Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе: "Путешествие в лес"
Оценка 4.6

Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе: "Путешествие в лес"

Оценка 4.6
docx
06.03.2022
Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе: "Путешествие в лес"
итоговое.docx

 

Конспект открытого занятия по окружающему миру в старшей группе.

Тема: «Путешествие в лес».

Цель: Уточнить и закрепить знания детей о значении леса в жизни человека и животных, воспитывать любознательность.

Задачи.

Основная образовательная область.

Познавательное: закрепить знания детей о деревьях, развивать экологическое мышление и экологическую культуру, воспитывать интерес к растениям.

Задачи интегрируемых образовательных областей.

Социально- коммуникативное: воспитывать умение детей слушать друг друга, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками. Продолжать расширять,  развивать диалогическую речь ребёнка.

Здоровье: продолжать развивать активность детей в играх.

Предполагаемый результат: дети могут называть строение дерева, собирать модель дерева. Дети могут рассказать о значимости леса  для человека, о том, как человек может сохранить лес.

Виды деятельности: коммуникативная, двигательная, игровая, художественное творчество.

Формы организации совместной деятельности: дидактические игры, малоподвижная подвижная игра с правилами, беседа, обсуждение, работа по составлению панно.

Предварительная работа: чтение литературы о лесе; наблюдение на прогулках; разгадывание загадок; рассматривание иллюстраций о растительном мире, просмотр видео мультфильмов о природе, составление коллажей.

Материал к НОД: иллюстрации с изображением леса; модель дерева, листья берёзы, рябины, сосны, дуба; заготовки для составления панно; обручи (красный и зелёный); запрещающие и разрешающие знаки; мольберт.

Методы и приёмы: словесные – дидактические игры экологической направленности, практические -  малоподвижные игры, изготовление панно, наглядные – иллюстрации с изображением различных деревьев.

 Ход НОД:

- Ребята скажите, вы были с родителями в лесу?

- Да.

- А что больше всего вам понравилось в лесу?

(ответы детей: отдыхать, грибы, ягоды собирать и т.д.)

- Ребята, а как вы думаете,  для чего лес нужен всем жителям планеты Земля?

Хотите выяснить?

Но тогда в  путь ребята!

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом

Крылья пестрые мелькают,

В поле бабочки летают.

 Раз, два,  три, четыре

Полетели, закружились.

Вот мы и в лесу.

 – И так, маленькие знатоки, для,  начало отгадайте загадку.

 Педагог загадывает детям загадку:

Его весной и летом

Мы видели одетым,

 А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

Но зимние метели

В меха его одели.      (Дерево)

 

- Совершенно верно это дерево.

- Как вы думаете, дерево  живое или нет?

- Живое.

- Почему так думаете?

- Потому что, как все живые существа, питаются, спят, размножаются и дышат.

- С помощью чего деревья дышат?

(ответы детей).

- Правильно, с помощью листьев.

- Ребята, а кто из вас  знает, из каких частей состоит дерево?

Но тогда в  путь ребята!

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом

Крылья пестрые мелькают,

В поле бабочки летают.

Игра  «Части дерева» (подходят к модели дерева).

(Дети подходят к  частям дерева, собирают модель дерева на мольберте и озвучивают значение каждой части)

   - Антон начни. Какую ты часть взял ?

 -  Корни.  

-  Корни,  что делают? - поглощают воду и питательные вещества из почвы.          -  Корни удерживают дерево.

- Даша, ты какую часть взяла? (ствол)

-Какую функцию выполняет ствол?

-  По стволу и веткам вода и питательные вещества поступают к листьям.

 - Света, что есть  на ветках? - есть листья, цветы, плоды.

-Ребята, что выделяют  листья?-  кислород, а  поглощают свет,

 - плоды падают, семена, падая в землю, прорастают.

-Когда листья падают, что происходит - гниют, образуют питательные вещества для дерева.

- Молодцы.

