Консультация для педагогов из опыта работы «Развитие физических качеств посредством ритмической гимнастики у детей дошкольного возраста»
Оценка 4.7

Консультация для педагогов из опыта работы «Развитие физических качеств посредством ритмической гимнастики у детей дошкольного возраста»

Оценка 4.7
docx
01.09.2020
Консультация для педагогов из опыта работы «Развитие физических качеств посредством ритмической гимнастики у детей дошкольного возраста»
Развитие физических качеств посредством ритмической гимнастики у детей дошкольного возраста.docx

 

 

 

 

Развитие физических качеств посредством ритмической гимнастики у детей дошкольного возраста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие физических качеств посредством ритмической гимнастики у детей дошкольного возраста

 

Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский подчёркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому крайне важно правильно организовать занятия физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечит в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности.

Одной из форм работы по физическому воспитанию дошкольников является занятие ритмической гимнастикой.

Ритмическая гимнастика - это физические упражнения, которые подбираются в соответствии с музыкой и выполняются в различном темпе. Как средство физического воспитания детей ритмическая гимнастика широко доступна, так как строится на знакомых образных упражнениях, сюжетных композициях, которые подбираются с учёта возраста детей и их физической подготовки. Выполнение упражнений ритмической гимнастики под музыку создаёт благоприятныё эмоциональный фон, который способствует повышению работоспособности и позволяет выносить большие физические нагрузки.

Современная система гимнастики представляет собой совокупность различных видов, важнейшими из которых в связи с проблемой оздоровления нации становятся оздоровительные виды гимнастики. Первое место среди них по праву принадлежит ритмической гимнастике.

Ритмическая гимнастика - это разновидность гимнастики, такой системы упражнений, которая дает занимающимся бодрость, здоровье, мышечную радость, повышает тонус нервной системы. Занятия ритмической гимнастикой благоприятно воздействуют на сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, эндокринную систему организма. В ритмическую гимнастику входит неограниченный выбор движений, воздействующий на все части тела, на развитие всех физических качеств, таких как: ловкость, гибкость, выносливость, пластичность, эмоциональность.  Положительные эмоции вызывают стремление выполнять движения энергичнее, что усиливает их воздействие на организм. Ритмическая гимнастика сегодняшнего дня использует средства художественной гимнастики, общеразвивающих упражнений, свободную пластику, суставную гимнастику, элементы современного танца.

Физиологические особенности дошкольников подтверждают это положение. Интенсивность окислительных процессов в организме ребенка выше, чем у взрослого, а поэтому потребность ребенка в кислороде больше. Дыхательный аппарат шестилеток еще несовершенен, в связи с этим дыхание поверхностное и учащенное, не обеспечивающее должного потребления кислорода. Ритмическая гимнастика как раз и тренирует дыхательную систему и обеспечивает организм ребенка необходимым количеством кислорода.

Ритмичные движения характерны для многих видов спорта. Необходимость в выполнении ритмичных движений постоянно встречается в окружающей нас действительности.

Ритмическая гимнастика - одна из разновидностей оздоровительно-развивающего направления в гимнастике. По своему содержанию и используемым средствам ритмическая гимнастика - своеобразный синтез гимнастики и йоги, классического балета и аэробики, народного танца и диско. Однако при любом отношении используемых средств гимнастика является основной и доминирующей частью занятия. Лишь при таком условии обеспечивается многоплановый эффект оздоровительного и развивающего воздействия занятия. Большое разнообразие движений, выполняемых в различных плоскостях пространства, способствует совершенствованию двигательной памяти и координационных способностей. Отличительные признаки ритмической гимнастики заключаются в танцевальной манере выполнения упражнения. Она способствует быстрому переходу организма от сна к бодрствованию, настраивает центральную нервную систему на рабочий ритм, подготавливает организм к предстоящей активной деятельности.

Свобода, естественность, отсутствие всякого напряжения - вот что должно быть характерно при выполнении детьми музыкально-ритмических движений. Это сложная задача, но вполне осуществимая, если в своей работе с детьми педагог будет учитывать следующие принципы: комплексное решение основных задач физического воспитания, систематичность, постепенность, последовательность, повторность.

Детский организм со временем физически крепнет, становиться более подвижным, успешно овладевает основными движениями, у него хорошая координация движений при ходьбе, беге, прыжках. Совершенствуются процессы нервной высшей деятельности: развивается способность анализировать, обобщать, делать простейшие умозаключения, улучшается произвольная память. Дети к 6-7 годам способны осмыслить указания педагога и, опираясь на имеющийся опыт, без показа выполнить некоторые музыкально-ритмические задания, придумывать их самостоятельно.

