Консультация для педагогов «Реализация парциальной программы рекреационного туризма для детей старшего возраста « Веселый рюкзачок»авторы : А.А Чеменева , А.Ф.Мельникова , В.С.ВолковаКонсультацию подготовил: старший воспитатель МБДОУ д/с №3 «Сказка» Русова Н.Ю2024 г
Знакомство с туризмом как формой активного отдыха является одной из основных задач в образовательной области физическое развитие детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФОП ДО
Программа решает сразу несколько задач , указанных в ФОП ДО а именно:
создание условий для формирования у детей ценностного отношения к окружающему миру ; охране и укреплению физического и психологического здоровья детей , обеспечению у них физических, личностных , нравственных качеств, основ патриотизма.
Парциальная Программа « Веселый рюкзачок» рассчитана на воспитанников 5-7 лет .
Срок реализации Программы 2 года.
Структура Программы представлена двумя модулями:
« Первые открытия»- для 5-6 лет
« Юные Путешественники»- для детей 6-7 лет
Разделы Программы:
«Рюкзачок открывает мир»
«Рюкзачок готовится в поход»
« Здоровье в рюкзачке»
«Веселый рюкзачок занимается физкультурой»
Виды туризма
Спортивный – в основе лежат соревнования на преодоление разных по трудности препятствий в природе ( тропы, вершины и др) и на искусственном рельефе
Рекреационный –связан с продвижением людей в свободное время в целях отдыха , для восстановления душевных и нравственных сил
Краеведческий – посвящен изучению историко- культурного потенциала страны , ее социокультурной среды, особенностей бытовой и хозяйственной деятельности
Историко- культурный – наиболее широко распространенный вид активного отдыха , основанный на интересе к природному и историко- культурному наследию во всем его многообразии
Эколого- оздоровительный – туризм , обращенный к природе , не нанося ей ущерба , нацеленный на экологическое образование и просвещение , формирование дружественных отношений с природой , использование ее здоровьеформирующих ресурсов
Акцент Программы ставится на рекреационном , эколого-оздоровительном и краеведческом туризме, доступных детям дошкольного возраста Основная форма организации рекреационного туризма - прогулки- походы , предполагающие кратковременное пребывание на природе , ознакомление с объектами ближайшего социального окружения , овладение элементарными туристическими навыками.
В ходе тематических прогулок , экскурсий ребенок узнает свою страну, начиная с познания малой Родины. При этом познание происходит в предметно- наглядной активной форме.
Туризм выступает как средство оздоровления и характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребенку . Универсальность туризма состоит в том, что он всесезонен.
Особенности современных детей диктуют необходимость использования рекреационного туризма для целостного развития дошкольников , создания условий для общения , роста мотивации к деятельности , усвоения общечеловеческих норм и ценностей.
Принципы к использованию туристической деятельности в ДОУ:-краеведческий –дети знакомятся на основе местного материала с объектами природы родного края , с экологическими и социальными проблемами ; усваивают нормы и правила рекреационного туризма , отражающие физико- географические и социокультурные особенности местности- личностно- деятельностный – у детей формируется интерес к занятиям туризмом и физической культурой , приобщение к здоровому образу жизни-здоровьеформирующий – прогулки- походы оказывают на организм оздоровительный эффект, развивается такое качество, как выносливость-культурологический –средствами туризма ребенок приобщается к отечественной культуре , воспитывается как личностьПринципы на которых строится рекреационный туризм- внимание к рекреационной деятельности как важному средству для развития личности , сохранению и улучшению здоровья;-необходимость научного осмысления феномена «рекреационная деятельность»-постоянство, непрерывность в поиске эффективных форм организации рекреационной деятельности ;- тесная взаимосвязь содержания и организации туристической деятельности с сезонностью;-принцип спиралевидности , т.е постепенное усложнение задач для детей и частичное возвращение к ранее изученному содержанию;
- Непрерывность в изучении основ рекреационного туризма, в развитии познавательных интересов , коммуникативных способностей, формирования физической подготовленности детей на разных ступенях дошкольного детства; - принцип интегративности , т.е тесная связь экологического, физического образования и социокультурного развития
Цель Программы:
- Целостное развитие личности ребенка средствами рекреационного , эколого- оздоровительного, краеведческого туризма ;
Формирование мотивации к самостоятельной двигательной и эколого – познавательной деятельности;
-освоение детьми ценностей общества , природы, здоровья, физической культуры
Общие задачи программы
-оздоровительные:
создавать условия для укрепления здоровья детей, закаливания организма, активного отдыха; расширять адаптационные и функциональные возможности детей
– образовательные:
-способствовать формированию первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, устойчивого интереса к природе родного края, к окружающему миру;