- Предлагаю вам сыграть в игру «Для чего нужно дерево?».

Но тогда в  путь ребята!

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом

Крылья пестрые мелькают,

В поле бабочки летают.

 Д/И «Для чего нужно дерево?»  –  в этой игре вам нужно рассказать о значении дерева.

-Ответы детей:

-  это столовая для животных, насекомых, птиц, так как листьями деревьев питаются: лось, птицы,  гусеницы и другие обитатели леса;

 - это место для постройки гнезда; 

для жука это жилище где можно найти добычу, место для откладывания личинок;

- для зайца это пища, зимой кора, укрытие;

 - для художника это объект для картин;

 - для усталого путника это раскидистое дерево укрыться от знойного солнца, отдохнуть;

- дерево для горожанина  это чистый воздух, прохлада в жаркую погоду, место отдыха).

- Молодцы.

- Ребята посмотрите сюда и скажите, что изображено?

 (деревья)

- Какие?

Береза, дуб, ель, рябина, сосна, кедр.

Игра «С какого дерева листок».

- Давайте подберем листочки для каждого дерева.

(дети определяют принадлежность листьев к тому или иному дереву и «оживляют деревья»)

Воспитатель,  предлагает определить с какого дерева один из образцов листа, затем дети находят корзину с аналогичными листьями и «оживляют» соответствующее дерево.

- Молодцы, посмотрите,  как наши деревья ожили с листочками?! 

Физ. минутка «Мы по лесу погуляли».

Мы по лесу погуляли

И немножечко устали.

Встанем, глубоко вздохнём

Руки дружно разведём.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети,

А потом все дружно встали,

Великанами все стали.

Дружно мы похлопаем!

Тихонечко потопаем!

Хорошо мы погуляли и нисколько не устали!

- Как вы думаете, приятно находиться в таком лесу?

- Конечно?

- А как же нужно вести себя в таком красивом лесу?

-  Чего нельзя делать, чтоб сохранить такое лесное богатство?

Проводится малоподвижная д/и «Можно - нельзя» (дети складывают запрещающие знаки в красный обруч, а разрешающие знаки в зелёный обруч).

Предположительные ответы детей:

(Ломать ветки, кувыркаться в траве, разжигать костер, любоваться красотой природы, рвать цветы, собирать грибы, разорять гнезда, уничтожать ядовитые грибы, собирать ягоды, оставлять мусор после себя)

-Давайте мы проверим, правильно вы разложили знаки?

- Молодцы!

- Если вы пришли в лес не шумите, не беспокойте лесных жителей. И тогда лес откроет вам свои секреты.

Ребята, давайте, мы с вами вспомним,  какие деревья растут в нашем краю?

И поиграем в игру  «Что растёт в краю родном?».

- Я буду называть деревья, если дерево растет в наших лесах, хлопай те в ладоши, если нет – то показываете пальчиком «отрицание».  (Яблоня,  груша, ель, малина, береза, вишня, осина, каштан, лимон, сосна, кедр, липа и т.д.)

  Ребята, какие молодцы.

- Расскажите, без чего дерево и лес  не может существовать?

(ответы детей: без света, воздуха, тепла, почвы, влаги).

- Ребята, если в лесу растут одни ели, сосны, кедры, как можно назвать такой лес одним словом?

(хвойный).

- Правильно.

- А если в лесу больше всего берёз, рябин, осин, тополей, как мы назовём такой лес?

(лиственный).

- А как будет называться лес, в котором есть и хвойные и лиственные деревья?

(смешанный).

- Я вам предлагаю создать панно смешанного леса, чтобы не обидеть ни лиственные, ни хвойные деревья.

Дети проходят за столы, на которых заранее приготовлены силуэты различных деревьев и наклеивают, получается  панно смешанного леса.

Читаю четверостишье

Мир лесной кто бережет,
Тот, кто веток не сломает,
Тот, кто птичку не спугнет,
Мухомор сшибать не станет,
И костер не разведет,
Кто всегда, всегда в лесу. Уважает тишину!

