Консультация для родителей
«Биоэнергопластика – форма развития звуковой культуры речи у дошкольников»
Цель: Применение
здоровьесберегающих технологий (биоэнергопластики) в
воспитательнообразовательном процессе ДОУ.
Задачи:
1. Познакомить воспитателей с инновационной здоровьесберегающей
технологией-«биоэнергопластика».
2. Внедрить в воспитательно-образовательный процесс ДОУ
инновационную
здоровьесберегающую технологию «биоэнергопластику».
3. Рекомендовать воспитателям артикуляционные упражнения с
применением «биоэнергопластики».
Чем больше уверенности в движении детской
руки, тем ярче речь ребёнка!
В.А. Сухомлинский
Вводная часть.
Прежде, чем начать свой мастер – класс, я предлагаю зарядиться положительными эмоциями, а для этого мы отправимся в лес. Ведь где как не в лесу можно прекрасно отдохнуть (Звучит музыка леса).Сядьте, пожалуйста, удобно и закройте глаза. Представьте себе, что вы в лесу, где много деревьев, кустарников и цветов. В самой чаще у реки стоит скамейка, присядьте на неё. Прислушайтесь к звукам. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи: прошёл дождь, ветер доносит запах сосен. Запомните свои ощущения и чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами на протяжении всего мастер - класса. А сейчас хорошо отдохнувшие, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс
Теоретическая часть:
В настоящее время наблюдается
тенденция роста детей с различными речевыми нарушениями. Существует множество
причин, одной из которых является иннервация мышц органов артикуляционного
аппарата. У детей наблюдается вялость языковых мышц, губ и щек, некоторые
ребята, разговаривая, почти не открывают рот. Речь становится не только
невнятной и малопонятной, она еще сопутствуется рядом звуковых нарушений, т. к.
малыш не может в полном объеме управлять своим артикуляционным аппаратом.
Исследования отечественных физиологов (М. М. Кольцова, В. М. Бехтерев, А.А. Леонтьев и др.) подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Биоэнергопластика - инновационное средство развития речи дошкольников. Биоэнергопластика синхронизирует работу полушарий
головного мозга, улучшая внимание, память, мышление, речь.
Что такое биоэнергопластика?
«Биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия: био — человек как биологический объект; энергия — сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика — связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.
Принцип биоэнергопластики - сопряжённая работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата, движения рук имитируют движения речевого аппарата. Комплекс упражнений, согласно принципу биоэнергопластики, способствует развитию подвижности артикуляционного аппарата, что, в свою очередь, оказывает влияние на точность в усвоении артикуляционных укладов.
Практическое использование биоэнергопластики.
Поэтапное внедрение игр и упражнений по
биоэнергопластике.
Этапы работы с применением биоэнергопластики
• Диагностический (сбор анамнеза,
обследование общей, мелкой и артикуляционной моторики).
• Эмоциональный (создание положительного настроя с помощью
модифицированной игрушки).
• Основной (отработка артикуляционных упражнений с последующим
подключением ведущей руки. Постепенно подключается вторая рука).
Особенности работы с применением
биоэнергопластики.
1. Знакомство с
артикуляционным упражнением по стандартной методике. Отработка его перед
зеркалом. Рука в упражнение не вовлекается. Педагог, демонстрирующий
упражнение, сопровождает показ одной рукой.
2. К артикуляционному упражнению присоединяется ведущая рука.
3. Движения кисти руки должны стать раскрепощенными, плавными.
4. Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребёнок
выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу с одновременными
движениями обеих рук, которые имитируют движения артикуляционного аппарата.
5. С целью повышения заинтересованности ребёнка в таких
упражнениях применяются игровой персонаж (например: « Волшебные перчатки»,
«Обезьянка», «Змейка», «Лягушка»), счёт, музыка, стихи.
Преимущества биоэнергопластики:
∙оптимизирует психологическую базу речи;
∙улучшает моторные возможности
ребёнка по всем параметрам;
∙способствует коррекции
звукопроизношения, фонематических процессов;
∙синхронизация работы речевой и
мелкой моторики сокращает время занятий, усиливает ихирезультативность;
Предложенное направление может использоваться воспитателями при
проведении образовательной деятельности в образовательных областях «Речевое
развитие». Познание», «Социально-коммуникативное».
Заключение
Использование биоэнергопластики в ДОУ способствует повышению
работоспособности воспитанников, активизации познавательного интереса,
благотворно воздействует на психикудошкольника, на его состояние физического и
психического здоровья, обеспечивает успешность
ребенка в процессе непосредственной образовательной
деятельности.
Практическая часть:
Артикуляционные упражнения с применением биоэнергопластики.
Все упражнения можно делать сидя или стоя. Основное исходное
положение практически одинаково: голова в положении прямо, губы и зубы
сомкнуты, руки согнуты в локтях на уровне груди.
Ручная поза: все упражнения выполняются
сначала одной, затем другой рукой, а в завершение двумя вместе.
Темп выполнения – медленный. Постепенно темп выполнения
увеличивается. Дети ориентируются на темп, заданный взрослым, на его счет и
образец движения руки.
Предлагаю выполнить упражнения биоэнергопластики.
Упражнение «Часики»
Тик-так, тик-так,
Язычок качался так,
Словно маятник часов.
Ты в часы играть готов?
(сжатая и опущенная вниз ладонь,
которая движется под счет влево – вправо)
Упражнение «Качели»
Сели дети на качели
И взлетели выше ели,
Даже солнышка коснулись,
А потом назад вернулись.
(движения ладони с сомкнутыми пальцами вверх, вниз)
Упражнение «Лягушка»
Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам.
Вы сейчас тяните губки-
Я увижу ваши зубки.
Мы потянем-перестанем
И нисколько не устанем.
(пальчики расставлены в стороны, как лучики
солнышка. Под счет 1 –пальчики расправляются
и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек.,
на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак.)
Упражнение «Слонёнок»
Я водичку набираю
И ребяток поливаю!
Буду подражать слону!
Губы «хоботом» тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
(ладонь собрана в щепоть, большой палец
прижат к среднему.)
Упражнение «Блинчики»
Испекли блинов немножко,
Остудили на окошке.
Есть их будем со сметаной,
Пригласим к обеду маму.
(ладони с сомкнутыми пальцами
соединяем дуг с другом)
Упражнение «Чашечка»
Вкусных мы блинов поели,
Выпить чаю захотели.
Язычок мы к носу тянем,
Чашку с чаем представляем.
(пальцы прижаты друг к другу,
имитируя положение «чашечки»)
Упражнение «Лошадка»
Я- весёлая лошадка,
Тёмная, как шоколадка.
Язычком пощёлкай громко,
Стук копыт услышишь звонкий.
(Рука в горизонтальном положении (лежит
на столе). Ладонь с сомкнутыми пальцами
согнута. Под счёт поочерёдно касаются
стола кончики пальцев и запястье.)
Творческая часть:
Предлагается педагогам
самостоятельно выразить пальчиками символ (фигурку) того или иного животного
или природного явления. (К примеру, легко изобразить рукой гусеницу, а потом
крылья бабочки и составить из этого маленькую сценку.)
Предлагается придумать артикуляционную
сказку (историю) с использованием биоэнергопластических упражнений.
Заключение
И в завершении мастер – класса улыбнёмся и подарим друг другу хорошее настроение. А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку - то, что получили на мастер-классе нового. Давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем спасибо! Благодарю вас за работу и предлагаю буклеты с рекомендациями по выполнению упражнений биоэнергопластики.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.