ОСП МБДОУ детский сад№8 «Звездочка» - детский сад «Солнышко»
Проектная деятельность в младшей разновозрастной группе
«Веселый урожай!»
Подготовила: Гребенникова С.М.
Тема: «Веселый урожай»
Тип и вид проекта: игровой, групповой, краткосрочный.
Возраст: дети младшей группы.
Актуальность: По мнению ученых, игра-это не пустая забава, а очень важный вид деятельности для маленького человека. Наблюдая окружающий мир и деятельность населяющих его людей, ребенок очень хочет стать его участником, но в полной мере, как взрослый, еще не может этого сделать. А вот в игре он может все! Может построить мост, сделать операцию, сшить костюм, испечь пирог, дрессировать животных. В это время в игре по-настоящему работают воображение, мышление, речь, по-настоящему надо строить отношения с партнерами (даже если в их роли выступают простые игрушки). Я считаю, что в игровой деятельности ребенок может узнать что-то новое, а также закрепить полученные знания. Поэтому мой проект направлен на закрепление познавательного, речевого, социально-коммуникативного развития через игровую деятельность. Он поможет детям младшего дошкольного возраста научиться классифицировать овощи и фрукты, познакомит с их свойствами и пользе для здоровья.
Цель: Создание условий для дополнения и закрепления полученных знаний об овощах и фруктах у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности.
Задачи:
· Обучать детей различать, называть и классифицировать овощи о фрукты, используя для распознания различные анализаторы. Обучать описывать внешний вид овощей и фруктов, делать простые выводы о их произрастании.
· Совершенствовать познавательные способности детей, способствовать тому, чтобы дети стремились узнавать новую информацию о продуктах.
· Воспитывать доброжелательные отношения детей друг к другу в игровой деятельности.
Основные виды деятельности детей:
Игровая деятельность:
Сюжетно-ролевые игры : "Готовим обед кукле", "Магазин овощей и фруктов".
Дидактические игры: " Сад-огород", "Чудесный мешочек", "Доскажи словечко".
Пальчиковые игры: "Приглашаем в огород", "Морковка", "Картошка", "Пирожки", "Арбуз", "Вишня", "Слива", "Яблоко".
Подвижные игры: "Овощи или фрукты", "Вагончик овощей, вагончик фруктов", "Вкусный обед", "Вершки и корешки".
Художественно – эстетическая:
Чтение художественной литературы: загадки про фрукты и овощи, "Сказка про овощи", рассматривание иллюстрации "Сбор урожая"
Методы работы: Наглядные, словесные (беседы, художественное слово), практические (совместные и самостоятельные игры).
Предполагаемый результат:
Дети классифицируют фрукты и овощи. Дети описывают внешний вид овощей и фруктов, делают простые выводы об их произрастании.
Этапы проведения и реализации проекта:
I. Информационно-накопительный:
Сбор и анализ литературы по теме «Фрукты и овощи» для младшего дошкольного возраста.
II. Организационно-практический:
Срок |
Цель |
Форма проведения |
1неделя |
Сюжетно-ролевая игра «Готовим обед для куклы» Цель:Учить выполнять несколько взаимосвязанных игровых действий в процессе приготовления обеда, готовить посуду для супа, салата, компота, мыть фрукты и овощи, варить, накрывать на стол, кормить куклу, развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом в непродолжительной совместной игре. |
Совместная и самостоятельная деятельность |
|
Дидактическая игра"Сад-огород" Цель: Учить определять пространственное расположение предметов; уточнить знания детей об овощах и фруктах, и месте их произрастания, пользе для человека; учить различать овощи и фрукты по внешнему виду, описывать их по характерным признакам; развивать внимание, память, усидчивость, координацию движений, мелкую моторику рук. |
Совместная и самостоятельная деятельность |
|
Пальчиковая игра «Картошка», «Яблоко» Цель: улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. |
Совместная деятельность |
|
Загадывание загадок про овощи. Развивать логическое мышление. |
Совместная деятельность |
|
Подвижная игра "Овощи и фрукты" Цель: Развивать быстроту реакции детей; закреплять знания об овощах и фруктах. |
Совместная деятельность |
|
Чтение сказки про овощи Цель: Формировать словарь; учить различать и называть существенные признаки овощей. |
Совместная деятельность |
|
Дидактическая игра "Чудесный мешочек" Цель: учить детей различать фрукты на ощупь, называть их; учить их ориентироваться на окончания слов при согласовании существительных и прилагательных в роде. |
Совместная деятельность |
|
Пальчиковая игра «Пирожки», «Арбуз» Цель: улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. |