- Молодцы ребята!     

- Ребята скажите, где мы побывали?

 (В лесу).

- Как вы думаете,  мы выяснили,  для  чего лес нужен всем жителям планеты Земля?

- Давайте, ребята мы наше с вами панно отправим  маленьким детям, чтобы и они могли  полюбоваться красотой природы.

 Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое».

Цель: обобщение знаний детей через организацию различных видов деятельности.

Задачи:

Образовательные: закрепление признаков о временах года и частях суток; упражнять подбирать к существительным несколько прилагательных; развивать мелкую моторикy и связную речь детей,
продолжить работу по активизации и уточнению словаря детей; закреплять навык сложения чисел в пределах 10; о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, ); умение ориентироваться на листе бумаги;  закрепить умение определять количество слогов в слове, выполнять звуковой анализ слова; закрепить знания детей о правилах дорожного движения, о средствах регулирования, дорожных знаках.

Развивающие: развивать у детей интерес к самостоятельному решению познавательных и творческих задач, логическое мышление, любознательность.

Воспитательные: воспитывать любознательность, наблюдательность, самостоятельность, желание помочь в беде, дружеское взаимоотношение между детьми.

 Материалы и оборудование: проектор, ноутбук, муз. проигрыватель, мяч, губки, гуашь, альбомные листы, су-джок, цв. карандаши, простые карандаши, инд. карточки с геом. фигурами, инд. карточки с задачей, магниты, карточки с цифрами, магнитная доска, пешеходная дорожка.

Тип занятия – закрепление

Этапы занятия:

1. Организационный момент. Сюрпризный момент.

2. Мотивация - постановка цели и задачи перед детьми.

3. Основной - непосредственная работа с детьми.

4. Закрепляющий – выводы, награждение.

Ход занятия:

(Дети входят в зал под музыку и садятся на стульчики)

Входит художник с картиной в рyках.

Художник: Здравствуйте ребята, вы догадались, кто я? Правильно, я художник и для вас приготовил красивую картину, которую я сам нарисовал. А что на ней нарисовано узнаете из загадки.

Крашеное коромысло 
Над рекой повисло. 

Художник: Правильно, радуга! (разворачивает картину, а там ничего нет). Ой, что- то произошло, радуга исчезла! Как же мне её нарисовать, ведь я  не помню порядок расположения цветов. Поможете?

Воспитатель: Конечно,  мы с ребятами поможем тебе вспомнить расположение цветов радуги. Правда, ребята? (да).

Художник: Хорошо (достает из кармана фартука 7 конвертов). Ой, ребята смотрите, у меня для вас есть цветные конверты. В каждом задания, которые необходимо выполнить, но в определённой последовательности нужно брать конверты, чтобы радуга восстановилась правильно.

Воспитатель: Трудная задача стоит перед нами. Ребята, вы готовы пройти сложный путь по дорожкам радуги, проверить свои знания, чему мы с вами научились за год?

Дети: да!

Воспитатель: Но прежде чем приступить к выполнению заданий, нам с вами нужно вспомнить, сколько цветов у радуги? (7). А назовите эти цвета. (Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый).

Художник:  Давайте, скорее, откроем 1 конверт с заданием! Помогите мне, какой цвет конверта выбрать первым?

Дети: Красный!

(открывают красный конверт)

Воспитатель:  (читает задание)

Светает рано по утрам, весь снег растаял тут и там,

Ручей шумит как водопад, скворцы в скворечники летят,

Звенят под крышами капели, медведь с еловой встал постели,

Всех солнышко теплом ласкает, кто это время года знает?

Дети: весна.

Слайд 1 (показывает картинку о весне).

Воспитатель: Назовите весенние месяца? Сколько их? (3). Какие? (Март, апрель, май). После суровой, продолжительной зимы пришла весна. Давайте опишем словами, какая бывает весна? (дети по очереди называют прилагательные к существительному, используя мяч)

Дети: Долгожданная, теплая, звонкая, солнечная, ласковая и т. д.

