Муниципальное автономное дошкольное образовательно учреждение « Детский сад № 10 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно – речевого развития детей» города Ишима
МА ДОУ д/с №10
Родительское собрание – круглый стол « Кризис трёх лет»
«Формировать активную позицию родителей в воспитании их ребёнка с учётом его возрастных особенностей»
Воспитатель: Астафьева Л.В.
Родительское собрание – круглый стол « Кризис трёх лет»
«Формировать активную позицию родителей в воспитании их ребёнка с учётом его возрастных особенностей»
Цель собрания:
План проведения собрания :
1.Вступительное слово педагога.
2.Актуализация знаний родителей по теме.
3. « Кризис 3 лет» - что это ?»
4. Признаки кризиса 3 лет.
5. Пути преодоления кризиса.
6.Решение родительского собрания.
Знаете ли вы, какой самый верный способ
сделать вашего ребёнка несчастным-
это приучить его не встречать нигде отказа.
Ж.Ж. Руссо
1. Вступительное слово педагога.
Тема сегодняшнего разговора посвящена одной из важных проблем маленького ребенка, проблеме кризиса трех лет.
2.Актуализация знаний родителей по теме.
*Давайте обсудим следующую ситуацию:
Ребенок изменился, стал совсем другим. Все время спорит, упрямится, не выполняет требований взрослых, все делает наоборот. При одевании не может правильно одеть носки ,от помощи взрослых отказывается , ужасно сердится и кричит: «Я сам!»
*Мини-анкета для родителей
3. «Кризис 3 лет» - что это?
В жизни каждого ребенка бывает момент, когда он вдруг из очаровательного карапуза превращается в самостоятельного и независимого человека. Как правило, эти изменения происходят примерно в 3 года. Психологи называют этот сложный период «кризисом 3-х лет»
В три года дети сравнивают себя со взрослыми и хотят во всем быть похожими на них. Они хотят от родителей признания своей независимости и самостоятельности. Ребенок хочет, чтобы с ним советовались и учитывали его мнение , он уже сегодня, сейчас хочет быть взрослым: «Я сам!».
Послушайте, какое стихотворение написала психолог Л.А. Булдакова, описав ребенка в период кризиса 3-х лет:
«Я негативен и упрям
Строптив и своеволен,
Средою социальной я
Ужасно недоволен.
Вы не даете мне шагнуть,
Всегда помочь готовы.
О, боже! Как же тяжелы сердечные оковы.
Система «Я» кипит во мне,
Хочу кричать повсюду:
Я – самость, братцы, я живу,
Хочу! Могу! И буду!»
Возросшие потребности ребенка не могут быть удовлетворены прежним образом жизни. Возникают противоречия между возможностями и желаниями ребенка.
Кризис сопровождается массой позитивных и негативных изменений в детском организме. Однако следует помнить, что все трудности носят временный и преходящий характер.
В этот период происходит физиологическая и биологическая перестройка организма, в результате чего у детей наблюдается:
Взрослым важно вовремя запомнить это и понять , что необходимо менять свои отношения с ребенком, тогда этот переходный период может пройти гладко и безболезненно.
Но если родители не осознают, что ребенок находится на новом этапе и прежние методы общения с ним уже не актуальны, то ребенок может превратиться в совершенно неуправляемого упрямца, главной задачей которого будет противоречие окружающим и капризы.
Ребенок постоянно развивается, а всякому
процессу развития (помимо медленных, постепенных перемен) свойственны
скачкообразные переходы – кризисы. Они необходимы, это - движущая сила
развития. Еще вчера послушный малыш вдруг становится раздражительным,
требовательным, упрямым, неуправляемым? Возможно, он переживает кризис
4.Признаки кризиса трех лет
*УПРЯМСТВО
Эта черта пронизывает практически все
поведение ребенка. Он не воспринимает мнение других людей, а постоянно
настаивает на своем.
Например, ребенок просит купить во время прогулки апельсиновый сок. Мама
заходит в магазин, но там есть только яблочный, малыш отказывается пить, потому
что сок «не тот». Он может очень хотеть пить, но все равно, требует именно
апельсиновый. Ребенок устраивает истерики (чаще в людных местах): Ваня захотел
снять шапку в автобусе, а мама не разрешила, и вот уже все пассажиры слушают
возмущенные вопли ребенка.
*СТРОПТИВОСТЬ
Ребенок отказывается выполнять требования взрослых, словно их не слышит (особенно это проявляется в семьях, где наблюдаются противоречия в воспитании: мама требует одно, папа – другое, бабушка вообще все разрешает).
