Консультация для педагогов: "Нравственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой родного края"
Оценка 4.8

Консультация для педагогов: "Нравственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой родного края"

Оценка 4.8
docx
06.03.2022
Консультация для педагогов: "Нравственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой родного края"
консультация для педагогов на тему НВ.docx

Консультация для педагогов

Нравственное воспитание детей в процессе

ознакомления с природой родного края

В системе народного образования особое внимание уделяется нравственному воспитанию подрастающего поколения. В современном обществе с его повышенным вниманием к человеку нравственное воспитание детей с раннего возраста приобретает особую значимость.

Необходимо с раннего возраста прививать у детей любовь к природе, а именно по двум причинам: во – первых, для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру; во – вторых, для развития более сложных нравственных чувств и качеств; гуманизма, добросердечности, сочувствия. Поведение ребенка в природе порой противоречиво: положительно относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся цветы и тут же бросают их, мучают – «ласкают» котенка и пр.).

Природа – не беспредельный склад, запасы ее истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей.

Это отношение к природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Именно с этих лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы – экологии.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, с нашей точки зрения, предполагает:

• воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);

• формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);

• развитие эстетических чувств (умения увидеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);

• участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Естественно, что все составляющие подобного комплексного подхода экологическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения существует не обособленно, а взаимосвязано. Так, гуманное отношение к природе возникает в процессе осознание того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка и т. д.

Важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой мы личным примером демонстрируем детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуем в природоохранной деятельности.

Критериями сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе являются следующие:

• понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно – эстетическом и практическом значении для человека;

• освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и быту;

• проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе).

Итак, экологическое воспитание детей следует рассматривать, прежде всего как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т. д.

Формируя гуманное отношение к природе, мы исходим из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для нас Дом, безнравственны.

Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позицию более сильной стороны и поэтому должны ее беречь и заботиться о ней, а так же уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку. По мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.

Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношение к природе – необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность. Поэтому мы создаем условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой (например, мы вместе с детьми озеленяем уголок природы, заботимся о его обитателях и т. д.) А создание и поддержание положительного эмоционального состояние детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя, расцветший цветок, выздоровевший щенок) способствует дальнейшему развитию чувств со-страдания и со-переживания. Наша задача – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе и каждый из нас в отдельности в ответе за природу, за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

При организации работы по патриотическому воспитанию на основе позитивного отношения к природе важно учитывать региональный компонент (ближайшее природное окружение и экологическую ситуацию в регионе), ресурсное обеспечение педагогического процесса. Во всех видах деятельности при ознакомлении с природой обязательные общие темы чередуются с региональными. Педагогически осмысленное приобщение детей дошкольного возраста к знаниям о родном крае, национальной культуре способствует расширению знаний и представлений о родном крае, развитию национального самосознания, формированию чувства гордости за свою Родину и привязанности к ней. У нас самая разнообразная флора и фауна, которая позволяет осуществлять краеведческую и экологическую работу, проводить наблюдения за живой и неживой природой. Места богаты историческими, этнографическими памятниками и интересным географическим расположением.

Построение образовательного процесса на региональном материале позволяет осуществить решение следующих задач:

- воспитывать чувство гордости, любви, привязанности к Родине;

- обогатить знания детей о природе;

- формировать эмоционально-положительное отношение к людям разных национальностей;

- формировать духовную личность, способную поступать нравственно по отношению к природе в различных ситуациях;

- воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

В совместной деятельности воспитателя и детей проводятся:

- познавательные беседы «Мой край родной»

- прослушивание песен о родном городе, чтение стихов,

- изготовление альбома «Природа моего края»,

- знакомство с флагом, гербом и гимном родного города.

- посещение краеведческого музея, целевые прогулки.

Повседневное общение с природой, постоянные наблюдения за птицами и животными дают возможность изучать их привычки и повадки. Затем создаются рассказы и сказки, которые обобщают эти наблюдения. Сюжеты сказок доступны и привлекательны, учат детей быть наблюдательными, с любовью относиться ко всему, что существует и живет рядом.

Кроме чтения природоведческой литературы с детьми проводятся «уроки доброты», целью которых является развитие интереса к природе, формирование положительного эмоционального отношения к ней, желание беречь и заботиться о ней, воспитание чуткости, чувства сопереживания живым существам. Темы уроков доброты: «Что значит быть добрым», «Когда я был добрым по отношению к природе?», «Кого можно считать заботливым?», «Любить – это что значит?» и т. д.

Игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста и вместе с тем источником их радостных эмоций. На фоне положительных эмоций, вызванных игровыми мотивами, дети получают новые знания о природе, и происходит формирование осознанно-правильного положительного отношения к ней. Для воспитания позитивного отношения детей к природе родного края регулярно проводятся экологические развлечения, которые создают наиболее оптимальные условия для воспитания и обучения. В игровой комплекс включаются игры на развитие разных анализаторских систем (слух, зрение, осязание, обоняние и др.). В ходе развлечений используются различные формы познавательной деятельности: создание ситуаций, дающих возможность каждому ребенку проявить себя; ролевые познавательные и дидактические игры; решение кроссвордов, альтернативных экологических задач.

Проживание ребенком событий, различных ситуаций, накопление опыта решения экологических задач в соответствии с принятой на себя ролью, является основой для последующего выбора правильных способов поведения в аналогичных или похожих ситуациях.

Работа по формированию любви к родному краю и бережному отношению к природе проводится в тесной связи с родителями. Консультации для родителей на тему «Великий учитель – природа» убедила их в том, что воспитать ребенка, любящего свой край и его природу, это главная, а не второстепенная задача в воспитании. В основу работы положена модель «Родители – ребенок – воспитатель». В ней рассматриваются нетрадиционные подходы совместной деятельности: совместное проведение выходных дней на природе; совместная подготовка к праздникам; родительские собрания в форме круглого стола и деловой игры; экологические КВН семейных команд, «Тайны природы» и др. , совместные посещения музея.

Предлагаемая система работы по экологическому воспитанию дошкольников способствует развитию основ чувства гордости за свою Родину, российский народ, историю России, толерантного отношения к разнообразию народов, приобщению к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, формированию патриотических чувств.

 


 

Консультация для педагогов Нравственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой родного края

Консультация для педагогов Нравственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой родного края

Критериями сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе являются следующие : • понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе , основанное на ее…

Критериями сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе являются следующие : • понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе , основанное на ее…

Родину и привязанности к ней.

Родину и привязанности к ней.

Проживание ребенком событий, различных ситуаций, накопление опыта решения экологических задач в соответствии с принятой на себя ролью, является основой для последующего выбора правильных способов поведения…

Проживание ребенком событий, различных ситуаций, накопление опыта решения экологических задач в соответствии с принятой на себя ролью, является основой для последующего выбора правильных способов поведения…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.03.2022