(художник рисует краснyю доржкy радyги)

Воспитатель: Вот и первая дорожка появилась-красная!

Художник: какой следующий конверт будем открывать?

Дети: оранжевый!

Художник: (достает конверт и читает задание, дети садятся за столы и выполняют задание. Воспитатель напоминает, как правильно держать карандаш и осанку.)

Слайд 2 (задача)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Хорошо справились с заданием. Вот и вторая дорожка радуги появилась.

Художник: какой конверт будет следующий?

Дети: желтый конверт! (воспитатель читает задание, дети проходят на стульчики, выполняют задание с су-джоком, рассказывают сказку).

Слайд 3 (колобок)

Художник: Молодцы ребята справились и вот появилась желтая дорожка радуги, смотрите у меня ещё есть цветные конверты - зеленый, голубой, синий, фиолетовый, какой выбрать? (дети выбирают зеленый конверт).

Слайд 4 (регулировщик)

Входит Регулировщик:

Свет зеленый вижу я, здравствуйте друзья! Хочу проверить умеете ли вы узнавать звуки на дороге. Подойдите ко мне поближе, чтобы лучше слышать. (звучит аудиозапись звуков машины, сирены полиции, трактор, мотоцикла и т.д.) Молодцы справились, следующая игра «разрешается-запрещается». Давайте подойдём к пешеходному переходу, если вы всё сделаете правильно, то вы перейдёте улицу.

 «Разрешается-запрещается!».

- Играть на проезжей части…

- Перебегать улицу на красный свет…

- Идти по тротуару ….

- Переходить улицу по подземному переходу ….

- Переходить улицу при жёлтом сигнале светофора….

- Помогать старикам и старушкам переходить улицу…

- Кататься на велосипеде, не держась за руль …

- Болтать и громко смеяться в транспорте ….

- Переходить улицы при зелёном сигнале светофора …

Регулировщик: мы перешли улицу, а теперь давайте поиграем в игру, игра называется «Светофор» и у неё такие правила: когда я покажу вам зелёный круг, то вы должны потопать ножками, имитируя ходьбу, жёлтый круг - вы хлопаете в ладоши, а на красный круг - соблюдаем тишину.

И последнее задание- загадки, проходите на стульчики.

Загадки по ПДД:

1.    Всем знакомые полоски,
Знают дети, знает взрослый,
На ту сторону ведет... ("Пешеходный переход".)

2.    Этот знак заметишь сразу:
Три цветных огромных глаза.
Цвет у глаз определенный:
Красный, желтый и зеленый.
Загорелся красный – двигаться опасно.
Для кого зеленый свет – проезжай, запрета нет. (Светофор)

3.    В белом треугольнике
С окаемкой красной
Человечкам-школьникам
Очень безопасно.
Этот знак дорожный 
Знают все на свете:
Будьте осторожны, 
На дороге … (дети).

4.    Тормози водитель. Стой! 
Знак - запрет перед тобой. 
Самый строгий этот знак, 
Чтоб не въехал ты впросак. 
Должен знак ты соблюдать, 
«Под кирпич» не заезжать. (въезд запрещен).

5.    Остановка, толпится народ. 
Скоро автобус подойдёт. 
Здесь ждут транспорт городской, 
Едут в офис, в цех, домой. 
Едут в школу, детский сад, 
В праздник едут на парад. 
В уличном круговороте 
Транспорт городской в почете! (место остановки автобуса)

6.    Долго ехали, устали, 
И желудки заурчали, 
Это нам они признались, 
Что давно проголодались. 
Не прошло пяти минут 
Знак висит – обедай тут. (Пункт питания) 

7.    Этот знак для тех, кто болен 
Кто здоровьем не доволен. 
Придорожный Айболит 
Вас подлечит, подбодрит. (пункт первой медицинской помощи)

Регулировщик: вижу, эти дети знают правила дорожного движения. Я спокоен. До свидания!

