Консультация для педагогов ДОУ, из опыта работы на тему:
«Коммуникативная игра - как средство речевой активности детей раннего возраста»
Уважаемые, коллеги! Хочу поделиться с вами интересной информацией из своего опыта работы по теме «Коммуникативная игра - как средство речевой активности детей раннего возраста»
В возрасте 1,5 -3 лет все большее значение приобретает общение со сверстниками. Это связано с тем, что возникает содержательное общение сверстников на равных, поэтому:
- дети стремятся заинтересовать собой, привлечь внимание сверстника;
- чутко отзываются на любое действие сверстника;
Именно с момента, когда начинает проявляться интерес к другому ребенку, нужно учить детей общаться друг с другом.
В моей первой группе раннего возраста на момент набора детей, не было говорящих детей. Первое время было очень трудно. Меня хотя бы радовало то, что многие детишки понимали обращенную к ним речь. Выполняли мои просьбы или действия. Между собой дети практически не общались. Каждый сам по себе. Во время утреннего приема встречая малыша в группе я здоровалась с ним и называла по имени. Постепенно дети запомнила имена друг друга, выражали эмоции при встрече. Устраивали обнимашки, делились игрушками. Стали больше проявлять интерес друг к другу. Первые положительные отношения со сверстниками складываются в процессе игры. С ней связанно возникновение интереса к играм других детей, желание включиться в игру, первые совместные игры, умение считаться с интересами окружающих. Чем разнообразнее, интереснее игры малышей, тем богаче и шире для них становится окружающий мир, светлее и радостнее жизнь.
Сначала я брала самые простые коммуникативные игры на знакомство детей друг с другом: «Колокольчик», «Эхо?», «Чей голосок?».
Затем, использовала игры, в которых воспитанники действуют одновременно и одинаково. Общность движений и игровых интересов усиливает радостные переживания и эмоциональный подъем. Кроме того, дети учатся согласовывать свои действия друг с другом и ориентироваться на пространственные условия движений (игры «Гном и дом», «Веселые ладошки», «Большие ноги», «Карусели», «Лови-лови», «Мы капусту рубим»).
Затем возможно использование более сложных игр, в которых нужно действовать по очереди, небольшими группами.
«Завивайся, капуста», «Змейка», «Передача мячей», «Паровоз». Моим малышам нравятся не только словесные коммуникативные игры, но и с использованием дидактического материала. Например, собирать матрешку, они понимают, что надо делать все по порядку и ждать друг друга. При этом мы поем песенку «Мы веселые матрешки». Дети любят такие веселые игры и всегда с большой радостью в них включаются. Эти игры дают начало самостоятельности и дружеским контактам детей.
Коммуникативность – это способность человека выражать свои мысли и
чувства так, чтобы они правильно были поняты другими людьми. Ребенок.
Входя в этот мир с самого раннего возраста, начинает общаться с взрослыми
и детьми, проявляя себя тем или иным образом. И чтобы это общение
происходило в наиболее благоприятных условиях, важно научить ребенка
общаться правильно. А научить детей проще и эффективнее всего в игровой
форме.
Коммуникативная игра для детей предполагает совместную
деятельность, самовыражение и взаимное сотрудничество, развитие навыков
общения и формирование доброжелательных отношений. В процессе этих
игр ребенок переживает неподдельную радость вместе с другими детьми, что
в дальнейшем обращается в жизнерадостность, оптимизм, умение ладить с
другими людьми, способность преодолевать жизненные трудности и
добиваться поставленных целей.
Отсутствие же коммуникативных навыков приводит к задержке
психического развития ребенка, а в будущем к формированию негативной
жизненной позиции.
Дошкольник входит в мир социальных отношений. С первых дней
пребывания в детском саду воспитатель стремиться придать отношениям
детей с взрослыми и сверстниками положительную направленность.
Необходимо чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно в теплой
доброжелательной атмосфере детского сада, следует поддерживать и
развивать стремление ребенка к общению, обогащать его личный
практический опыт.
Общение является одним из условий психического развития ребенка.
Оно сказывается на результатах всех важнейших видов деятельности: учебу,
игру, социальную ориентацию и т.д. Но главным образом общение оказывает
влияние на становлении личности детей с особыми образовательными
потребностями, способствует их социализации и интеграции в группу
сверстников. В тоже время оно не является врожденным видом деятельности.
