Речевое развитие «Ознакомление с художественной литературой»
Тип организованной образовательной деятельности: Интеграция.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,
«Физическое развитие».
Форма организации: Групповая
Возраст детей: 5-6 лет
Вид детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная.
Методы и приемы: моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, вопросы к детям, физические минутки, использование дидактических пособий, наглядного материала.
Цель: Познакомить детей с произведением Н.Носова «На горке»
Программное содержание:
Образовательные задачи:
1. Продолжать знакомить детей с творчеством детского писателя Н.Носова
2. Формировать мнение и давать краткие и развернутые ответы на вопросы по тексту
3. Учить понимать характер героев художественных произведений
4. Развивать умение высказывать собственное мнение
5. Учить усваивать последовательность развития сюжета
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать уважение к чужому труду, самостоятельность, настойчивость достижений поставленных целей
2. Воспитывать бережные отношения к труду людей
Словарь: фанерка, дворницкая
Оборудование и материалы: Магнитная доска
Демонстрационный материал:
Картина «Зимние забавы» (см. приложение№1)
Портрет Н.Носова (см. приложение№3)
Иллюстрации к рассказу Н.Носова «На горке» (см. приложение №4)
Оформленные телеграммы (см. приложение №2)
Предварительная работа:
Чтение рассказов Н.Носова «Дружок», «Фантазеры», «Огурцы», «Заплатка», рассматривание иллюстраций к рассказам, беседа по содержанию рассказов
Ход проведения организованной образовательной деятельности
Организационный момент
Ребята, сегодня на занятия к нам пришли гости. Поздоровайтесь! Проходите на стульчики.
Воспитатель: У нас сегодня будет много интересной работы. Мы будем узнавать что-то новое, будем радоваться своим успехам, а если будут трудности, то справляться с ними будем вместе. Вместе, это как?
Дети: Дружно.
Воспитатель: Правильно ребята, сегодня будем трудиться дружно!
Основная часть
Воспитатель: Внимательно посмотрите на эту картинку. Кто на ней изображен?
Дети: Дети.
Воспитатель: Что делают дети?
Дети: Катаются на санках, на лыжах, на коньках.
Воспитатель: Как можно назвать эту картину?
Дети: Зимние забавы.
Воспитатель: А почему именно зимние?
Дети: Потому что на картине нарисована зима.
Воспитатель: Правильно, молодцы!
Воспитатель: Ребята, я сегодня получила телеграммы, а вот кто их отправил, не знаю. Дело в том, что в телеграммах написан текст, а вот кто его написал, неизвестно! Давайте прочитаем (воспитатель читает текст телеграмм и задает вопросы).
Воспитатель: «Милая мамочка! Разреши мне держать щеночка маленького. Он очень красивый, весь рыжий, а ухо черное. И я его очень люблю!» Ребята, как вы думаете, из какого рассказа эти слова?
Дети: Из рассказа «Дружок».
Воспитатель: А кто говорит эти слова?
Дети: Мишка.
Воспитатель: «Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?» А эти слова из какого рассказа?
Дети: «Живая шляпа»
Воспитатель: А кто говорит эти слова?
Дети: Вадик
Воспитатель: «Эх, мне бы еще пуговицы научиться пришивать, да жаль, ни одна не оторвалась! Ну ничего. Когда-нибудь оторвется – обязательно сам пришью». А эти слова из какого произведения?
Дети: «Заплатка».
Воспитатель: А кто их говорит?
Дети: Бобка.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Правильно назвали рассказы и имена героев! А кто автор этих рассказов?
Дети: Николай Носов
Воспитатель: Правильно. Автор этих рассказов Николай Николаевич Носов.
Воспитатель вывешивает на доску портрет Н. Носов
Воспитатель: Вам нравятся эти произведения? Какие они? Если мы веселимся, когда их слушаем, то они какие?
Дети: Веселые.
Воспитатель: А если мы смеемся, то какие они?
Дети: Смешные.
Воспитатель: Если мы забавляемся? То какие они?
Дети: Забавные.
Воспитатель: Если мы чему-то научились, то какие они?
Дети: Поучительные.
Воспитатель: А о ком писал Н. Носов?
Дети: О детях.
Воспитатель: Сегодня я познакомлю вас с новым рассказом Н.Носова, который называется «На горке». Слушайте внимательно. А после прочтения ответите мне на вопросы:
Кто главный герой рассказа?
