Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 65»
Консультация для родителей
«Чем полезно бисероплетение
для малышей?»
Составила воспитатель:
высшей квалификационной категории
Кисина Елена Александровна
г.о. Электросталь
Московская обл.
Консультация для родителей
«Чем полезно бисероплетение
для малышей?»
Немного истории.
Человек всегда стремился украсить свой быт и свою одежду. В глубокой древности люди изготавливали украшения из доступных в то время материалов: ягод, семян растений, раковин и камешков, нанизывая их на конский волос или травинку. Со временем их заменили полудрагоценные и драгоценные камни, а с возникновением стеклоделия – бисер.
Украшения из бисера присутствуют в национальном костюме многих народов. Изделия, снизанные из бус, известны ещё в Древнем Египте, Индии, до сих пор украшают одежду народов ближнего и Дальнего Востока, Африки, Индии, Американского континента, островов Тихого океана, Европы и Азии.
М.В. Ломоносов, побывав в Европе, был поражён красотой этих украшений. Он то и основал первую в России мастерскую по изготовлению бисера в середине XVIII века. В своём стихотворении о пользе стекла Ломоносов писал:
Так в бисере стекло, подобно жемчугу
Любимо по всему земному ходит кругу,
Им красится народ в полуночных степях,
Им красится Арап на южных берегах.
Изделия из бисера – сумочки, кошельки, ожерелья, браслеты, а также картины – панно были распространены в России в конце XVIII века и в первой половине XIX века. В начале XIX века бисероплетение было также популярно в аристократических кругах России, как музицирование, танцы, чтение любовных романов.
По своему внешнему виду бисер напоминает маленькие зёрна, окрашенные в разные цвета. Они могут быть стеклянными или металлическими со сквозным отверстием для продевания ниток.
Название «бисер» возникло от арабского слова «бусра». Бисер – это основной материал для изготовления различных игрушек, украшений, для ткачества и вышивания. В зависимости от формы и размера бисер делится на следующие виды:
- бисер – мелкие, слегка сплюснутые или круглые бусинки диаметром не более 2 мм.
- бусины – крупный бисер диаметром более 2 мм.
- стеклярус – длинные палочки, круглые или многогранные
- рубка – короткие палочки.
Материалы и инструменты.
Приспособления и инструменты в этом виде декоративного искусства просты, а сам бисер легко доступен и разнообразен. Чтобы овладеть бисероплетением, нужны не только профессиональные навыки, но и некоторые личные качества. Это самодисциплина, умение сосредоточиться на одном деле, и главное – терпение. Еще одно качество необходимое при обучении всякому мастерству – заинтересованность.
Выполняем с детьми игрушки и цветы на проволочной основе, фенечки – на леске. Изготовление данных изделий не требует особых навыков и сложных инструментов. Для этой работы можно использовать различный бисер, бусы различной формы и цвета, нитки «мулине», ножницы, клей ПВА, леску и тонкую проволоку 0,5 мм. толщиной.
Организация рабочего места.
Работа с бисером – увлекательное занятие. Но для того, чтобы не уставать быстро и не испортить зрение, очень важно правильно организовать рабочее место.
Лучше всего работать за столом при дневном свете или свете потолочной люстры. Свет должен падать таким образом, чтобы тень от рук и головы не ложилась на рабочую поверхность стола.
На поверхности стола нужно расстелить мягкую ворсистую ткань для бисера размером 20*20 см. Ворсинки ткани не позволят бисеринкам раскатываться во время работы. Ткань должна быть однотонной, спокойной расцветки, чтобы бисер был хорошо виден и не уставали глаза.
Бисероплетение для малышей.
Любая работа, какой бы простой она ни казалась, требует определенных знаний, практических навыков, умения. Чем раньше в своей жизни мы сталкиваемся с каким-либо знанием, тем более простым и привычным оно становится потом. Но интересным и необходимым оно становится только тогда, когда в этом занятии есть возможность выразить и проявить себя, когда в нём есть место творчеству.
Творческое начало и безграничная фантазия заложены в каждом ребенке. Для реализации своих идей маленький человек очень часто выбирает бисер, который увлекает его не только яркостью красок, разнообразием форм и размеров, но и простотой выполнения самых причудливых изделий. По желанию ребенка бисер и бусинки, словно элементы конструктора, могут превращаться в веселую игрушку, нарядное украшение. Такое занятие доступно даже для маленьких и не умелых рук.
Занятие бисероплетением помогает развивать и воспитывать эстетический вкус, умение наблюдать окружающий мир, видеть в нём как можно больше доброго, светлого и радостного.
