Консультация для родителей
«Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить!»
Учеными доказано, что нормальное развитие речи теснейшим образом связано с развитием мелкой моторики и координацией движения пальцев рук.
Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка. И это потому, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Массаж пальцев рук воздействует на активные точки, связанные с корой головного мозга. Массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца - на сердце.
В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные упражнения с шарами, зажатыми в кисти руки, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук. В Японии широко используют упражнения для ладони и пальцев – грецкими орехами.
Талантом нашей народной педагогики созданы игры: «Ладушки», «Коза рогатая», «Сорока - белобока», «Этот пальчик дедушка», «Этот пальчик хочет спать» и т. д. В этих стишках можно сгибать пальцы начиная то с большого, то с мизинца, то на правой, то на левой руке. Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения: «Пальчики здороваются», «Человечек», «Слоненок», «Корни деревьев». Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которое оказывает благоприятное влияние не только на развитее речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это облегчит приобретение навыков письма.
В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики. Развитие и улучшение речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.
Какие игры и упражнения могут помочь маленьким ручкам стать совершеннее?
Для развития мелкой моторики можно использовать подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусины, крупу.
Если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко – организуйте игры с бельевыми прищепками. Прищепки могут крепиться к различным поверхностям: краям круглой или овальной корзины, плотной ткани, картона. Сюжеты игр могут быть самыми разнообразными, например: «ёжик», «солнышко», «тучка», «ёлочка», «божья коровка» и т.д. Игровые упражнения с прищепками вызывают у детей большой интерес и становятся наиболее любимыми.
Подберите пуговицы, бусины разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно.
Возьмите яркий поднос. Тонким слоем равномерно рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы, буквы.
Дайте ребенку для игр сыпучие материалы. В летний период больше играйте в песочнице. Зимой сделайте дома импровизированную песочницу. Для этого можно использовать любую крупу, причем лучше каждый раз разную. Ее тоже можно пересыпать из одной емкости в другую, перекладывать ручками или ложкой, просыпать сквозь сито.
Не бойтесь давать своему малышу пластилин. Разомните пластилин до мягкости и отрывайте от него небольшие кусочки. Эти кусочки можно называть как-нибудь (булочки, конфетки) и «складывать» их в нарисованную на листе бумаги корзину или тарелочку. Можно размазывать кусочки пластилина по бумаге. Можно втыкать в него разные мелкие предметы (фасолины, пуговицы, бусины).
Задания по развитию мелкой моторики могут быть включены в такие домашние дела, как перемотка ниток, завязывание и развязывание узелков, уход за срезанными и живыми цветами, переливание воды. Можно предложить помыть посуду, представив в распоряжение ребенка пластиковые предметы, собирание разрезных картинок, разбор круп, застегивание и расстегивание пуговиц, шнурование ботинок, нанизывание колец на тесьму, мозаика, игры с конструкторами.
Рисование различными материалами (ручкой, простым карандашом, цветными карандашами, мелом) требуют различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. Это тоже способствует развитию ручной умелости. Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. Рисуйте различные фигуры: прямые и волнистые линии, круги, овалы, квадраты и треугольники, закрашивайте их. Во время рисования можете комментировать то, что рисуете. Заодно обращайте внимание на цвет линии, оставляемой краской или карандашом. Не стоит за один «урок рисования» стараться перепробовать все цвета. Каждый раз – новый цвет.
Обязательно нужно учить ребенка вырезать ножницами. Игра на вырезание узоров из сложенных листочков бумаги имеет замечательно свойство: как бы не вырезал ребенок, все равно получится узор, напоминающий снежинку или звездочку. Если вы опасаетесь дать ребенку ножницы, пусть рвет руками картинки из журнала или газеты – как получится. Вырванные кусочки можно наклеить на чистый лист бумаги, придавая им какую-либо форму. В итоге может получиться осмысленный коллаж.
Обязательно играйте с малышом в пальчиковые игры. Ежедневно полезно выполнять активные упражнения для пальцев рук, в том числе с использованием игр-потешек: «Сорока-белобока», «Здравствуй, пальчик» и другие. Подобные игры знают все родители. Можно научить ребенка делать из пальцев разные фигуры: «домик», «очки», «замок».