Какой он по характеру?
(Воспитатель детям читает рассказ Н.Носова «На горке»).
Воспитатель: Итак, кто главный герой рассказа?
Дети: Котька Чижов.
Воспитатель: Каким показался вам мальчик Котька?
Дети: Хитрым и ленивым.
Воспитатель: Почему вы решили .что он ленивый?
Дети: Потому что он не хотел трудиться и строить горку.
Воспитатель: Почему он хитрый?
Дети: Потому что он схитрил, он пошел кататься, только когда построили горку.
Воспитатель: Правильно ли он поступил?
Дети: Нет.
Воспитатель: А сейчас давайте разомнемся.
Физическая минутка
«Мы бежим с тобой на лыжах,
Снег холодный лыжи лижет.
А потом – на коньках,
И упали мы. Ах!
А потом снежки лепили,
А потом снежки катили,
А потом без сил стояли
И потом мы вместе домой побежали».
Воспитатель вывешивает иллюстрации к рассказу.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на иллюстрации, они помогут вам ответить на мои вопросы!
Что ребята построили во дворе?
Дети: Горку.
Воспитатель: Горка какая?
Дети: Снежная
Воспитатель: Какими были ребята в рассказе?
Дети: Дружными, трудолюбивыми.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что все вместе строили горку.
Воспитатель: Чем занимался Котька во время строительства горки?
Дети: Сидел дома и смотрел, как другие трудятся.
Воспитатель: Что сделал Котька, когда ребята ушли домой?
Дети: Быстро надел коньки и вышел во двор.
Воспитатель: Смог ли он скатиться с горки?
Дети: Нет. Потому что горка была скользкая, и он был на коньках.
Воспитатель: Что придумал Котька для того, чтобы взобраться на горку?
Дети: Посыпал песком.
Воспитатель: А где он взял песок?
Дети: В дворницкой.
Воспитатель: А что такое дворницкая?
(Если дети не смогли ответить, то воспитатель объясняет, что дворницкая – это помещение для дворника, где хранятся инструменты и песок).
Воспитатель: А чем он набрал песок?
(Воспитатель читает отрывок)
Дети: Фанеркой.
Воспитатель: А что такое фанерка?
Дети: Это тоненькая дощечка.
Воспитатель: После того, как Котька посыпал песком горку, смог он на нее взобраться?
Дети: Да.
Воспитатель: А скатиться?
Дети: Нет.
Воспитатель: Что он сделал?
Дети: Упал на живот и пополз на четвереньках.
Воспитатель: Как ребята отнеслись к поступку Котьки?
Дети: Они расстроились, поругали его и предложили исправить ошибку.
Воспитатель: А что предложили дети сделать Котьке?
Дети: Засыпать снегом песок на горке.
Воспитатель: А Котька сам признался в том, что он сделал?
Дети: Да.
Воспитатель: А ребята помогли заливать горку водой?
Дети: Да.
Воспитатель: А понравилось ли ему работать?
Дети: Конечно.
Воспитатель: Что еще предпринял Котька, чтобы исправить свою ошибку?
Дети: Сделал ступеньки на горке.
Воспитатель: Ребята, есть такая мудрая пословица: «Любишь кататься, люби и саночки возить». Как вы ее понимаете? (Ответы детей)
Подходит ли эта пословица к нашему рассказу?
Дети: Да.
Воспитатель: А кому из героев подходит эта пословица?
Дети: Котьке Чижову.
Воспитатель: Каким был Котька в начале рассказа?
Дети: Ленивым и хитрым.
Воспитатель: А в конце рассказа каким он стал?
Дети: Он исправился, осознал свои ошибки, ему стало стыдно, он стал работать.
Воспитатель: Значит, какой он стал?
Дети: Трудолюбивый, дружелюбный.
Воспитатель: Какой это рассказ? Веселый, поучительный или забавный?
Дети: Поучительный.
Воспитатель: Чему учит нас этот рассказ?
Дети: Трудолюбию, умению исправлять свои ошибки, быть настоящими товарищами, уважать чужой труд.
Заключительная часть
Воспитатель: Как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомились?
Дети: «На горке».
Воспитатель: Кто его написал?
Дети: Николай Носов.
Воспитатель: Кто главный герой рассказа?
Дети: Котька Чижов.
Воспитатель: Молодцы ребята! Вы все сегодня хорошо занимались. Всем большое спасибо.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.