Консультация для педагогов «Рисование песком и на песке – это увлекательно и полезно».

  • docx
  • 20.08.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В статье педагоги познакомятся с этапами и приёмами обучения детей дошкольного возраста рисованию песком и на песке с использованием светового стола.
Иконка файла материала Консультация для педагогов Рисование песком и на песке - это увлекательно и полезно.docx

Консультация для педагогов

«Рисование песком и на песке – это увлекательно и полезно».

 

Известно много разнообразных техник нетрадиционного рисования - кляксография, монотипия, рисование мятой бумагой, ватными палочками, тычком, печать по трафарету и т. д. Особый интерес у детей и у взрослых вызывает такая техника, как рисование песком. Данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности. Песок - та же краска, только работает по принципу "света и тени". Рисование песком является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, т. к. тесно связано с самостоятельной и творческой деятельностью.

Целями данной методики являются:

1.Стимулирование самостоятельности и творчества детей в изобразительной деятельности с помощью техники рисования песком.

2. Гармонизация психоэмоционального состояния дошкольников.

3. Развитие зрительно-моторной координации.

4. Свободное владение кистями обеих рук.

Для организации данной деятельности необходимо соответствующее оборудование:

ü стол со стеклом с подсветкой;

ü мелкий белый песок.

Дополнительный материал для рисования:

Ø кондитерский шприц,

Ø массажный мячик,

Ø ситечки,

Ø коктейльные трубочки для выдувания рисунка,

Ø трафареты,

Ø декоративные украшения (бусины, пуговицы и т.п.),

Ø различные природные материалы: ракушки, камушки, пуговицы, фасоль и т. д.

Обучение рисованию песком предусматривает несколько этапов:

1-й этап – «Знакомство с песком, как художественным материалом».

2-й этап – «Создание следов на песке».

3-й этап – «Создание образов».

Техника работы с песком (приёмы рисования):

Техника закидывания. Используется для создания тёмного фона на большей части рабочей поверхности. Делается несколькими быстрыми движениями. Ребром ладони как бы сбрасываем верхушку с песка, лежащего вдоль края стекла, к центру или противоположному краю стекла. От амплитуды движения будет зависеть, насколько далеко песок распространяется по поверхности. При закидывании получаются причудливые песочные разводы. С помощью данной техники удобно изображать небо, землю, море.

Техника засыпания. Используется для создания затемнённых поверхностей. Данная техника позволяет создавать градации и тонкие переходы на тёмных участках рисунка. Набираем песок в кулак и держим его над поверхностью, повернув пальцы вниз, но сжимаем их не очень сильно – таким образом, чтобы песок мог сыпаться сквозь щёлочки. Совершая небольшие движения из стороны в сторону параллельно поверхности, аккуратно рисуем тёмную поверхность в нужном месте. От продолжительности процедуры засыпания песка будет зависеть степень темноты данного участка рисунка. При использовании данной техники получаются поверхности с разными контурами.

Техника насыпания. Взяв песок в кулак, сжимаем его и держим вертикально, чтобы пальцы были обращены к рисующему. Рукой, находящейся в нескольких сантиметрах от поверхности, начинаем водить по нужному контуру. Песок должен высыпаться тонкой струйкой из отверстия между ладонью и согнутым мизинцем. Силой сжатия пальцев контролируем ширину линии. Чем быстрее вести линию, тем тоньше и изящней она получится. Данный вид техники применяется для затемнения элементов рисунка внутри контуров или получения тёмных фигур с простым и сложным очертанием. Положение руки и песка остаются прежними, меняются лишь движения кисти они напоминают штрихование карандашом.

Техника вытирания. Данный вид техники применяется для создания светлых участков на рисунке. Вытирая лишний песок с поверхности, рисуем нужный силуэт из оставшегося песка. Положив ладонь на поверхность, и немного нажимая на неё, двигаем кистью по стеклу в нужном направлении. Для получения небольших светлых пятен используем боковую поверхность большого пальца.

Техника процарапывания. Итог процарапывания – создание светлого контура, схожего со следом карандаша или фломастера. Для рисования используем подушечку пальца или ноготь.

Техника отпечатка. Помогает добиваться имитации различных фигур и материалов. В зависимости от нужной фактуры и общего замысла можно использовать отпечатки всей ладони, пальцев, ребра ладони. Также можно использовать различные предметы: расческу, кисти, картонку.

Современные исследования доказывают, что, занимаясь рисованием песком, ребёнок не только овладевает практическими навыками и осуществляет творческие замыслы, но и расширяет кругозор, развивает художественный вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, учится творчески мыслить.