Консультация для педагогов "Игротерапия в ДОУ"
Оценка 4.7

Консультация для педагогов "Игротерапия в ДОУ"

Оценка 4.7
docx
13.10.2022
Консультация для педагогов "Игротерапия в ДОУ"
игротерапия в детском саду.docx

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Ясли-сад комбинированного типа №40 города Донецка»

 

 

 

 

 

 

Консультация на тему:

«Игротерапия в детском саду»

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель: Зубченко Т.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Донецк, 2022 год

   Задумывались ли вы, почему дети любят играть? Что даёт игра ребёнку?

Игра – жизненная потребность ребёнка, она занимает важное место в жизни дошкольника и является главным средством воспитания детей.

Действительно мы не задумываемся о том, какое значение в нашей жизни имеют игры, в которые мы играли в детстве.

Почему именно с песочницей, куклами и жмурками мы ассоциируем наше детство?  Оказывается это самый лучший путь к нашей психической устойчивости, к избавлению от страхов и к умению общаться.

   В наше время для самых маленьких самой полезной считается песочная игротерапия.

   Уже давно была объяснена любовь детей к песочнице. Там малыши    начинают дружить со сверстниками, там происходят первые драки из-за совочков и ведерок, там непоседа чувствует себя спокойно и комфортно. Вспомните, сколько раз вы с удивлением наблюдали картину многочасового блаженства дитяти на пляже или в песочнице?

   Песок привлекает маленьких «строителей» своей необычной структурой и новыми ощущениями, которые они испытывают при касании песка.

 

Песочная игротерапия - рекорд усидчивости для любого крохи.

Таким образом, игра, наравне со сказкотерапией, стала лучшей «практикой развития» для всех детей, независимо от умственных и физических возможностей. В игре ребенок начинает гибче мыслить, учится принимать самостоятельные решения и вести диалог с окружающими. Покупая кубики,

пирамидки или конструкторы своему чаду мы покупаем ему его мозг, логику.

   А физическое развитие, тренировка пальчиков рук и всего тела лучше всего проходит именно в игровой форме.

Основной, самой доступной и эффективной игровой терапией считается ролевая а проще говоря – игра в куклы. Каждый ребенок является отражением, зеркалом происходящего в семье. То, что мы видим в играх наших детей, это отражение мира, который окружает ребенка. Это мы так разговариваем друг с другом, так укладываем их спать, покупаем для них такие игрушки и книги, это мы смотрим такие телепередачи и видеофильмы. В зависимости от того, каким мы хотим воспитать ребенка, такие игрушки необходимо покупать ему и в такие игры играть с ним.

   Вовремя игре не только педагог, но и сами родители могут выяснить, что тревожит малышей, что им нравится, а что – нет.

 

Некоторые специалисты склонны к тому, что игротерапию, желательно проводить родителю. Это поможет взрослым почувствовать себя ребенком и лучше понять свое чадо, а дети быстрее раскрепостятся перед мамой или папой. Такое общение поможет наладить взаимопонимание в семье на долгие годы.

    Игровая терапия поможет не только вашему ребенку, но и вас – расслабит и отвлечет. А кроха будет просто счастлив в очередной раз с вами поиграть, проявить свою активность, показать, что он уже умеет и почувствует себя еще на капельку нужнее, любимее, а значит и увереннее.

   Среди всего многообразия игр следует особо выделить подвижные игры, в которых все играющие обязательно вовлекаются в активные двигательные действия, которые обусловлены сюжетом и правилами игры и направлены на достижение определённой условной цели.

 

Основные виды и формы игротерапии

   Существует несколько критериев, по которым классифицируется игротерапия. Наиболее часто выделяют следующие виды и формы этой деятельности.

 

1. В зависимости от роли в игре взрослого:

директивная – направленный процесс, где взрослый является организатором для ребенка, которому предлагаются готовые варианты решения той или иной проблемы, во время игры малыш сам приходит к пониманию себя и собственных конфликтов.

недирективная – ненаправленная игровая терапия проводится во время игровой деятельности дошкольников, куда взрослый старается не вмешиваться, создавая вокруг малышей уютную, теплую атмосферу надежности и доверия.

 

2. По структуре материалов для игры:

структурированные игры – применяются при работе с детьми от 4 до 12 лет, провоцируют открытое выражение агрессии (игрушечное оружие), выражение непосредственного желания (с фигурами людей), развивают коммуникативные навыки (забавы с поездами, машинами, в телефон);

 

неструктурированные игры – подвижные занятия и спортивные упражнения, работа с пластилином, водой, глиной, песком, которые способствуют косвенному выражению ребенком своих чувств и появлению ощущения победы.