Ритмические упражнения помогают ребёнку научиться владеть своим телом, координировать движения. К концу года, 6 лет имеют большой запас основных танцевально-ритмических движений. Всё это создаёт благоприятную почву для последующей работы педагога.

Главными задачами физического воспитания детей является укрепление организма, развитие и совершенствование движений. Выполнение физических упражнений под музыку является наиболее эффективной формой создания у детей правильного понимания характера движений. Для дошкольного возраста упражнения, выполненные с музыкальным сопровожденем, являются основными, базовыми при овладевании двигательной культурой, так как они способствуют формированию правильной осанки, красивой походки, развитию ритмичности и музыкальности, координации движений.

Итак, ребенку с рождения присуще двигаться. В беге, плавании, прыжках он удовлетворяет естественную потребность в движении, хотя и не осознает значения этой деятельности. Физкультурно - оздоровительные занятия должны развивать детей физически, приучать их к осознанному выполнению физических упражнений, формировать у них представление о здоровом образе жизни. Все эти задачи помогает решать ритмическая гимнастика.

Целью моей  работы в этом направлении стало:

    – Создание условий для развития физических качеств у детей дошкольного возраста через ритмическую гимнастику.

Задачи:

 1.  Формировать устойчивый интерес к процессу выполнения физических упражнений под музыку.

2.     Развивать физические качества детей, двигательные умения и навыки.

3.     Способствовать воспитанию музыкальности и чувства ритма.

4.     Развивать двигательную память и двигательное воображение.

5.     Установить влияние ритмической гимнастики на физическое воспитание детей дошкольного возраста.

6.     Подтвердить целесообразность проведения ритмической гимнастики. 

Методы, используемые в работе:

·        наглядно - слуховой,

·       словесный,

·       тактильно - мышечный,

·       практический.

Принципы, используемые в работе:

·       систематичности,

·       последовательности,

·       повторности,

·       доступности.

 

 

В начале учебного года я провожу диагностику физической подготовленности детей. Оцениваю, как сформированы основные движения (прыжки, равновесие, бег, метание, лазание). Как развиты физические качества (сила рук и ног, координация, гибкость, ловкость, быстрота, выносливость). Большинство детей имеют средние показания, а некоторые и низкие. Отмечаются низкие показания: координация движения, гибкости, выносливости и силы рук. Плохо сформированы такие двигательные навыки, как: равновесие и метание. Физкультурные занятия обеспечивают возможность реализации физического воспитания в соответствии с программой, но этого не достаточно для решения данной проблемы. Не у всех детей было стремление и желание сделать физические упражнения правильно, до конца. Дети быстро утомлялись. Многие дети не изменяли характер движений в соответствии с ритмом и темпом музыки, в большинстве случаев дети затрудняются придумать своё упражнение, плохо развита двигательная память и двигательное воображение.

 Для повышения у дошкольников интереса к выполнению упражнений я стала использовать ритмическую гимнастику. Работа по физическому развитию детей дошкольного возраста через ритмическую гимнастику разносторонняя, многообразная, трудоемкая. Содержание ритмической гимнастики составляют общеразвивающие упражнения, поэтому допустимо её проведение с детьми дошкольного возраста. Нужно помнить о возрастных особенностях детей, двигательном режиме, быстрой утомляемости от выполнения одних и тех же упражнений. Все движения ритмической гимнастики можно классифицировать таким образом:

·                     упражнения для рук и плечевого пояса.

·                     упражнения для мышц шеи.

·                     упражнения для мышц туловища.

·                     упражнения для мышц ног и всего тела.

Работа по разучиванию комплекса ритмической гимнастики длительная, но усложнение упражнений проходило за счёт уже знакомых упражнений в игровой форме, поэтому детям было не сложно и интересно. Самое главное – подбор музыкального сопровождения. Использовала показ и словесную инструкцию, усложняли, применяли предметы (с использованием спортивного инвентаря, бросового материала, пластиковых бутылок и т.д.), перестроения, отрабатывали движения в нужном темпе для каждого возраста.

Детей учила четко и ритмично выполнять упражнения под музыку, владеть своим телом, развивать координацию движения, закрепляла умение использовать элементы танцев

Повышать интерес к выполнению ритмических  упражнений помогала  современная музыка, народная, классическая, диско, детские песни.