-содействовать освоению знаний в области физической культуры, туризма, краеведения, необходимых для успешной социализации ребёнка;
-развивать двигательные способности, психические познавательные процессы;
-содействовать физическому развитию детей, овладению ими доступными приёмами туристской техники, освоению правил ориентирования на местности;
воспитывать ценностное отношение к миру природы, историко-культурному наследию, потребность в здоровом образе жизни;
формировать позитивное отношение к окружающему миру; способствовать установлению межличностных, в частности, дружеских отношений, формировать готовность ребёнка к совместной деятельности со сверстниками
Старшая группа (5—6 лет) «Первые открытия»
Задачи:
физического воспитания и оздоровления:
укрепить здоровье, приучить к закаливанию, обеспечить активный отдых; формировать основы двигательных навыков и умений, развивать двигательные способности (двигательную координацию, выносливость, ловкость);
коммуникативные: формировать основы компетентного общения, развивать умение адекватно воспринимать специальную информацию в процессе прогулок-походов; дать элементарные знания о коммуникативной культуре при посещении разных туристических объектов;
познавательные: развивать любознательность, устойчивый интерес к природе родного края, к ближайшему социально-культурному окружению, истории своей семьи, дошкольного учреждения, знакомым улицам; формировать знание о человеке как объекте (части) природы и окружающего мира в целом; развивать умение выделять новые качества и свойства природных объектов, устанавливать черты сходства и различия между ними;
туристские: дать первые сведения о туризме как форме познания природы и социума, сформировать начальные понятия о туризме и элементах ориентирования в ближайшем окружении; познакомить с видами туризма (горный, водный, автомобильный), с их основными особенностями; закрепить навыки ориентирования в пространстве, правила поведения в окружающей среде; уточнить имеющиеся экологические знания и представления; дать базовые знания о родном крае — улице, районе, интересных и памятных местах в микрорайоне детского сада; способствовать освоению элементарных правил ориентирования на знакомой местности; формировать основы специальных туристских знаний, ознакомить с правилами поведения в туристическом походе; научить приёмам составления плана, карты (на примере детского сада, своей улицы), вычерчивания маршрута движения;
воспитательные: воспитывать потребность в здоровом образе жизни, гуманное отношение к окружающему миру, ценностное, бережное отношение к миру природы и социальному окружению
Подготовительная группа (6—7 лет). «Юные путешественники»
Задачи:
• физического воспитания и оздоровления: укрепить здоровье, приучать к закаливанию, обеспечить активный отдых; закреплять и формировать новые двигательные навыки и умения, 12 развивать физические качества (силу, быстроту, двигательную координацию, выносливость, ловкость), формировать навыки преодолевать препятствия на маршруте, творчески используя приобретённый двигательный опыт;
• коммуникативные: формировать основы компетентного общения, развивать умение воспринимать специальную информацию в процессе прогулок-походов; дать необходимые знания о коммуникативной культуре при посещении разных туристических объектов;
• познавательные: развивать любознательность, устойчивый интерес к природе родного края; расширить объём знаний о родном крае — улице, районе, городе, области, социально-культурных и исторических объектах; формировать устойчивый интерес к разным видам туризма, общению с разными людьми, получению новой информации об окружающем мире; обогащать экологические знания и представления, развивать умение их применять в туристических прогулках — походах;
• туристские: закрепить имеющиеся знания о туризме и его основных видах, туристском природопользовании, познакомить с необычными видами туризма; сформировать умение ориентироваться на знакомой и незнакомой местности, пользуясь схемой, планом, элементарными топографическими знаками; научить работать с компасом; закрепить знания о туристской технике, конкретных умениях и навыках, правила поведения в окружающей среде и в туристическом походе; формировать специальные туристские знания и умения: как готовятся к прогулкам-походам разного назначения и форм организации, как меняется оснащение и снаряжение юного туриста в зависимости от цели и содержания похода; формировать системные знания о правилах безопасного поведения на природе, улицах города, в общественных местах; обобщить и систематизировать знания детей о правилах поведения в обществе; обучать правилам оказания первой помощи;
• воспитательные: воспитывать потребность в здоровом образе жизни, гуманное отношение к окружающему миру; воспитывать основы ценностного отношения к миру природы и социальному окружению; воспитывать гражданственность, формировать позитивную социальную позицию; воспитывать уважение к истории и культуре родного края, национальным и культурным традициям, развивать основы эстетической культуры.