 

3. По форме организации процесса:

групповая;

индивидуальная.

 

На занятиях в детском саду психологами используется игровая терапия той формы, которая оптимальна для достижения целей и задач, стоящих перед ними.

 

Групповая игротерапия

Для определения необходимой формы занятий в каждом конкретном случае анализируется потребность малыша в общении. Если она не сформирована, то будет выбрана индивидуальная, но при условии, что нет противопоказания – глубокой степени умственной отсталости. Во всей остальных случаях предпочтительнее игровая терапия, которая позволяет детям непринужденно общаться друг с другом, наиболее полно раскрываясь. Но сначала необходимо убедиться, что у них нет противопоказаний к использованию такой формы занятий. У ребят не должны наблюдаться следующие выраженные симптомы:

 

излишняя агрессивность, которую сложно унять;

стрессовое состояние, в котором малыш может находиться на момент наблюдений за его игрой;

асоциальное поведение, из-за проявлений которого могут пострадать окружающие дети;

детская ревность.

 

Игротерапия в группе помогает дошкольнику осознать себя как личность, поднять самооценку, отреагировать все негативные внутренние эмоции, понизить тревожность, ощущение вины и беспокойства. Благоприятно на этом процессе сказывается возможность детей наблюдать друг за другом, стремиться самому попробовать ту, или иную роль в игре. Целью работы специалиста является не вся группа, а ее участники в отдельности. Оптимальное число играющих – 5 детей и 1 взрослый. В возрасте ребят не должно быть разницы более 1 года. Игровая терапия в группе вырабатывает у каждого ребенка:

 

становление положительной «Я-концепции»;

воспитание ответственности за поступки;

развитие навыков самоконтроля;

закрепление способности принятия самостоятельных решений;

обретение веры в собственное «Я».

 

Постепенно игровая терапия неструктурированная сменяются структурированной, позволяющей дошкольнику свободнее выражать свои волнения, чувства, вплоть до самых агрессивных. Значит, психологу будет легче их отслеживать и корректировать.

 

 

Игровая комната в образовательном учреждении

 

В детском саду, который отвечает современным запросам родителей, должна быть оборудована специальная комната для работы психолога с детьми. Для достижения оптимального эффекта от занятий она должна соответствовать определенным критериям.

   Игротерапия применяется очень часто для преодоления детских страхов. Приведем несколько упражнений, которые направлены на эти цели.

   Жмурки. Позволяют дошкольникам справиться с боязнью темноты и замкнутого пространства. С завязанными глазами ведущий должен поймать кого-либо из играющих, на ощупь его узнать, четко назвав имя.

   Большой пес. Помогает справиться со страхом перед животными, неуверенностью. На стул усаживается ведущий, который изображает лохматое животное, притворяясь, будто спит. Остальные детки подходят медленно, будят его четверостишием:

 

Посмотрите – страшный пес

Спит, уткнувши в лапы нос.

А давайте-ка, разбудим:

Мы узнаем, что же будет.

Пес на последних словах должен проснуться и броситься ловить детей. Их задача – убежать, не стать пойманными.

 

Таких игр существует большое количество. Совместные усилия специалистов в детском саду и родителей должны быть скоординированы, направлены на оказание эффективной помощи ребенку для преодоления его трудностей. Игротерапия является очень эффективным инструментом для этих целей. Главное – не оставлять малыша один на один с его страхами и проблемами, вовремя диагностировать их наличие у ребенка, оказать действенную помощь.

  


 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ясли-сад комбинированного типа №40 города

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ясли-сад комбинированного типа №40 города

Задумывались ли вы, почему дети любят играть?

Задумывались ли вы, почему дети любят играть?

Вовремя игре не только педагог, но и сами родители могут выяснить, что тревожит малышей, что им нравится, а что – нет

Вовремя игре не только педагог, но и сами родители могут выяснить, что тревожит малышей, что им нравится, а что – нет

По форме организации процесса: групповая; индивидуальная

По форме организации процесса: групповая; индивидуальная

Игротерапия в группе помогает дошкольнику осознать себя как личность, поднять самооценку, отреагировать все негативные внутренние эмоции, понизить тревожность, ощущение вины и беспокойства

Игротерапия в группе помогает дошкольнику осознать себя как личность, поднять самооценку, отреагировать все негативные внутренние эмоции, понизить тревожность, ощущение вины и беспокойства

Большой пес. Помогает справиться со страхом перед животными, неуверенностью

Большой пес. Помогает справиться со страхом перед животными, неуверенностью
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.10.2022