Художник: Ребята, а у нас появилась зеленая дорожка. Какой следующий конверт мы будем открывать?

Дети: голубой.

Слайд 5 (голубое небо с облаками)

Художник читает задание. 

- сколько ушей у 2 мышей,

- сколько хвостов у 3 котов,

- какой день недели после вторника

- сколько выходных в неделе

- сколько животиков у 6 бегемотов

- какой день недели перед пятницей

- сколько носиков у 4 матросиков.

- Спим мы ночью, а делаем зарядку… .(утром) .

- Солнце светит днем, а луна …. (ночью) .

- Ужинаем мы вечером, а спим … .(ночью)

Воспитатель: Молодцы, ребята, у нас появилась голубая дорожка (художник рисует голубую дорожку).

Художник: Осталось у нас только 2 конверта, синий и какой… .фиолетовый. Какой надо теперь выбрать?

Дети: синий конверт!

Слайд 6 (……..)

Художник: Присаживайтесь за столы (читает задание, дети выполняют на индивидуальных карточках задание). Молодцы ребята, с задание справились (рисует синюю дорожку).

Воспитатель: Дети, что-то мы засиделись, давайте поиграем. Художник, ты знаешь такую игру «лавата»? (играют вместе с художником).

Художник: остался у нас фиолетовый конверт.

Слайд 7 (фиолетовый цветок)

Воспитатель: читает задание «определи место звука в слове», ваша задача: внимательно выслушать слово, определить, где находится звук «Ш» в начале, в середине, в конце, в словах: шмель, марш, машина, шапка, шайба, капюшон, афиша, карандаш, гуляш. А теперь нужно разделить на слоги слова, которые я буду я вам показывать на картинках.

Художник: Вот и появилась последняя дорожка радуги. Слайд 8 (радуга). Выполнили все задания из конвертов и цвета радуги правильно сложили. Теперь я навсегда запомню последовательность цветов. Я дарю эту радугу вам (отдает воспитателю). До свидания!

Воспитатель: Ребята, эта радуга останется у нас в группе, а вы нарисуйте радугу для себя методом примакивания с помощью поролоновых штампиков в нашей группе.

 

 


 

Конспект открытого занятия по окружающему миру в старшей группе

Конспект открытого занятия по окружающему миру в старшей группе

А что больше всего вам понравилось в лесу? (ответы детей: отдыхать, грибы, ягоды собирать и т

А что больше всего вам понравилось в лесу? (ответы детей: отдыхать, грибы, ягоды собирать и т

Правильно, с помощью листьев. -

Правильно, с помощью листьев. -

Д/И «Для чего нужно дерево?» – в этой игре вам нужно рассказать о значении дерева

Д/И «Для чего нужно дерево?» – в этой игре вам нужно рассказать о значении дерева

Чудеса у нас на свете: Стали карликами дети,

Чудеса у нас на свете: Стали карликами дети,

Правильно. - А если в лесу больше всего берёз, рябин, осин, тополей, как мы назовём такой лес? (лиственный)

Правильно. - А если в лесу больше всего берёз, рябин, осин, тополей, как мы назовём такой лес? (лиственный)

Развивающие: развивать у детей интерес к самостоятельному решению познавательных и творческих задач, логическое мышление, любознательность

Развивающие: развивать у детей интерес к самостоятельному решению познавательных и творческих задач, логическое мышление, любознательность

Воспитатель: (читает задание)

Воспитатель: (читает задание)

Кататься на велосипеде, не держась за руль … -

Кататься на велосипеде, не держась за руль … -

Регулировщик: вижу, эти дети знают правила дорожного движения

Регулировщик: вижу, эти дети знают правила дорожного движения

Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе: "Путешествие в лес"

Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе: "Путешествие в лес"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.03.2022