Занимаясь с малышом, не устраивайте уроков или занятий. Просто играйте с ним искренне и непринужденно. Если ребенок не испытывает интереса, занятие лучше отложить или заменить другим. Не перегружайте ребенка, не стремитесь дать ему все сразу! Много – не значит хорошо! Не делайте ничего через силу! Занятия должны приносить радость. Не старайтесь сразу получить результаты. Даже если что-то не получилось, важен не результат, а участие и приобретенный опыт.
Чем раньше родители поймут, что мелкая моторика напрямую связана с речевым развитием ребенка, чем раньше родители начнут развивать ее у ребенка, тем точнее и правильнее будет в будущем речь у ребенка.
Все зависит от вас и вашей фантазии. У вас все получиться!
Работа по развитию мелкой моторики рук должна проводиться регулярно, как в детском саду, так и в домашних условиях.
Чем же можно позаниматься с детьми, чтобы развить ручную умелость?
Вот некоторые виды упражнений:
1. 1. Игра с бумагой «Выгладим платочки».
Задание: перед ребенком скомканный лист писчей бумаги. Нужно, пользуясь всеми пальцами обеих рук разгладить его так, чтобы он не топорщился и чтобы ни один его край не оставался загнутым. Затем то же самое сделать, пользуясь одной рукой, большими пальцами, указательными.
Упражнения с бумагой: складывать, разворачивать, перелистывать.
1. «Сухой аквариум» - набор цветных крышей в пластмассовый коробке.
Варианты игр:
а) «купание» рук в сухом в аквариуме, погружение в крышки кистей рук, шуршание крышками.
б) «Чьи бусы длиннее?», «Змейки», «Дорожки» - дети вкладывают на полу цепочки из крышек одного цвета или чередую цвета.
в) строим пирамиды, башенки, арки, ворота.
Выясняем, что выше, чья постройка выше или ниже.
г) крышки рассыпаны по ковру, столу – сортируем крышки по цветами; кто быстрее соберет крышки того или иного цвета.
3. «Наполни бутылку». Варианты игр:
а) ребенку дается закрытая крышечкой бутылка с разрезом на боку и набор разноцветных крышек. Он должен наполнить бутылку крышками такого же цвета, что и крышка на ней самой.
Если несколько играющих, то проводится игра «Кто быстрее наполнит бутылку».
б) наполнить бутылку крышками, используя для этого различные предметы: палочки, ложки, пинцеты и т.д.
4. «Живая бумага» - поделки из бумажных шариков, полученных путем сминания и скатывания: «Змея» - бумажные шарики, собранные на нитку, «Снеговик» - бумажные шарики, наклеенные клеем и коллективная работа «Курочка с цыплятами».
5. Игры на кухне:
а) выкладывание из спичек различных геометрических фигур, букв.
б) «Перебираем крупу» - разделение смеси из гречки и риса или фасоли, гороха на две части.
6. Манипуляции с пуговицами:
а) разложить пуговицы по величине.
б) разложить пуговицы по форме.
в) разложить пуговицы по цвету.
г) застегивание и расстегивание пуговиц, крючков, молний.
д) нанизывание крупных шариков, бус на нитку.
7. Упражнения с счетными палочками:
а) выкладывание фигурок из палочек по образцу
б) придумывание фигурок самими детьми
8. Игры с набором мелкого строительного материала:
а) построить маленькую башенку, а вокруг нее – большую.
б) силуэт ствола и веток дерева из картона – к нему набор листьев: красных, желтых, зеленых.
(«Дидактическая игра «Одень летнее, осеннее, весеннее дерево»).
9. Игры с конструктором, мозаикой, кубиками.
10. Закручивание шурупов, гаек, крышек.
11. Игры с песком, водой:
12. Игры с мячом:
а) ладонью покатать мяч по полу вправо, влево.
б) покрутить мяч вокруг своей оси по часовой стрелке и против.
в) толкнуть мяч по полу к стене.
13. Работа с ножницами:
а) упражнения по разрезанию старых открыток, картинок на части.
б) вырезание различных фигурок.
14. Изображение действий с помощью пальцев:
а) режет ножницами.
б) подметает метлой.
в) пилит.
г) закручивает винтик.
д) подбирает крошки со стола
е) кормит цыплят.
ж) делает «фонарики».
з) запускает мелкие волчки.
15. Рисование в воздухе:
а) нарисовать змейку.
б) волну, солнышко, дом.
в) квадрат, треугольник.
Таким образом, уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений рук, мы решаем следующие задачи:
Дорогие родители, именно вы должны стать близким другом вашего ребенка, чтобы помочь ему хорошо и правильно говорить, писать и рисовать.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.