Консультация для педагогов ДОУ «Воспитание патриотизма у дошкольников через знакомство с малой Родиной»
Оценка 4.9

Консультация для педагогов ДОУ «Воспитание патриотизма у дошкольников через знакомство с малой Родиной»

Оценка 4.9
docx
16.10.2023
Консультация для педагогов ДОУ «Воспитание патриотизма у дошкольников через знакомство с малой Родиной»
Проблема патриотического воспитания всегда была одной из самых важных и насущных проблем общества, а в наши дни она становится особенно актуальной; накалённая международная обстановка диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к Отечеству. И этот процесс должен начинаться в дошкольном детстве. Но любовь к родному краю, к своей малой Родине не возникает у детей сама по себе; это результат длительной воспитательно-образовательной работы, который начинается с самого раннего возраста, когда у ребенка возникают первые представления об окружающем мире.
консультация ПППпп.docx

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 373 «Скворушка»

 

 

 

 

 

 

 

Консультация для педагогов ДОУ

«Воспитание патриотизма у дошкольников через знакомство с малой Родиной»

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

Воспитатель высшей категории:О.В. Трудолюбова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе,
А может она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.

М. Матусовский

        

Проблема патриотического воспитания всегда была одной из самых важных и насущных проблем общества, а в наши дни она становится особенно актуальной; накалённая международная обстановка диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к Отечеству. И этот процесс должен начинаться в дошкольном детстве. Но любовь к родному краю, к своей малой Родине не возникает у детей сама по себе; это результат длительной воспитательно-образовательной работы, который начинается с самого раннего возраста, когда у ребенка возникают первые представления об окружающем мире.

Так что же окружает ребёнка с первых дней его жизни? Во-первых, это его семья – самые близкие люди, которые заботятся о нём, учат правильно держать ложку, пить из чашки, ходить, играть, говорить, радоваться каждому открытию. Во-вторых, это его комната, дом, двор, детская площадка, сквер, где он гуляет с мамой. С возрастом ребёнок начинает познавать свою родную улицу, соседние улицы, район города, город в целом. Вот так, от простого к сложному, к маленькому человеку приходит осознание понятия малой Родины.

Таким образом, знакомство с малой Родиной следует начинать с семьи. Родители играют ключевую роль в воспитании маленького гражданина, поэтому их необходимо привлекать в воспитательно-образовательный процесс через совместную с детьми деятельность; привлекать к совместному времяпрепровождению за настольными играми, изготовлением поделок, к поездкам всей семьей в исторические и культурные места, поддерживать семейные традиции, празднование государственных и семейных праздников.

Прежде всего требуется выявить уровень знаний родителей и детей о родном крае, отношение взрослых к патриотическому воспитанию детей. С этой целью проводится анкетирование, по результатам которого намечается последующая работа: это могут быть внеплановые родительские собрания, круглые столы, викторины с участием родителей, консультации по теме патриотического воспитания. Родителям всегда интересны конкурсы или домашние задания, результатом которых становится фотоколлаж из фотографий воспитанников .Эти же фотографии могут войти в основу путеводителя или альбома для патриотического уголка группы, где также будут описаны интересные факты о малой Родине. Всё это лишний раз привлекает внимание детей и их родителей к семейным ценностям.

Одна из наиболее эффективных форм работы по ознакомлению с малой Родиной – тематические прогулки, экскурсии.

Особо яркие эмоции у детей вызывают экскурсии в комнату старинного быта в библиотеке или краеведческом музее, где сотрудники в игровой форме, используя загадки, пословицы и поговорки, народные песни и танцы, знакомят малышей с историей их Родины, с традициями, обычаями, народным бытом. Это уникальная возможность очутиться в русской избе, познакомиться со старинной утварью (коромысло, ухват, прялка, рубель, светец, предметы посуды – горшки, кринки, бутыли, чугунки, люлька, самовары, домотканые коврики, занавески, рушники, предметы одежды) и даже потрогать отдельные предметы. Подобные экскурсии обогащают внутренний мир дошкольников.