Совместная деятельность |
|
Подвижная игра "Вкусный обед" Цель: Развивать умение ориентироваться в пространстве, быстро действовать по сигналу; учить ритмично двигаться под музыку. |
Совместная деятельность |
|
Чтение потешек "Морковка", "Помидор" Цель: Формировать словарь; учить различать и называть существенные признаки овощей. |
Совместная деятельность |
2неделя |
Сюжетно-ролевая игра "Магазин овощей и фруктов" Цель:закрепить знания детей об обобщающем понятии «магазин», а также знания об овощах и фруктах; формировать социальный опыт детей посредствам игровой деятельности. |
Совместная и самостоятельная деятельность |
|
Пальчиковая игра «Вишня», «Морковка» Цель: улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. |
Совместная деятельность |
|
Дидактическая игра «Доскажи словечко» Цель:развитие внимания, памяти, совершенствование знаний об овощах и фруктах. |
Совместная деятельность |
|
Чтение потешек "Грушка", "Яблочко" Цель: Формировать словарь; учить различать и называть существенные признаки овощей. |
Совместная деятельность |
|
Чтение русской народной сказки "Вершки и корешки" Цель: Формировать словарь; учить различать и называть существенные признаки овощей. |
Совместная деятельность |
|
Подвижная игра « Вершки и корешки» Цель: закреплять знания о способе произрастания овощей, развивать внимание, зрительное и слуховое восприятие, память. |
Совместная деятельность |
|
Пальчиковая игра «Приглашаем в огород», «Слива» Цель: улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. |
Совместная деятельность |
|
Дидактическая игра "Чудесный мешочек" Цель: учить детей различать фрукты на ощупь, называть их; учить их ориентироваться на окончания слов при согласовании существительных и прилагательных в роде. |
Совместная и самостоятельная деятельность |
|
Чтение и заучивание потешек "Редиска", "Лучок", "Чеснок-чесночок" Цель: Формировать словарь; учить различать и называть существенные признаки овощей. |
Совместная деятельность |
|
Подвижная игра "Вагончик овощей, вагончик фруктов" Цель: Развивать внимательность и быстроту реакции; закреплять умение классифицировать овощи и фрукты. |
Совместная деятельность |
III.Презентационно – завершающий: Беседа по иллюстрации "Сбор урожая"
IV. Контрольно-рефлексивный
Подведение итогов.
В результате проделанной работы пришла к выводу, что именно посредством игровой деятельности совершенствуются познавательные способности детей младшего дошкольного возраста.
Литература
· Арушанова А. Развитие коммуникативных способностей дошкольников ТЦ«Сфера» , 2011.
· Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.
· Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности : Младшая группа.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.-144с.
· Григорьева Г. Играем с малышами «Просвещение»,2007.
· Дыбина О. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во 2мл.группе «Мозаика‐Синтез»,2010.
· Савина А. Пальчиковая гимнастика «Родничок», 2003.
· Федотова А.Познаем окружающий мир играя ТЦ«Сфера», 2014.
Использован материал с просторов интернета.
Фотографии из личного архива.
Дидактические игры:
"Сад-огород"- Цель: Учить определять пространственное расположение предметов; уточнить знания детей об овощах и фруктах, и месте их произрастания, пользе для человека; учить различать овощи и фрукты по внешнему виду, описывать их по характерным признакам; развивать внимание, память, усидчивость, координацию движений, мелкую моторику рук.
Ход игры: Детям даются фрукты и овощи. Они должны распределить где растут фрукты, где овощи. Выполняя задание, дети закрепляют названия фруктов и овощей.
«Чудесный мешочек»
Цель: учить детей различать фрукты на ощупь, называть
их; учить их ориентироваться на окончания слов при согласовании существительных
и прилагательных в роде.
Материалы: мешочек, муляжи – фруктов и овощей.
Ход игры: воспитатель показывает мешочек и говорит:
Я-чудесный мешочек,
Всем ребятам я — дружочек.
Очень хочется мне знать,
Как вы любите играть.
Дети складывают в мешочек муляжи овощей и фруктов. Далее по очереди берут из мешочка предмет, на ощупь определяют, что это, называют его, а потом достают. После этого дети собираются в группы «Овощи», «Фрукты».
«Доскажи словечко»
Цель: развитие внимания, памяти, совершенствование знаний об овощах и фруктах.
Ход игры: взрослый читает, а дети добавляют слова.
- Здесь весною было пусто, летом выросла… (капуста).
- Солнышко светило чтоб, ярче зеленел … (укроп).
- Собираем мы в лукошко очень крупную … (картошку).
- От дождя земля намокла – вылезай, толстушка … (свёкла).