Планируемые результаты освоения программы
Целевыми ориентирами на этапе завершения программы являются:
физическое здоровье:
– ребёнок приобретает хорошую физическую форму; повышается индекс здоровья детей в ДОО;
психическое здоровье:
– ребёнок не испытывает тревожности по отношению к природе;
– проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
– способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, вступать в свободную коммуникацию со взрослыми и сверстниками;
социальное здоровье:
– ребёнок находится в гармонии с собой и с другими людьми, обретает социальную уверенность;
– овладевает нормативным поведением в разных формах туристской деятельности, подчиняется необходимым в туристическом походе правилам;
– следует социальным нормам поведения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, соблюдает правила безопасного поведения;
– применяет знания, полученные в туристической деятельности, в разных культурных практиках;
– обладает установкой на ценностное отношение к объектам историко-культурного наследия и природе родного края, элементарной экологической культурой
Содержание Программы в старшей группе
Раздел 1 « Рюкзачок открывает мир» (9 часов)
Раздел 2 «Рюкзачок готовится в поход» (17 часов)
Раздел 3 « Здоровье в рюкзачке» (10 часов)
Раздел 4 « Рюкзачок занимается физкультурой» (10 часов)
Содержание Программы в подготовительной группе
Раздел 1 « Рюкзачок открывает мир» (11 часов)
Раздел 2 «Рюкзачок готовится в поход» (17 часов)
Раздел 3 « Здоровье в рюкзачке» (11 часов) Раздел
4 « Рюкзачок занимается физкультурой» (13 часов)
Средства и методы реализации программы
Прогулки-походы — форма организации туристской деятельности, предполагающая кратковременное пребывание в природных условиях и овладение элементарными туристскими навыками.. В природных условиях быстро обогащается двигательный опыт детей. С этой целью можно использовать естественные препятствия — пеньки, канавки, деревья, ручьи, брёвнышки, а также природный материал (шишки, жёлуди, камешки, палки). Большое внимание во время походов уделяется овладению техникой «туристского шага». Во время передвижения, чтобы дети не утомлялись от однообразия движений, используются разные виды ходьбы: со сменой положения рук, высоким поднятием коленей (как аист, журавль, цапля), на носках, с подпрыгиванием до ветки. На месте стоянки можно организовать ходьбу в приседе и полуприседе, змейкой между деревьями; прыжки с пеньков, метание шишек, лазание по деревьям.
Оптимальные показатели прогулки-похода для дошкольников двух возрастных групп 5–6 лет
5-6 лет | 6-7 лет |
Продолжительность в осенне – зимний период | |
1-1,5 ч | |
Продолжительность в осенне – летний период | |
1,5-2ч | 2-2,5 ч |
Протяженность маршрута | |
До 3 км | До 5 км |
Вес рюкзака | |
До 500 г | До 1000 г |
Этапы прогулки- похода
Подготовительный этап включает в себя : работу с детьми , сотрудниками, родителями.
В подготовку к походу входят беседы с родителями об одежде и обуви детей , наполнении детского рюкзачка.
Сотрудники должны подготовить: средства оказания первой помощи , обеспечить запас воды, одноразовой посуды, организацию легкого завтрака , спортивного оборудования , средств для наблюдения , емкостей для находок.
На первом этапе составляется план прогулки- похода , в который включаются не только природные объекты , но и социальные, культурные ; отбирается литературный материал в соответствии со временем года( стихи, загадки, литературные произведения, народные приметы)
Накануне проводится беседа с детьми о маршруте , ребятам читают пословицы, поговорки, стихи, художественную литературу; закрепляются правила Веселого Рюкзачка. Дети участвуют в сборе туристического снаряжения.
Основной этап
Основной этап состоит из трёх равнозначных, взаимосвязанных между собой частей:
- дорога до места стоянки,
-отдых и игры на стоянке,
дорога обратно
По дороге к стоянке необходимо через каждые 15–20 минут организовать кратковременный отдых. Во время остановок проводятся кратковременные наблюдения. Через каждые полтора-два часа необходимо производить осмотр детей и взрослых на предмет выявления клещей, возможных повреждений (царапины, ссадины). Первый осмотр осуществляется медицинским работником на месте стоянки, второй — после возвращения.