С целью развития пластичности, гибкости изучали ритмическую гимнастику - стретчинг. Это упражнения на растяжку.

 

Структура построения выполнения ритмических упражнений общепринятая, но, я старалась разнообразить методы его проведения. Увеличена интенсивность упражнений за счет изменения их дозировки, темпа выполнения движений и прилагаемых усилий (применяются, например, упражнения с набивными мячами, на преодоление сопротивления партнера в парных упражнениях, на степах, с применением спортивного инвентаря и т.п.).

Широко применяются упражнения из разных исходных положений - стоя, сидя, лежа. Особенно любят дети гимнастику с предметами - обручами, мячами, флажками, гимнастическими палками.

В каждый комплекс входят ходьба, бег и поскоки, а также от 5 до 8 общеразвивающих упражнений. Дозировка отдельных упражнений увеличена до 14-16 повторений с коротким отдыхом. Но это такие упражнения, выполнение которых не вызывает у детей особого затруднения (например, сидя на полу, достать флажками носки вытянутых ног).

Заканчиваются они прыжками и бегом. В конце даются упражнения, выполнение которых нормализует дыхание. При выполнении одних и тех же комплексов дети получают различную нагрузку в зависимости от степени подвижности. Поэтому нами систематически проводятся наблюдения за физиологическим состоянием детей после выполнения комплексов дополнительной гимнастики.

Многократность повторения тех или иных движений, упражнений способствует более прочному формированию двигательного навыка, обеспечивает достаточную физиологическую нагрузку на организм ребенка.

Очень важно, чтобы упражнения удачно сочетались по своей нагрузке, по длительности выполнения, по сложности, вызывали положительный эмоциональный тонус у детей. Неудачный подбор упражнений не принесёт хороших результатов.

Детям нравилось заниматься, они приходили на утреннюю гимнастику и занятия в хорошем настроении и с удовольствием выполняли все упражнения.
Ритмическая гимнастика и ее методы способствуют повышению общей физической подготовленности ребенка и помогают успешнее решать задачи физического воспитания. Упражнения ритмической гимнастики в сочетании со словом педагога и музыкальным сопровождением являются эффективным комплексным средством воспитания дисциплинированности и методом подготовки дошкольников к занятиям в школе.

И выяснилось, что показатели навыков основных движений и физических качеств повысились. Производя наблюдения за дошкольниками, отметила, что они придумывают очень много интересных и сложных упражнений. Я прихожу к выводу, что развивается двигательная память и двигательное воображение. Дети стали выполнять упражнения более четко, красиво и качественно, менять характер движений в соответствии с темпом и ритмом музыки. Ритмическая гимнастика вызывает у детей радостные чувства. Она способствует формированию у детей устойчивого интереса к процессу выполнения физических упражнений.

 

Подводя итоги работы можно сказать, что ритмическая гимнастика - это новый подход в организации физического воспитания детей дошкольного возраста имеет положительные результаты. Использование системного подхода в обучении, четкого планирования способствует физическому воспитанию и развитию. Дети стали активнее и увереннее. При выполнении физических упражнений для детей характерна свобода, естественность и отсутствие напряжения. Все задачи, которые я поставила в своей работе, успешно решены.

 


 

Развитие физических качеств посредством ритмической гимнастики у детей дошкольного возраста

Развитие физических качеств посредством ритмической гимнастики у детей дошкольного возраста

Развитие физических качеств посредством ритмической гимнастики у детей дошкольного возраста

Развитие физических качеств посредством ритмической гимнастики у детей дошкольного возраста

Ритмичные движения характерны для многих видов спорта

Ритмичные движения характерны для многих видов спорта

Итак, ребенку с рождения присуще двигаться

Итак, ребенку с рождения присуще двигаться

Содержание ритмической гимнастики составляют общеразвивающие упражнения, поэтому допустимо её проведение с детьми дошкольного возраста

Содержание ритмической гимнастики составляют общеразвивающие упражнения, поэтому допустимо её проведение с детьми дошкольного возраста

Многократность повторения тех или иных движений, упражнений способствует более прочному формированию двигательного навыка, обеспечивает достаточную физиологическую нагрузку на организм ребенка

Многократность повторения тех или иных движений, упражнений способствует более прочному формированию двигательного навыка, обеспечивает достаточную физиологическую нагрузку на организм ребенка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.09.2020