Поэтому путем только специально организованного обучения и воспитания
можно достичь значительных успехов в развитии общения.
В возрасте 2-3 лет все большее значение приобретает общение со
сверстниками. Это связано с тем, что возникает содержательное общение
сверстников на равных, поэтому:
· дети стремятся заинтересовать собой, привлечь внимание
сверстников;
· чутко отзываются на любое действие сверстника.
Именно с момента, когда начинает проявляться интерес к другому
ребенку, нужно учить детей общаться друг с другом.
В целях развития общения детей взрослый:
· помогает ребенку увидеть в сверстнике человека,
· организуется совместные игры детей,
· учит доброжелательному общению,
· поощряет привлечение внимания к сверстникам (название по имени,
ласковые слова и т.п.).
Наиболее интенсивно коммуникативное развитие ребенка проходит в
дошкольный период детства и зависит, прежде всего, от опыта общения со
сверстниками. Именно этот опыт является базисом его дальнейшего
личностного и социального развития.
В детском саду ребенок получает богатый опыт взаимоотношений,
учится уважать права других детей. Совместные игры, организуемые
воспитателем, особенно сближает детей. Организация жизненных и игровых
ситуаций, обеспечивающих детям возможность осваивать опыт поведения и
доброжелательные отношения к сверстникам и близким взрослым. Во время
коммуникативных игр происходит обогащение опыта общения и
взаимодействия со взрослыми и сверстниками, развиваются добрые чувства
и эмоциональная отзывчивость, формируются социальные представления и
познание детьми своих возможностей. Развивается терпение и уважение друг
к другу.
Игры для развития коммуникативных навыков мы делятся на парные и
групповые.
Парные игровые упражнения способствуют «расширению» открытости
по отношению к партнеру – умению чувствовать и принимать его.
Групповые – дают навыки взаимодействия в коллективе детям
малообщительным, замкнутым, зависимым, тем у кого занижена самооценка,
нарушено поведение, кто страдает страхами.
Так же для коммуникативных способностей в течение дня используем
беседы, этюды, занятия рисованием, лепкой и др. Включение игр на
сплочение, сотрудничество, развитие целенаправленного внимания, доверия
к людям, игры на расслабление, снятия психоэмоционального напряжения
(например: «Солнечный зайчик», «Театр прикосновКоммуникативная игра для детей, предполагает совместную деятельность, самовыражение и взаимное сотрудничество, развитие навыков общения и формирование доброжелательных отношений. В процессе этих игр ребенок переживает неподдельную радость вместе с другими детьми, что в дальнейшем обращается в жизнерадостность, оптимизм, умение ладить с другими людьми, способность преодолевать жизненные трудности и добиваться поставленных целей.Отсутствие коммуникативных навыков приводит к задержке психического развития ребенка. Необходимо, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно в теплой доброжелательной атмосфере детского сада, следует поддерживать и развивать стремление ребенка к общению, обогащать его личный практический опыт.
Совместные игры, которые я организовываю, особенно сближают детей. Примеры жизненных и игровых ситуаций, обеспечивают детям возможность осваивать опыт поведения и доброжелательные отношения к сверстникам и близким взрослым. Во время коммуникативных игр, происходит обогащение опыта общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, развиваются добрые чувства и эмоциональная отзывчивость, формируются социальные представления и познание детьми своих возможностей. Развивается терпение и уважение друг к другу.
Для того, чтобы вся нужная информация всегда была под рукой, я создала в группе уголок речевой деятельности. В уголке я собрала картотеки коммуникативных, дидактических и логоритмических игр, шуточных и пальчиковых игр. Дидактические игры и материал, пособия на развитие дыхания. А также универсальное пособие, которое идеально подходит как для индивидуальной работы, так и со всеми детьми – лэпбуки. В нашем обиходе их два «Учимся говорить» и «Ладушки – ладушки».
Коммуникативные игры способствуют не только развитию дружественных отношений, но и помогают развитию речевой деятельности. Дети называют друг друга по имени, звукоподражание голосам животных, подговаривают окончания потешек, стихотворений, слова игры и просто повторяют друг за другом. Шаг за шагом их речь становится разумной и понятной, пополняется и расширяется словарный запас. Моя задача как воспитателя, всегда поддержать малышей и помочь им в освоении нового.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.