В обязанности педагогов во время походов-прогулок входит:
- Оказание первой помощи при солнечном или тепловом ударе.
Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми растениями и грибами
Предупреждение последствий заражения при повреждении кожных покровов
Предупреждение последствий укуса пчелы или осы
Оказание первой помощи при попадании инородного тела (песчинка, насекомое) в глаз
На первую часть похода приходится основная нагрузка. Дети не просто монотонно передвигаются по пути следования, а осуществляют разнообразные двигательные действия, предусмотренные планом На основной стоянке детей обычно ждут сюрпризы, подготовленные взрослыми: творческие задания, игры, преодоление препятствий, ориентирование по карте и компасу, установка палаток, беседы с интересными людьми, пение и слушание туристических песен, исполнение местного фольклора. Дети очень любят, когда настаёт время приёма пищи на свежем воздухе. Для организации весёлого и безопасного пикника также есть некоторые непреложные правила: предварительно обработать руки влажной антибактериальной салфеткой, использовать одноразовую посуду. Одной из задач прогулок-походов является воспитание ценностного отношения к окружающей среде. В местах проведения прогулок взрослые подчёркнуто бережно относятся к каждой травинке, цветку, кустику, к птичьим гнёздам. Наблюдая за взрослыми, дети постепенно постигают истину: там, где побывал человек, должна оставаться чистота. Завершающим этапом прогулки-похода является обратный путь. Как правило, дети утомлены обилием впечатлений, физическими нагрузками, поэтому организаторы похода выбирают короткую дорогу домой. Дети идут в свободном темпе, движения разнообразны. Важно оценить результативность каждой прогулки-похода. Это помогает увидеть все плюсы и минусы организации путешествий, усовершенствовать её. Настроение, самочувствие детей, их впечатления являются главными критериями оценки. Если дети обсуждают увиденное, бережно хранят принесённые дары, значит, поход был удачным.Впечатления о прогулке-походе обычно отражаются в продуктивной деятельности детей, в их играх. На сайте детского сада можно разместить фоторепортажи и видеофильмы о прогулках-походах, других формах организации детской туристской деятельности. Родители могут оставить свой отзыв на сайте детского сада ДОО.
Организация развивающей предметнопространственной среды для реализации программы
Развивающая среда группы для туристического направления наполняется следующими тематическими материалами, созданными педагогами совместно с родителями и детьми:
Уголок Весёлого Рюкзачка (специальные знания о туризме):
Дидактический материал:
-кукла (мальчик и девочка) с набором одежды туриста,
- схема-панно «Собери рюкзак», набор посуды туриста: котелок, тарелки мелкая и глубокая, посуда металлическая и пластиковая, ложки, стаканчики одноразовые, фляжка, термос, салфетки, бумажные полотенца.
-Бинокль, фотоаппарат, глобус, рюкзак, компас, коврик («пенка») туриста, аптечка туриста, предметы гигиены: мыло, полотенце.
-Очки солнцезащитные, верёвка, палатка, часы, лупа, гитара.
-Альбомы, посвящённые географии нашей страны, символике родного края, его городам, альбомы «Символы, спасающие жизнь» (о разрешающих и запрещающих знаках, устанавливаемых в общественных местах, знаках дорожной безопасности); «Правила безопасного поведения»; «Что нужно для здоровья»; «Весёлый турист», «Как избежать неприятностей?», «Эволюция обычных вещей», фотоальбом «Походные истории»
Макеты: «Деревенька моя», «Город», «Участок детского сада».
• Куклы в национальных костюмах.
• Видеоматериалы на темы «Мой город», «Моё село»; «Моя родина — Россия».
• Карты и схемы: настенное панно-макет «Карта региона», карта России, план-карта походов в лес, план-схемы «Наш детский сад», «Моя группа», «Наш участок».
• Дидактические игры: «Загадки о туризме». – Рюкзачок-спортсмен (физическое развитие):
• Оборудование для организации двигательной деятельности при проведении прогулки-похода: мячи надувные, скакалки, мячи резиновые, футбольный мяч, бадминтон, игра «Городки», верёвки, обручи, флажки, кегли.