Бисероплетение доступно не только искусным мастерицам, но и маленьким детям. Начинать занятия можно с детьми пятилетнего возраста. Помимо знакомства детей с традиционным искусством, развивающим в ребёнке чувство прекрасного, бисероплетение может оказать педагогам и родителям неоценимую услугу в развитии мелкой моторики руки, пространственных и цветовых представлений и в отработке счётных навыков. Развивая мелкую моторику рук, мы подготавливаем руку ребёнка к письму, учимся подбирать цвета бисера в гармонии друг с другом, составлять композиции. Бисероплетение помогает воспитывать такие качества в личности ребенка как внимание, логическое мышление, воображение. Ребенок становится более усидчивым, учится доводить начатое дело до конца. Еще В.А.Сухомлинский писал: «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Легенда о бисере.
Однажды, в очень далёкие времена, финикийские купцы везли по Средиземному морю груз добытой в Африке природной соды. На ночлег они остановились на песчаном берегу и стали готовить себе пищу на костре, который обложили большими кусками соды. Поутру, разгребая золу, купцы обнаружили чудесный слиток, который был твёрд, как камень, горел огнём на солнце и был чист и прозрачен, как вода. Это было стекло.
Очень скоро появились стеклянные бусы разных форм и размеров. Благодаря совершенствованию технологий изготовленные бусы со временем становились всё мельче и мельче. Мелкие круглые и слегка сплющенные бусинки с отверстием для нитки стали называть бисером.
Сказка о бисере.
В давние-давние времена ехали на ярмарку заморские купцы. Путь был неблизкий, застала их в дороге ночь. Решили купцы заночевать на берегу реки. Речка течёт, песенку поёт, речной песочек под ногами поскрипывает. Развели купцы костёр, уху сварили, поели да спать улеглись.
Огонь догорел, кострище пеплом покрылось, лишь один огонёк схоронился да в сторонку откатился. Скучно ему одному лежать, вот и завёл он разговор с речными песчинками. Стали они спорить, кто из них краше. Песчинки скрипят: «Мы водой выточены, ветром высушены, солнышком выкрашены. Мы красивее тебя!». А уголёк шипит: «Я от дерева рождён, огнём накален. Нет никого на свете меня красивее!».
Спорили они, спорили, никто уступать не хочет. Рассердился уголёк и обжёг песчинки. Проснулись купцы – видят – рядом с потухшим костром уголёк лежит, а вокруг стеклянные бусинки рассыпаны. Удивились купцы такому чуду, да раздумывать долго не стали. Собрали бусинки и свезли их на ярмарку.
Увидали их красны девицы, обрадовались такой красоте, и всё скупили. Назвали они бусинки бисером, стали ими сарафаны расшивать, опояски да кокошники украшать, стали в косы русые вплетать. С тех пор стал бисер любимым украшением мастериц и рукодельниц.
На начальном этапе самым маленьким предлагаю попробовать свои силы в поделках, где маленькие бисеринки заменены более крупным материалом. В качестве замены могут быть использованы крупные бусины, ягоды рябины или кусочки порезанных пластиковых трубочек. Можно предложить сплести разнообразные бусы, браслетики.
Работа с бисером требует внимания и напряжённой работы глаз, поэтому важно, чтобы рабочее место было удобно и хорошо освещено. Работать можно по 15-30 минут с обязательным перерывом. Во время перерыва нужно дать отдых глазам, подойти к окну и рассмотреть дальние предметы или выполнить гимнастику для глаз, не помешает гимнастика для всего тела.
Физкультурные минутки (в перерывах между плетениями) |
|
комплекс 1 |
|
|
|
Долго-долго мы плели |
встряхнуть кистями перед собой |
Наши пальцы утомили, |
|
Пусть немного отдохнут |
|
И опять плести начнут |
|
Дружно руки разведём |
отвести руки назад-вперёд, отклониться на спинку стула |
И опять плести начнём |
|
комплекс 2 |
|
|
|
|
|
Мы сегодня-то плели |
плавно поднять руки перед собой, встряхнуть кистями |
Наши пальчики устали |
|
Наши пальчики встряхнём |
|
И плести опять начнём |
|
Дружно локти отведём |
|
И плести опять начнём |
энергично отвести локти назад (2 раза) |
Ноги вместе, ноги врозь, |
разводить и сводить ноги притопывая (2 раза) |
Заколачиваем гвоздь. |
|
комплекс 3 |
|
|
|
|
|
Наши алые цветки |
плавное раскачивание пальцев |
Распускают лепестки |
|
Ветерок чуть дышит |
помахивание руками перед собой и плавное опускание их на стол |
Лепестки колышет |
|
Наши алые цветки |
|
Закрывают лепестки. |
|
Тихо засыпают, |
|
Головой качают. |
|
комплекс 4 |
|
|
|
Спал цветок и вдруг проснулся, |
имитация сна, пробуждения |
Больше спать не захотел |
|
Шевельнулся, потянулся, |
|
Взвился вверх и полетел |
|
Солнце утром лишь проснётся, |
|
Бабочка крутит и вьётся |
встать, потянуться, покружиться |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.