдения за деятельностью
муниципальных образовательных учреждений (по разработке ООПДО, созданию условий
для ее реализации, достижению планируемых результатов ее освоения) со стороны
муниципальных органов управления образованием и (или) учредителей;
системы проверок (контроля) и оценки деятельности
муниципальных образовательных учреждений компетентными контролирующими органами
муниципального уровня управления;
системы организации, сбора, хранения, обработки и
распространения информации о качестве дошкольного образования в муниципальных
образовательных учреждениях и муниципальной системе дошкольного образования в
целом.
В соответствии с целями и видами контроля могут осуществляться комплексные и тематические проверки.
В основе комплексных проверок (как
правило, плановых) могут находиться: комплекс
параметров, характеризующих качество дошкольного образования, т.е. соответствие
самой ООПДО, условий для ее реализации и фактических результатов ее освоения
требованиям нормативных правовых документов;
группа параметров, характеризующих качество
дошкольного образования (например, соответствие разработанных муниципальными
дошкольными образовательными учреждениями ООПДО требованиям нормативных
правовых документов).
При проведении комплексных проверок, требующих значительных ресурсов (временных, кадровых и др.), целесообразно использовать метод выборочной проверки (с помощью простой вероятностной выборки) результатов комплексной самооценки образовательного учреждения. По проверяемым таким образом выборочным параметрам самооценка учреждения либо подтверждается, либо изменяется (улучшается или ухудшается).
Сравнение внутренней (самим учреждением) и внешней (со стороны контролирующих органов) оценок в целом будет способствовать повышению объективности оценивания качества дошкольного образования и нивелированию тенденций как к завышению, так и к занижению самооценки деятельности образовательных учреждений.
В основе тематических проверок лежит один или несколько параметров, характеризующих качество дошкольного образования (например, только состояние предметно-развивающей среды или только организация образовательного процесса). Данная форма контроля обусловлена необходимостью проведения не только плановых, но и внеплановых проверок (например, на основании обращений граждан РФ).
Методы, применяемые на муниципальном уровне при измерении параметров, характеризующих качество дошкольного образования, аналогичны методам, применяемым на локальном уровне, с одним существенным дополнением в виде экспертной оценки.
3. На региональном уровне управления образованием (уровне субъекта РФ) в настоящее время процедурами оценки деятельности образовательных учреждений являются лицензирование и государственный надзор.
Все вопросы осуществления данных процедур, в том числе периодичности, методов, принятия мер по результатам и т.п., регулируются соответствующими нормативными правовыми документами:
Законом РФ «Об образовании»;
Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от
16марта2011г.№174;
Положением об осуществлении государственного
контроля (надзора) в сфере образования, утвержденным постановлением
Правительства РФ от 11 марта 2011 г. № 164.
Однако действующее законодательство в сфере образования, нормативное правовое обеспечение системы дошкольного образования не позволяют в полной мере реализовать предложенные подходы к оценке качества дошкольного образования. Так, предметом процедуры лицензирования (соответственно и государственного надзора) являются лицензионные требования и условия, которые отражают лишь часть параметров, характеризующих качество дошкольного образования.
В полной мере нормы и положения, связанные с понятием качества образования, отражаются в действующем законодательстве в статьях Закона РФ «Об образовании», посвященных государственной аккредитации образовательных учреждений (ст. 33, п. 2), государственному контролю качества образования (ст. 38, п. 2), возмещению ущерба, причиненного некачественным образованием (ст.
49).
Так, например, целями государственной аккредитации образовательного учреждения являются соответствие качества образования по образовательным программам, реализуемым образовательным учреждением, Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) или Федеральным государственным требованиям (ФГТ). При государственной аккредитации проводится аккредитационная экспертиза соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпуск ников образовательного учреждения по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам, ФГОС и ФГТ.
Процедура государственной аккредитации тесно связана с государственным контролем качества образования, под которым понимается деятельность уполномоченных органов, направленная на оценку соответствия содержания и (или) качества подготовки обучающихся и выпускников образовательного учреждения требованиям ФГОС или ФГТ посредством проведения проверок качества образования и принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений требований ФГОС или ФГТ. Выявленные в ходе государственного контроля качества образования нарушения образовательным учреждением ФГТ или ФГОС могут повлечь приостановление (вплоть до аннулирования) свидетельства о государственной аккредитации.
Однако действие вышеуказанных статей Закона РФ «Об образовании», определяющих нормы и положения государственной аккредитации, государственного контроля качества образования, возмещения ущерба, причиненного некачественным образованием, не распространяется на дошкольные образовательные учреждения.
Поэтому минимумом для нормативного обеспечения предложенных подходов к оценке качества современного дошкольного образования является внесение изменений в Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 16 марта 2011 г. № 174, и в Положение о государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденное постановлением Правительства РФ от И марта 2011 г. № 164.
В Положение о лицензировании образовательной деятельности необходимо внести изменения и дополнения в части лицензионных требований и условий образовательной деятельности ДОУ.
Пункт 5 указанного положения дополнить подпунктом «е»: соблюдение лицензиатом (дошкольными образовательными организациями) требований к:
структуре основных общеобразовательных программ
дошкольного образования;
условиям (кадровым, материально-техническим,
учебно-материальным, медико-социальным, информационно-методическим,
нормативноправовым, психолого-педагогическим) реализации основных
общеобразовательных программ дошкольного образования;
результатам освоения основных общеобразовательных
программ дошкольного образования.
В Положение о государственном контроле (надзоре) в сфере образования необходимо внести аналогичные изменения в части предмета проверок при осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства РФ в области дошкольного образования.
В содержании и форме процедур оценки качества дошкольного образования на всех уровнях управления (уровне образовательного учреждения, муниципальном, региональном) необходимо отметить также следующее.
Для оценки первых двух групп параметров («Параметры, характеризующие соответствие разработанной и реализуемой образовательным учреждением ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов» и «Параметры, характеризующие соответствие условий реализации ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов») возможна и целесообразна разработка стандартизированных оценочных листов, которыми могут пользоваться участники процедуры оценки всех уровней управления: локального, муниципального и регионального.
Технология оценки третьей группы параметров («Параметры, характеризующие соответствие результатов освоения ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов») применима только на локальном уровне (уровне управления образовательным учреждением). В соответствии со спецификой дошкольного образования адекватной формой оценки результатов освоения ООПДО является система мониторинга, основным методом которой служит длительное наблюдение за ребенком. Данный метод, по определению, трудноприменим к участникам процедуры оценки муниципального и регионального уровней.
Однако практически участники процедуры оценки муниципального и регионального уровней могут «включаться» в мониторинг на одном из его заключительных этапов в конце образовательного периода. По итогам процедуры оценки достижения планируемых результатов освоения ООПДО участниками муниципального и регионального уровней оценочные листы не заполняются. Может быть подготовлено только письменное заключение (на основе метода качественного анализа).
Результаты оценки качества дошкольного образования используются в процессе управления ДОУ, муниципальной и региональной системой дошкольного образования, в том числе при осуществлении всех этапов управленческого цикла и функций управления (мотивационно-целевой, информационно-аналитической, планово-прогностической, организационноисполнительской, контрольно-диагностической, регулятивно-коррекционной).
Литература
1. Елжова, Н.В. Система контроля и методическая работа в дошкольном образовательном учреждении / Н.В. Елжова. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.
2. Скоролупова, О.В., Федина, Н.В. Качество дошкольного образования: концептуальные подходы к организации оценки и технологии их реализации / О.В. Скоролупова, Н.В. Федина // Дошкольное воспитание. – 2012. - № 10. – С.4-10.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.