• Оборудование для организации самостоятельной двигательной деятельности в группе
• Дидактические игры: лото «Прогулка по городу», «Цветы», «Мы готовимся в поход», «Найди место на карте», «Смотри, запомни, расскажи», «Подбери картинки», «Собери рюкзак», «Совунья в походе»; «Парочки» (по темам: морское дно, насекомые, животные, птицы), «Природные и погодные явления», «Зоологическое», «Зелёный друг»; «В саду, на поле, в огороде», «Грибы»,«В лесу»; кубики «Узнай и назови»; пазлы «Мой дом», «Рыбачок», «Попади, не промахнись», «Чей хвост?», «Чьи ноги?», «Чьи детки?», «Чей клюв?», «Чьи следы?»; домино «Ягодка», «Животные».
• Волшебная коробка «Узнай на ощупь». • Наборы игрушек: домашние и дикие животные, динозавры, насекомые
Схемы: «Кто как размножается», «Весна», «Зима», «Осень», «Лето», «Круговорот воды в природе», «Почему птицы прилетают», «Почему птицы улетают», «Типы леса», «Условия, необходимые для роста растений», «Узнай животных по следу».
• Схема-цепочка «Взаимосвязь в природе»; схема составления описательных рассказов о животных.
• Изображение животного и прилагаемые к изображению карточки: «Где живёт», «Чем питается», «Повадки животного», «Детёныши».
• Модели (с использованием созданных детьми конструкций, аппликаций, рисунков) «Лето», «Зима», «Весна», «Осень», «Домашние животные», «Дикие животные», «Овощи и фрукты», «Что это», «Поливаем растения», «Рост растений», «Пересадка комнатных растений», «Хлеб», «Уход за растениями».
• Дидактические альбомы: «Зима», «Лето», «Весна», «Осень», «Правила поведения на природе», «Паспорт комнатных растений», «Красная книга», «Природно-климатические ландшафты», «Лекарственные растения», «Типы костров», «Погода по приметам», «Животные-синоптики», «Узнай по следам».
• Детские работы на темы «Мы рисуем природу», «Мы познаём мир», «Что нас окружает?».
• Макеты обучающего характера: «Птицы на кормушке», «Огород», «Антарктида», «Скотный двор».
• Коллекции шишек, песка, ракушек, семян, камней.
• Гербарии:«Цветы», «Листья».
• Открытки на темы о природе.
• Топографические знаки «Лес», «Луг», «Поле».
• Картотеки на темы «Лесная копилка», «Зимующие птицы», «Наблюдаем за природными явлениями», «Изучаем, наблюдая» (картотека включает информацию об объекте, его изображение, стихи и загадки, вопросы к детям, творческие задания).
• Природный материал: семена растений, береста, кора и ветки деревьев, листья, скорлупа орехов, шишки. – Рюкзачок писателя, поэта (развитие речи, социально-коммуникативное развитие)
Детская художественная литература: С. Махотин «Прогулки по Москве», Т. Федотова «Чтоб не ссориться с огнём», Т. Шорыгина «Беседы о временах года», С. Михалков 68 «Весёлый турист», В. Бианки «Синичкин календарь», русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», Г. Снегирёв «Я путешествую», И. Ищук «Хрюша грибник», Т. Крюкова «Турист», Н. Краснова «Как я в лагерь собирался», В. Степанов «Моя Родина — Россия» и «Животный мир России», В. Даль «Старик-годовик», В. Астафьев «Зорькина песня», А. Томилин «Как люди открывали свою Землю», Е. Ракитина «Большое путешествие домой» и «Серёжик», В. Коржиков «Весёлое мореплавание Солнышкина», А. Некрасов «Приключения капитана Врунгеля», М. Зощенко «Великие путешественники»; Р. Распе «Приключения барона Мюнхаузена».
• Атласы: Национальный атлас России, атлас региона.
• Альбомы: «Как стать путешественником», «Наша Земля».
• Творческие задания: мнемодорожки и мнемотаблицы для составления рассказов и сказок на темы «Вспоминая поход», «Туристическая сказка», «Где мы были, что мы видели», «Что положим в рюкзачок?»
– Рюкзачок художника (художественно-эстетическое развитие):
• Дидактические альбомы: «Алгоритм готовой поделки», «Городецкая роспись», «Гжельская роспись», «Хохломская роспись», «Репродукции великих художников», «Мастери вместе с нами», «Умелые ручки», «Лепи с нами».