*СВОЕВОЛИЕ
Ребенок ставит перед собой цели и идет к их достижению через все преграды. Например, малышу захотелось пойти погулять, но взрослым некогда. Ребенок настаивает, используя все методы воздействия на родителей (вежливые просьбы, нытье, угрозы, капризы и т.д.).
*СИМПТОМ ОБЕСЦЕНИВАНИЯ
Проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей. Например, в этом возрасте ребенок впервые вполне осознанно может использовать «скверные» слова в адрес родителей. Если такое поведение остается незамеченным или же вызывает насмешку, смех, удивление, то для малыша это может стать подкреплением его действий. Когда позднее (в 7-8 лет) родители вдруг обнаружат, что ребенок спокойно им дерзит и захотят это исправить, то сделать что-либо будет уже поздно. Синдром обесценивания станет привычной линией поведения ребенка.
*ДЕСПОТИЗМ
Ребенок заставляет родителей делать все, что он хочет. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм может проявляться как ревность. Например, ребенок может забирать игрушки, одежду, толкать, замахиваться.
*НЕГАТИВИЗМ
Это реакция ребенка не на содержание предложений взрослых, а на то, что это исходит именно от взрослого. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию. Часто это проявляется в отношении ребенка к пище: дома ребенок отказывается от определенного продукта, но когда этим же продуктом его угощают другие люди, он спокойно и с удовольствием все съедает.
4. Пути преодоления кризиса.
Вот какие решения преодоления кризиса предлагают психологи Дон и Джоан Элиум, авторы книг по воспитанию сына и дочери.
1. Для малыша важно знать, что каждое утро после того, как он проснется, его одежда будет лежать на стуле рядом с кроватью, что он оденется, умоется, будет завтракать вместе с родителями, после почистит зубы, вымоет руки и будет играть. Подобный простой распорядок устанавливают и поддерживают родители. Причем, делая это, не повторяют по сто раз: «Оденься, умойся, ...» Они берут ребенка за руку, ведут с собой в ванную комнату, приговаривая: «А теперь пора умыться». Или: «Пора убирать игрушки. Эти кубики - словно потерявшиеся автомобили, давай поищем для них гараж...» Твердый распорядок позволяет свести к минимуму борьбу, которую обычно приходится вести родителям, добиваясь от ребенка выполнения таких дел, как одевание, собирание игрушек, чистка зубов. Нужно только быть рядом, чтобы помочь малышу. Не нужно ожидать от ребенка, что он по собственному почину сделает то, о чем его просят. Это возраст повторений, ребенку нужно настойчиво и терпеливо все показывать снова и снова, прежде чем он сможет соблюдать установленный распорядок по собственной инициативе.
2. Маленькому ребенку нужны «кирпичные
стены» - абсолютные запреты, при которых не
может быть места для дискуссий. Абсолютные запреты создаются родителями и
последовательно, строго соблюдаются в семье (не включать плиту, утюг,
телевизор, не брать спички, зажигалки, не выходить за пределы двора и т.д.).
Причем, «кирпичные стены» возводят родители не столько на словах, сколько через
создание определенной домашней среды. Никакие суровые слова, объяснения, шлепки
по рукам не смогут воздействовать на любопытство растущего исследователя.
Ребенок скорее будет недоумевать и обижаться на родителя, который стукнул его
за то, что он потянулся к красивой статуэтке. Лучше просто убрать бьющиеся и
опасные предметы так, чтобы ребенок не мог дотянуться, пока не подрастет
настолько, что сможет обращаться с ними достаточно осторожно.
Мальчикам и девочкам с рождения и до 4-5 лет именно «кирпичные стены» могут
обеспечить физическую и эмоциональную безопасность. В их сознании благодаря
абсолютным запретам возникают границы собственных возможностей. Дети знают, что
родители упорядочили их жизнь, и поэтому они могут спокойно проявлять свою
активность с естественной энергией и отсутствием внутренних запретов. Дети
получают абсолютную свободу в ограниченных «кирпичными стенами» пределах.
Что делать родителям, чтобы помочь ребенку
пережить кризис трех лет
6.Решение родительского собрания:
1. Создавать в семейном кругу атмосферу любви, понимания и доброжелательности.
2. Побольше играйте и разговаривайте с ребенком – подобные маневры отвлекут его от капризов.
3. Относитесь к ребенку, как ко взрослому члену семьи, проявляйте к нему терпимость.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.