« Что и как читать детям дома»
Многие
родители задаются вопросом, что читать детям в том или ином возрасте. Мнений на
этот счет великое множество.
Задача взрослого - открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга,
то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Взрослый, чтобы
привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею как
искусством, понимать сложность, уметь передавать свои чувства и переживания
детям.
В дошкольном возрасте дети знакомятся с русским и мировым фольклором во всём
многообразии его жанров - от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок,
загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой. С
произведениями В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, П. Г. Ершова, Ш. Перро, братьев
Гримм, Х. К. Андерсена, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, и многих других.
Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру
телепрограмм и видеофильмов, компьютерным фильмам. Эта печальная реальность
должна заставить родителей задуматься и попытаться, как то исправить положение
вещей.
Взрослые должны обращать внимание на возраст ребенка, уровень интеллектуального
развития, интерес к читаемому и в связи с этим подбирать книги для чтения. Не
следует стремиться прочесть все: надо думать, не о количестве, а о пользе
прочитанного и воспринятого.
Детям нужно читать как можно больше книг. Очень важно, чтобы он полюбил это
занятие. Книга может заинтересовать, как мальчишек, так и девчонок, главное
найти такой вариант, который понравится ребенку.
Учеными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает
богатый словарный запас.
Читая вместе с мамой, ребенок активно развивает воображение и память.
Именно чтение выполняет не только познавательную, эстетическую, но и воспитательную
функцию. Поэтому, родителям необходимо читать детям книжки с раннего детства.
Очень важно обращать внимание детей на образный язык сказок, рассказов,
стихотворений, привлекая дошкольников к повторению запомнившихся им отдельных
слов, выражений, песенок персонажей.
Усваивая содержания сказки, дети учатся передавать слова разных героев,
повторяют интонации. Это закладывает основы для дальнейшего самостоятельного
развития интонационной выразительности в более старшем возрасте.
С 5-летнего возраста начинается новая стадия в литературном развитии ребёнка.
Самыми любимыми у детей становятся волшебные русские народные сказки с их
чудесным вымыслом, фантастичностью, развитым сюжетным действием, полным
конфликтов, препятствий, драматических ситуаций, разнообразных мотивов
(коварство, чудесная помощь, противодействие злых и добрых сил и многое
другое), с яркими сильными характерами героев. Русские народные сказки
(«Морозко», «Сивкабурка», «Царевна - лягушка», «Сестрица Алёнушка и братец
Иванушка», и другие). Открывают простор для чувств и мыслей ребенка о сложном
мире, где сталкиваются в непримиримой борьбе добрые и злые силы, где дети
утверждаются в непременной, неизбежной победе добра над злом, удивляются
чудесам и тайнам и пытаются раскрыть и осмыслить их. В старшем возрасте ребёнок
приобретает способность понимать текст без помощи иллюстраций. Дети уже
способны понимать в книге такие события, каких под час не было в их собственном
опыте. У ребёнка формируются умения воспринимать литературное произведение в единстве
содержания и формы, осмысливать словесный образ, относиться к нему как к
авторскому приёму. Возникает также умение не только замечать выразительное,
яркое слово, но и осознавать его роль в тексте.
Во время чтения может возникнуть чувство эмоциональной близости между взрослым
и ребенком, постарайтесь не разрушать это волшебное чувство.
Читая ребенку, не отвлекайтесь на телефонные звонки, домашние дела, разговоры с
другими членами семьи, тогда этот процесс доставит удовольствие и вам, и вашему
ребенку.
Как читать.
- В спокойной обстановке. Уберите игрушки, которые могут отвлечь ребенка, и
выключите компьютер с телевизором.
- Выразительно и эмоционально декламируйте, тщательно проговаривая все звуки.
Говорите ниже, выше, быстрее и медленнее – в общем, добросовестно развлекайте
малыша.
- Показывайте крохе картинки: хорошо, если у вас есть разные варианты
изображений одних и тех же существ.
- Демонстрируйте ребенку те действия, о которых говорится в стихах и потешках.
Бодайтесь за козу рогатую, топайте за мишку косолапого и рычите за тигра.
- Как только книга надоест младенцу, прекратите чтение отложите ее на денек.
Рекомендуемая литература для детей 5-7 лет:
Русские народные сказки: Заюшкина избушка. Мужик и
медведь.Лиса и журавль. Заяц-хваста. Хвосты. Лиса и кувшин. Журавль и цапля.
Лисичка со скалочкой. Кот и лиса. Волк и семеро козлят. Петушок - Золотой
гребешок. Маша и Медведь. Храбрый баран. Лисичка-сестричка и серый волк. Сказка
про ерша. Зимовье. Полкан и медведь. Лиса и козел.
Авторские сказки: С.Т. Аксаков
«Аленький цветочек», П.П. Бажов «Серебряное копытце», сказки А.С. Пушкина, А.Н.
Толстой «Приключения Буратино», Носов «Приключения Незнайки». Стихотворения А.
Барто, Б. Заходера, С. Маршака, К. Чуковского, В. Жуковского.
Произведения о природе: Мамин-Сибиряк «Серая шейка», А.
Некрасов «Дед Мазай и зайцы».
Произведения зарубежных авторов: Марк Твен
«Приключения Тома Сойера», Ю. Олеша «Три толстяка» Р. Толкиен «Хоббит или туда
и обратно».
Спасибо за внимание!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.