- Из земли – за чуб плутовку тянем сочную … (морковку).
- Помогает деду внук – собирает с грядок … (лук).
- Просит дедушка Федюшку: - собери ещё … (петрушку).
- Вот зелёный толстячок – крупный, гладкий … (кабачок).
- А теперь пойдём мы в сад, там созрел уж … (виноград).
- Очень сочны и красивы выросли на ветках … (сливы).
- Для Серёжи и Марины набираем … (мандарины).
- Для Ванюши и Катюши соберём в корзину … (груши).
- Не забудем для Алёны очень кислые … (лимоны).
- Для начинки в пироги набираем … (яблоки).
Вот и всё! Хоть и устали, урожай мы весь собрали!
Пальчиковые игры с детьми:
|
|
|
|
|
|
Подвижные игры:
« Вершки и корешки»
Цель: закреплять знания о способе произрастания
овощей, развивать внимание, зрительное и слуховое восприятие, память.
Атрибуты: муляжи овощей или натуральные овощи.
Ход игры: Вариант 1: взрослый показывает овощ (муляжи или
натуральные), дети называют его и показывают движениями, где он произрастает,
если на земле — тянут руки вверх, если под землёй — приседают. В качестве
взрослого может выступать и ребёнок, который сам показывает овощи.
Вариант 2: взрослый только говорит название овоща, а дети показывают
движениями, где он растёт.
"Вагончик овощей, вагончик фруктов"
Цель: Развивать внимательность и быстроту реакции; закреплять умение классифицировать овощи и фрукты. Атрибуты: карточки с овощами и фруктами, обруч, магнитофон, мелодия «Калинка-малинка». Ход игры: Детям раздаются карточки, кому-то овощи, кому-то фрукты, на пол выкладываются обручи с картинкой овощей и фруктов, когда начинает играть музыка, дети бегают по участку, как только музыка прекращается, дети бегут к нужному обручу.
«Овощи или фрукты»
Цель: Развивать быстроту реакции детей; закреплять знания об овощах и фруктах. Ход игры: Если воспитатель называет овощ, дети- приседают, а если фрукт, то подпрыгивают на месте и тянут руки вверх.
"Вкусный обед"
Цель: Развивать умение ориентироваться в пространстве, быстро действовать по сигналу; учить ритмично двигаться под музыку. Атрибуты: обручи, муляжи фруктов и овощей, магнитофон, мелодия.
Ход игры: Дети выбирают муляжи. Под музыку скачут подскоками по площадке. С окончанием музыки все продукты бегут к своим обручам-кастрюлям: красный обруч- в нем варится борщ, синий обруч- в нем готовится компот.
Загадки:
Художественное слово:
Потешки:
МОРКОВКА
В огороде шум-шум-шум,
Зайка-зайка: хрум-хрум-хрум,
Прыг-прыг-прыг по пням, по пням,
Съел морковку - ням-ням-ням!
Овощи Тувим Юлиан (пер. С. Михалкова)
Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла: Картошку, Капусту, Морковку, Горох, Петрушку и свёклу. Ох! .. Вот овощи спор завели на столе Кто лучше, вкусней и нужней на земле: Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка иль свёкла? Ох!.. Хозяйка тем временем ножик взяла. И ножиком этим крошить начала : Картошку, Капусту, Морковку, Горох, Петрушку и свёклу. Ох!.. Накрытые крышкой, в душном горшке Кипели, кипели в крутом кипятке: Картошка, Капуста, Морковка, Горох, Петрушка и свёкла. Ох!.. И суп овощной оказался неплох!
"Вершки и корешки" (русская народная сказка)
Мужик поехал в лес репу сеять. Пашет там да работает. Пришел к нему медведь: Мужик, я тебя сломаю. — Не ломай меня, медведюшка, лучше давай вместе репу сеять. Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки. — Быть так, — сказал медведь. — А коли обманешь, так в лес ко мне хоть не езди. — Сказал и ушел в дуброву. Репа выросла крупная. Мужик приехал осенью копать репу. А медведь из дубровы вылезает: Мужик, давай репу делить, мою долю подавай. — Ладно, медведюшка, давай делить: тебе вершки, мне корешки. — Отдал мужик медведю всю ботву. А репу наклал на воз и повез в город продавать. Навстречу ему медведь: Мужик, куда ты едешь? — Еду, медведюшка, в город корешки продавать. — Дай-ка попробовать — каков корешок? — Мужик дал ему репу. Медведь как съел: А-а! — заревел. — Мужик, обманул ты меня! Твои корешки сладеньки. Теперь не езжай ко мне в лес по дрова, а то заломаю. — На другой год мужик посеял на том месте рожь. Приехал жать, а уж медведь его дожидается: Теперь меня, мужик, не обманешь, давай мою долю. — Мужик говорит: Быть так. Бери, медведюшка, корешки, а я себе возьму хоть вершки. — Собрали они рожь. Отдал мужик медведю корешки, а рожь наклал на воз и увез домой. Медведь бился, бился, ничего с корешками сделать не мог. Рассердился он на мужика, и с тех пор у медведя с мужиком вражда пошла.
