Консультация
«Финансовая грамотность дошкольников»
Современные дети рано включаются в экономическую жизнь семьи,
сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин,
участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических
отношениях, овладевая таким образом экономической информацией на житейском уровне.
Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования
финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие
возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Еще один важный урок о деньгах, который стоит получить в дошкольном возрасте – это умение различать
эмоциональные и товарно-денежные отношения.
Для того, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной
жизнью, родители должны объяснить своим детям следующие вопросы про деньги:
1 Что такое деньги
2 Где их взять
3 Как ими правильно
распоряжаться
Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение.
Дети должны осознавать, что
денежные средства зарабатываются собственным трудом
Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое
формируется с самого малого возраста и показывает умение
самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.
Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая,
воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе
принципа «от простого к сложному», в процессе многократного
повторения и закрепления, направленного на практическое применение
знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов,
начиная с раннего возраста, поможет избежать многих ошибок по мере
взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также
заложит основу финансовой безопасности и благополучия на
протяжении жизни.
Основная форма обучения — игра. Именно через игру ребенок
осваивает и познает мир. В дидактических играх уточняются и
закрепляются представления детей о мире экономических явлений,
терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки.
Дошкольники,
совершая
большое
количество
реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что
повышает прочность и осознанность усвоения знаний. В дидактических
играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-
продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение
учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для
усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.
Что такое деньги и откуда они
появляются.
Родителям с самого раннего возраста
необходимо на четких и правильных примерах
объяснить своим детям, что такое деньги и
откуда они берутся.
Инструкция, которой следует
придерживаться, чтобы ребенок понял, что такое деньги:
• для начала детям нужно показать монетки и купюры, чтобы он
внимательно их рассмотрел. Пока он знакомится с ними, необходимо
разъяснить ему, что за деньги в магазинах покупаются товары;
• когда родитель покупает малышу игрушку, можно вложить
ребенку в руку купюры, чтобы он на кассе сам оплатил покупку. Таким
образом, он поймет, что за вещи надо платить;
• ребенку нужно приобрести небольшую копилку и складывать в неё
монеты, так он не только поймет цену денег, но и научится их
хранить и экономить;
• чтобы ребенок понял откуда у родителей берутся деньги, ему
нужно чаще рассказывать о своей работе. Говорить о том, чем вы
там занимаетесь, какую пользу приносите и какие имеете успехи.
Важно поставить акцент на том, что за проделанный труд, вы
получаете определенную сумму денег. Когда ребенок немного
повзрослеет необходимо познакомить его с кредитными картами и
показать процедуру снятия наличных при помощи банкомата;
• никогда не нужно использовать деньги в качестве поощрения. Если
так делать, то у ребенка возникнет неправильное представление о
деньгах, и он с большой вероятностью вырастет финансово
неграмотным, так как для него денежные средства будут не наградой
за труд, а инструментом для манипулирования людьми;
• чтобы ребенок на самом деле понял, что такое деньги и как они
ценны в семье, необходимо все показать ему на примере. Допустим, у
него сломалась игрушка. Не надо сразу бежать в магазин и покупать
новую. Пусть он поймёт, что деньги не безграничны и зарабатываются
трудом.
отправляясь вместе с ними за
покупками.
магазин
подарками к празднику, обязательно
делитесь с ним своими мыслями по поводу цен и качества товаров.
2 Возьмите ребенка в банк.
Когда вы берете деньги из банкомата или направляетесь для этого
в банк, возьмите с собой ребенка и объясните ему свои действия.
Расскажите, каким образом можно заработать деньги, не снимая их с
банковского счета.
3 Поговорите с детьми о вложении денег.
Приобретайте вместе с детьми акции компаний, с продукцией
которых они знакомы. Специалисты утверждают, что начать этим
заниматься можно и с детьми с младшего школьного возраста. Однако
тут следует проявить осторожность, и, если вы видите, что ребенок
не понимает, о чем идет речь, на какое-то время отложите реализацию
этого «семейного мероприятия».
Неважно, воспользуются они в будущем приобретенными навыками
или нет, главное – дать им такой шанс, с детства подготовить к
тому, что у каждого человека есть варианты, позволяющие изменить
свое финансовое положение к лучшему.
4 Определите норму выдачи денег, и подарите ребенку копилку.
Выдавайте ребенку деньги на карманные расходы и убедитесь в том,
то часть этих денег он будет откладывать. Подарите ему копилку.
Копилка – один из способов научить ребенка следить за тем, как
растут его деньги.
5 Научите детей зарабатывать деньги.
Деньги не растут на деревьях, поэтому следует научить детей
работать – для того, чтобы они имели собственный доход. Они могут начать, например, с того, что уберут разбросанные игрушки, вынесут
мусор, или же соберут во дворе опавшие листья.
6 Помогите детям определить цель, для достижения которой они
будут откладывать деньги.
Если ребенок имеет четкую цель, это заставляет его стремиться
к осуществлению мечты. Независимо от того, что ребенок хочет
приобрести – игрушку, велосипед или машину – помогите ему понять,
что он получит это лишь в том случае, если будет упорно работать и
копить деньги.
7 Вовлекайте детей в обсуждение семейного бюджета и
планирование отпусков.
Расскажите детям о необходимости оплачивать коммунальные
Услуги и о том, выделять деньги на непредвиденные расходы (неожиданно вышел из строя,
8 Расскажите детям о том, что такое пожертвования на
благотворительные цели.
Жертвуя деньги на
самым помогаете ребенку понять, почему люди делятся друг с другом и
делают друг другу подарки. Такие «уроки радости» многим детям
запоминаются на всю жизнь. Когда они становятся взрослыми, у них
сохраняется ощущение, что акт дарения приносит истинное
удовольствие и удовлетворение. Кроме того, передача пожертвований
может стать естественным поводом для обсуждения с детьми
непреходящих жизненных ценностей.
9 Будьте для ребенка примером.
На собственном примере демонстрируйте своим детям, как
следует относиться к деньгам. Научитесь осмотрительно планировать
семейный бюджет и разумно копить средства.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.