Еще одна форма работы по патриотическому воспитанию – встречи с интересными людьми, например, с ветеранами Великой Отечественной войны, которые ежегодно приглашаются на праздничные утренники, посвященные Дню Победы. Дети с удовольствием читают героям стихи о родном крае, о Победе, исполняют песни и танцы,. Дети всегда гордятся личным знакомством с настоящими ветеранами.

Участие в развлечениях, праздниках, викторинах, спортивных эстафетах, посвященных Дню защитника Отечества, Дню Победы, русским народным традициям, семье, значительно расширяет представление детей о государственных праздниках и народных традициях, помогает воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине. Большой эмоциональный отклик происходит при участии дошкольников в совместных с родителями акциях, приуроченных к какой-либо значимой дате: посадка деревьев, кустарников, цветов на участке детского сада; возложение цветов к могиле неизвестного солдата.

Невозможно привить любовь к родной земле, не познакомив с ее природными богатствами. С растительным и животным миром, с красотой родной природы дети знакомятся на занятиях, в процессе бесед, прогулок. Они различают породы деревьев, растущих в местности, знают обитателей дикой природы, а также разнообразие мира птиц. Важно, чтобы формирование бережного отношения к природе (уход за животными, работа на огороде, подкормка птиц, выращивание цветов и т.д.) сочеталось с воспитанием любви к родному краю и желанием работать вместе со взрослыми, благоустраивая участок, двор, улицу.

Свои впечатления от увиденного дети, как правило, отражают в продуктивной деятельности: лепка, рисование, аппликация. Здесь они не только учатся изображать предметы и явления окружающей жизни в разных техниках, но также знакомятся с народными промыслами; изучают росписи и старательно воспроизводят их.

Особое место занимает создание предметно-развивающей среды. В каждой группе необходим уголок патриотического воспитания, который содержит информацию об истории и природе родного края. В уголке патриотического воспитания можно разместить фотоматериалы, иллюстрации, знакомящие с городом и районом, символику района и области, тематические папки «Знаменитые земляки», альбомы «Память», «Природа нашего края», дидактические игры, а также материалы для ознакомления с родной страной.

Таким образом, патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника. В этом может помочь метод проектов, который позволяет развивать познавательный интерес, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества. Участие в проекте помогает детям систематизировать полученные знания. Открываются широкие возможности в организации совместной познавательно-поисковой, продуктивной деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

Как мы видим, есть много способов и средств знакомства ребенка с культурным и историческим наследием родного края, и все они оказывают сильное эмоциональное воздействие на детей, помогая посеять и взрастить в детской душе семена любви к своей семье, к родной природе, к своей малой Родине.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ / Е.Ю. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 203 с.

2. Васильченко Н.Р. Нравственно-патриотическое воспитание средствами музейной педагогики. / Н.Р. Васильченко . Дошкольная педагогика . 2009.- №5 (54). – с.6-8.

3. Гладкова Ю.А. Метод проектов в руководстве работой по нравственно-патриотическому воспитанию. / Ю.А. Гладкова. Ребенок в детском саду. 2008.- №2 .- с. 11-14.

4. Деркач Л.Н. Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников. / Л.Н. Деркач. Дошкольная педагогика. 2009.- №2(51). – с. 21-26.

5. Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества. Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ. / Л.А. Кондрыкинская. - М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.


 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 373 «Скворушка»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 373 «Скворушка»

С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре,

С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре,

Прежде всего требуется выявить уровень знаний родителей и детей о родном крае, отношение взрослых к патриотическому воспитанию детей

Прежде всего требуется выявить уровень знаний родителей и детей о родном крае, отношение взрослых к патриотическому воспитанию детей

Дети всегда гордятся личным знакомством с настоящими ветеранами

Дети всегда гордятся личным знакомством с настоящими ветеранами

Таким образом, патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника

Таким образом, патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1 . Александрова

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1 . Александрова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.10.2023