• Дидактические игры: «Собери натюрморт», «Собери пейзаж», «Кружева», «Карнавал цвета».
• Дидактический материал: изделия мастеров народных промыслов.
• Выставка детских работ в технике оригами «Сами, своими руками».
• Выставка детских работ по рисованию и аппликации на темы туристических прогулок-походов.
• Поделки из глины, солёного теста по мотивам народных промыслов, с которыми дети знакомились в рамках программы.
• Трафареты для рисования и для работы с тестом на туристические темы.
• Изобразительные средства для нетрадиционных способов рисования (поролон, зубные щётки, ватные палочки, свечи, восковые мелки, соль, трубочки, бутылочки из-под клея, зубочистки, фломастеры, печатки), рулон бумаги; блокноты для путевых зарисовок
Гербарий листьев (его можно использовать для создания отпечатков листьев).
• Книжки-раскраски: «Грибы», «Ягоды», «Цветы», «Птицы», «Животные», «Рыбы», «Лес», «Луг», «Всё, что нужно для туриста», «Виды туризма» и т.д.
• Природно-бросовый материал для ручного труда, аппликации. – Рюкзачок-артист (художественно-эстетическое развитие):
• Дидактические пособия: карточки с рисунками, обозначающими текст знакомых детям туристических, народных песен.
• Макеты балалайки, гитары; шумовые рогатки, шумовые браслеты, музыкальный куб, музыкальные тарелки, музыкальные ключи для исполнительской деятельности.
• Разные виды театра для творческих постановок по материалам прогулок-походов.
• Магнитофон с записями туристических песен.
В групповых раздевальных комнатах, рекреациях и холлах размещаются:
– «Дорожка Весёлого Колобка» — рисунки детей, на которых изображены Колобок и Рюкзачок, идущие вместе по тропинке и встречающие на своём пути героев сказок.
– «Рюкзачок собирает друзей» — фоторепортаж о прогулкахпоходах. –
«Песни из рюкзачка» — детские рисунки к туристическим песням.
– «Уголок юного туриста» — награды туристов, рисунки детей, фотографии соревнований. – «Родителям о путешествиях Весёлого Рюкзачка».
Фотоотчёт о занятиях и прогулках-походах. – «Волшебный Рюкзачок сочиняет». Стенд со стихами, рассказами, небылицами, сочинёнными детьми.
Музей туризма в детском саду (авторский проект А.А. Чеменевой)
Музей состоит из нескольких основных разделов. «Всё о туризме» посвящён туризму как средству социокультурного, интеллектуального и физического развития дошкольников. Раздел содержит информацию о том, кого называют туристом. С помощью детских рисунков наглядно демонстрируются основные направления туризма:
– краеведческий;
– историко-культурный;
– эколого-оздоровительный;
– спортивный
Демонстрируются журналы, книги о туристах, макеты различных видов взрослого туризма (например, на байдарке, в горах). Содержание раздела ежеквартально обновляется
«Мы туристы».
В разделе содержится информация об истории спортивного и эколого-оздоровительного туризма в конкретном детском саду («Как всё начиналось»), размещены фотографии, рассказы детей, атрибуты прогулок-походов, туристское снаряжение, макеты костра и палатки, чертежи препятствий. В разделе широко представлены материалы о недавних прогулках-походах — маршруты, эмблемы групп, детские поделки, фотографии, находки. В разделе представлена кукла-турист в соответствующей одежде.
«Новыми маршрутами».
Раздел посвящён тому, как осваиваются в детском саду новые направления туризма (краеведческий и историко-культурный). В нём содержится описание недавних походов детей под руководством педагогов в музеи, галереи, на выставки, а также прогулок по улицам города. Демонстрируются карты маршрутов, приведена информация о том, как участники добирались до пункта назначения (пешком или на каком-то транспорте), каким путём возвращались, какие экскурсоводы их принимали. При помощи картинок, моделей, детских рисунков формулируются правила путешественника при посещении культурно-исторических и социальных объектов. Раздел пополняется фотографиями, сувенирами, детскими работами, созданными под впечатлением от туристических походов. При оформлении раздела можно использовать куклутуриста, снабдив её фотоаппаратом, картой города, музейными проспектами, каталогами. В разделе можно разместить макет района, города, где флажками и специальными значками отмечены места, где побывали дети.
