Консультация для родителей
« РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С
ПОМОЩЬЮ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА»
“Источники способностей и
дарований детей – на кончиках
их пальцев. От пальцев, образно
говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник
творческой мысли”
Сухомлинский.
Развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности является мощным стимулом развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Давно известна зависимость речи от степени подвижности пальцев рук (ввиду близости расположения речевых и двигательных зон в коре головного мозга, возбуждение, возникающее в двигательной области коры больших полушарий, передается на центры речевой моторной зоны и стимулирует артикуляцию). Именно поэтому во время тренировки пальцев непроизвольно развиваются органы артикуляции. Слаженная и умелая работа пальчиков помогает развиваться не только речи, но и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом. Для развития мелкой моторики наряду с традиционными методами и приемами используются и нетрадиционные. К нетрадиционным методам относят игры с использованием природного материала.
Применение природного материала на занятиях по коррекции звукопроизношения, дают наиболее эффективный результат, так как работа с ним очень разнообразна и интересна, дети втягиваются в этот процесс, развивается творческое воображение, повышается уровень развития внимания, наглядно-образного мышления, наблюдательность, память, мелкая моторика руки.
В качестве природного материала можно использовать семена подсолнуха, еловые шишки, кедровые орехи, каштан, желуди, иголки хвойных деревьев, кора, листья клена и березы, семена клена, пшено, фасоль, горох, косточки фруктов и ягод, апельсиновая, мандариновая кожура, песок, вода и т. д.. Работа с ними удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Особое удовольствие получают дети, рассматривая результаты своего труда.
Игры с природным материалом включаются в общий комплекс коррекционно-развивающей работы с детьми. Так как они:
- Развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук.
- Совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности.
- Расширяют словарный запас.
- Помогают в освоении навыков звуко-слогового анализа и синтеза.
- Позволяют развивать фонематический слух и восприятие.
- Способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений.
- Помогают в изучении букв, освоении навыков чтения, письма.
- Снимают мышечную напряженность.
- Расширяют жизненный опыт, передаваемый взрослым в доступной для ребенка форме (принцип доступности информации).
Такие игры способствуют созданию положительного
эмоционального фона, воспитывают усидчивость, формируют положительную мотивацию
на занятии.
Очень интересны детям игры с природным материалом. Он всегда доступен, не
требует больших финансовых затрат, помогает снять эмоциональное напряжение у
детей.
Обычная крупа скрывает в себе огромное количество возможностей по развитию
мелкой моторики. Действовать можно разными пальчиками, пальчиками обеих рук, с
использованием ложечек разной величины, пинцетов, с открытыми и закрытыми
глазами.
«Весёлые художники»
Для этого надо высыпать крупу на поднос ровным слоем. Сначала рисуем сами. Главное – заинтересовать, увлечь ребенка. Проведите пальчиком по крупе. Можно начать с простых линий или вол . При рисовании и письме на подносе или в коробочке с пшённой крупой можно использовать ватные палочки , либо рисовать разными пальцами. Рисовать можно все ,что угодно: домики круги, заборы, облака, спирали, лица. После выполнения каждого задания поднос можно аккуратно встряхнуть, чтобы выровнять поверхность. Можно рисовать буквы и цифры.
Массаж кистей рук можно проводить с использованием еловых и сосновых, шишек, каштанов, персиковых и абрикосовых косточек, проговаривая стихи.
«Волшебный орешек»
Наш орешек непростой,
Он волшебный, золотой.
С орешком будем мы играть
Своим ручкам помогать.
Мы с орешком поиграем, (в правой руке)
Его с горочки катаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз
Ты по пальчикам катись!
Снова весело играем, (в левой руке)
По другой руке катаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз
Ты по пальчикам катись!
В пальцы мы орех возьмём (в правой руке)
И немного повернём.
Крепко пальцами держи
И ещё раз поверни.
В другую руку мы возьмём (в левой руке)
И немного повернём.
Крепко пальцами держи
И ещё раз поверни.
1, 2, 3, 4, 5!
Мы закончили играть.
Пальчики свои встряхни,
И немного отдохни!
Игры с природным материалом вносят разнообразие в занятия, расширяют кругозор ребёнка, развивают творчество и любознательность.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.