Пальчиковые игры:
|
|
|
|
|
|
Приложение
Сюжетно - ролевая игра «Готовим обед для куклы»
Цель: Учить выполнять несколько взаимосвязанных игровых действий в процессе приготовления обеда, готовить посуду для супа, салата, компота, мыть фрукты и овощи, варить, накрывать на стол, кормить куклу, развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом в непродолжительной совместной игре.
Ход игры: воспитатель говорит: «Скоро кукла вернётся с прогулки». Она долго гуляла и захотела кушать. Давайте приготовим ей салат, суп и компот». Вместе с детьми готовит посуду, наливают в кастрюлю воды и ставят на плитку, воспитатель предлагает детям помыть фрукты.
- Вода
уже кипит. Алёнка насыпает фрукты с тарелки в кастрюлю, мешает
ложкой, пробует, сладкий ли компот.
Воспитатель пробует на вкус компот, накрывает кастрюлю крышкой и снимает с плитки.
- А теперь мы приготовим для Кати гороховый суп и овощной салат. Наша Катюша будет довольна. Каждый ребёнок выполняет какую-то работу по приготовлению супа и салата. Обед готов. По предложению воспитателя дети достают скатерть из шкафа, старательно накрывают на стол. Ставят на стол посуду: тарелку, чашку, блюдо для хлеба, ложку, салфетки.
-Обед готов - говорит воспитатель, можно приглашать на обед Катю. Дети приводят куклу Катю, моют руки, умывают, вытирают полотенцем и сажают за стол, кормят супом, салатом, поят компотом, потом вытирают Катю салфеткой. Катя благодарит за вкусный обед. Воспитатель наливает в таз тёплой воды, дети моют посуду и вытертую ставят на место в буфет.
|
|
|
|
Сюжетно - ролевая игра «Магазин овощей и фруктов»
Цель: закрепить знания детей об обобщающем понятии «магазин», а также знания об овощах и фруктах; формировать социальный опыт детей посредствам игровой деятельности.
Ход игры: Воспитатель объявляет, что открылся новый магазин «Овощи и фрукты»
Приложение
Сюжетно - ролевая игра «Готовим обед для куклы»
Цель: Учить выполнять несколько взаимосвязанных игровых действий в процессе приготовления обеда, готовить посуду для супа, салата, компота, мыть фрукты и овощи, варить, накрывать на стол, кормить куклу, развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом в непродолжительной совместной игре.
Ход игры: воспитатель говорит: «Скоро кукла вернётся с прогулки». Она долго гуляла и захотела кушать. Давайте приготовим ей салат, суп и компот». Вместе с детьми готовит посуду, наливают в кастрюлю воды и ставят на плитку, воспитатель предлагает детям помыть фрукты.
- Вода
уже кипит. Алёнка насыпает фрукты с тарелки в кастрюлю, мешает
ложкой, пробует, сладкий ли компот.
Воспитатель пробует на вкус компот, накрывает кастрюлю крышкой и снимает с плитки.
- А теперь мы приготовим для Кати гороховый суп и овощной салат. Наша Катюша будет довольна. Каждый ребёнок выполняет какую-то работу по приготовлению супа и салата. Обед готов. По предложению воспитателя дети достают скатерть из шкафа, старательно накрывают на стол. Ставят на стол посуду: тарелку, чашку, блюдо для хлеба, ложку, салфетки.
-Обед готов - говорит воспитатель, можно приглашать на обед Катю. Дети приводят куклу Катю, моют руки, умывают, вытирают полотенцем и сажают за стол, кормят супом, салатом, поят компотом, потом вытирают Катю салфеткой. Катя благодарит за вкусный обед. Воспитатель наливает в таз тёплой воды, дети моют посуду и вытертую ставят на место в буфет.
|
|
|
|
Сюжетно - ролевая игра «Магазин овощей и фруктов»
Цель: закрепить знания детей об обобщающем понятии «магазин», а также знания об овощах и фруктах; формировать социальный опыт детей посредствам игровой деятельности.
Ход игры: Воспитатель объявляет, что открылся новый магазин «Овощи и фрукты»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.