«Вместе с папой, вместе с мамой»
В разделе размещаются фотографии прогулок-походов и семейных путешествий, рассказы родителей об интересных маршрутах, пройденных ими, детские работы на темы туризма, глобус с флажками стран, где побывали семьи воспитанников. На двух половинках глобуса можно расположить крупно напечатанные названия городов, где побывали семьи, далее от географических объектов провести стрелочки, на концах которых размещают фотографии, рисунки, экспонаты, буклеты, значки, эмблемы. То же самое можно сделать и на основе карты области. В разделе размещают газеты, выпущенные родителями и детьми (например, «Весенняя дорога», «Летними маршрутами», «Вперёд, туристы»).
Комната юного туриста
В комнате юного туриста проводятся занятия, тренинги, беседы с детьми, здесь возможна самостоятельная детская деятельность по подготовке к походу. В комнате можно разместить интерактивную доску или мультимедийный проектор с ноутбуком, библиотеку юного туриста, в которую входят книги и энциклопедии, справочники, буклеты и журналы по всем направлениям туризма. Обязательным является раздел «Что положим в рюкзачок?». В нём собраны схемы, таблицы, плакаты, картинки, систематизирующие информацию о том, что необходимо туристу на разных маршрутах, каковы правила поведения на природе и при посещении культурных объектов, правила безопасности. Комнату юного туриста необходимо оснастить дидактическими заданиями (фронтальными и индивидуальными) и играми для детей. В ней должны быть представлены различные виды туристского снаряжения и оборудования, соразмерные физическим возможностям детей, оборудование для ориентирования на местности.
В особом разделе — «Как готовиться к походу?» — представлены схемы, модели, фотографии, информирующие о том, как тренироваться перед спортивным походом, что нужно прочитать, о чём спросить взрослого
Дидактическое обеспечение реализации программы
Рабочие тетради Рабочие тетради для взаимодействия детей, педагогов и родителей по основам рекреационного эколого-оздоровительного и краеведческого туризма (два комплекта — соответственно для детей 5–6 и 6–7 лет).
Художественная литература
Алешковский Ю. «Кыш и Два портфеля», «Кыш и я в Крыму» Андерсен Х.К. «Дюймовочка», «Гадкий утёнок», «Цветы маленькой Иды» и др. Бажов П. «Серебряное копытце», «Огневушка-поскакушка» Бианки В. «Как муравьишка домой спешил», «Где раки зимуют» Верзилин Н. «По следам Робинзона» Верн Ж. «Вокруг света в восемьдесят дней» (в пересказе для детей) Гаршин В. «Лягушка-путешественница» Грибачёв Н. «А это мы! Лесные истории» Дерягина Л. «Путешествие в город Сломанных игрушек» Драгунский В. «20 лет под кроватью», «Похититель собак» в сборнике «Денискины рассказы» Ершов П. «Конёк-горбунок» Железников В. «Троп» Зощенко М. «Великие путешественники» Катаев В. «Дудочка и кувшинчик», «Цветик-семицветик» Кервуд Дж. О. «Бродяги Севера» Киплинг Р. «Слонёнок», «Рикки-Тикки-Тави», «Как леопард стал пятнистым» Коржиков В. «Весёлое мореплавание Солнышкина» Котин М. «Пугалки для непослушных детей» Лагерлёф С. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» Линдгрен А. «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше», «Приключения Эмиля из Лённеберги», «Пеппи Длинныйчулок» Медведев В. «Баранкин, будь человеком!», «Приключения солнечных зайчиков» Милн А.А. «Винни-Пух и все-все-все» (в переводе Б. Заходера) Носов Н. «Приключения Незнайки и его друзей», «Мишкина каша», «Телефон», «Дружок», «Фантазёры», «Метро» Остер Г. «Котёнок по имени Гав», «Зарядка для хвоста», «Подземный переход», «Привет мартышке», «А вдруг получится!!!», «Испорченная погода», «Обитаемый остров», «Это я ползу», «Бабушка удава», «Великое закрытие», «Куда идёт слонёнок», «Как лечить удава», «Легенды и мифы Лаврового переулка», «Сказка с подробностями»
Паустовский К. «Прощание с летом» Пермяк Е. «Чижик-Пыжик», «Волшебная радуга» Пинясов Я. «В зимнюю стужу» Пришвин М. «Лисичкин хлеб», «Лесной доктор», «Ёж», «Золотой луг» Родари Дж. «Приключения Чиполлино», «Путешествие Голубой Стрелы» Скребицкий Г. «Зайкин год», «Кто как зимует», «Кто как лето проводит» Снегирёв Г. «Как животных цвет защищает» 74 Токмакова И. «Где спит рыбка» Толстой А. «Золотой ключик, или Приключения Буратино» Трэверс П. «Мэри Поппинс» Успенский Э. «Крокодил Гена и его друзья», «Про Веру и Анфису», «Дядя Фёдор, Пёс и Кот», «Каникулы в Простоквашино» Чарушин Е. «Медвежонок», «Медвежата», «Волчишко» Чуковский К. «Бармалей», «Тараканище», «Крокодил», «Краденое солнце», «Приключения Бибигона» Янссон Т. «Маленькие тролли и большое наводнение», «Мумитролль и страшная комета», «Шляпа волшебника»
Литература о здоровье для детей
Баль Л.В., Ветрова В.В. Букварь здоровья: Учебное пособие для дошкольного возраста. М., 1995. Прокофьева С., Сапгир Г. Румяные щёки. М., 1989. Ротенберг Р. Расти здоровым. Детская энциклопедия здоровья. М., 1996. Семёнова И. Неболейка, М., 1997
Слайдовые презентации http://www.detkityumen.ru/presentations — презентации о флоре и фауне, временах года, географии, человеке и его открытиях в разных областях знаний
Материально-техническое обеспечение программы
Модели Глобус Земли физический М 1 : 50 млн
Комплекты макетов форм поверхности суши
Модель экологической тропы
Физические карты РФ, мира
План-карты,
схемы «Моя группа»,
«Мой участок»,
«Мой детский сад»
Макет «Моя группа», «Мой детский сад»
Альбомы, созданные педагогами совместно с детьми
«Лекарственные растения»
«Грибы»
«Правила поведения на природе»
«Типы костров»
«Погода по приметам»
«Животные-синоптики»
«Узнай по следам»
«Лесные правила»
«Загадки о туризме»
«Мы познаём мир»
«Что нас окружает»
«Погода по приметам»
«Животные-синоптики»
«Узнай по следам»
«Лесные правила»
«Загадки о туризме»
«Мы познаём мир»
«Что нас окружает»
Дидактические игры
«Чьи детки»
«Чей хвост»
«Чьи ноги»
«Чьи следы»
«Чей клюв»
«Узнай правило
» «Животные разных стран»
Лото «Животные»
Атласы Атлас мира для школьников Атлас «Природоведение»
Атлас для самых маленьких
Атлас с наклейками
Атлас животных
Географический атлас
Объекты натуральные
Гербарий культурных растений
Гербарий дикорастущих растений
Коллекции плодов, семян, шишек, грибов
Коллекции камней
Туристское снаряжение
Палатка
Рюкзаки
Туристические коврики
Костровое оборудование
Медицинская аптечка
Ремонтный набор
Верёвка основная и вспомогательная (по 30 метров), верёвки мелкие (для верёвочного курса) Компасы Бинокли, подзорная труба Фонарики Оборудование для турэстафет: «кочки», «мышеловка» и др. Топографические игры, дидактический материал: топографические лото, домино, мозаики, разрезные игры по теме прогулки-похода; топографические диктанты; цветные кубики для разметки пути и обозначения заданий для детей; карточки условных топографических знаков Мячи, скакалки, бадминтон Солнцезащитные очки Интерактивное оборудование
–Компьютер (ноутбук), мультимедийный проектор, экран
– Интерактивная доска
– Интерактивный стол для организации интерактивных заданий, обучающих и развивающих игр
– Интерактивный пол для организации подвижных развивающих игр в помещении, например ориентирование на местности, отработка ПДД Материалы для обеспечения безопасности прогулок-походов
Групповая аптечка для прогулок-походов: – пинцет — 1 шт. – масло растительное — флакон – вата стерильная — 100 г – спирт нашатырный — 25 г – лейкопластырь разных размеров — 10 упаковок. – бинт стерильный — 3 шт. – кислота борная 1%-ная — 25 мл – пипетка — 2 шт. – сульфацил натрия (альбуцид) — 2 шт. – настойка йода — 1 флакон – бриллиантовая зелень 2%-ная — 1 флакон – жгут резиновый — 1 шт. – одноразовые хирургические повязки — 10 штук – бинт эластичный — 1 шт
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.