Консультация учителя - дефектолога
ИГРАЕМ СО СЧЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ
1. “Ловкие пальчики". Развивать
мелкую моторику рук малыша можно уже примерно с девятимесячного возраста, когда
у него начинает формироваться пинцетный захват (он начинает брать предметы
большим и указательным пальчиками). Сделайте прорезь с помощью ножа или ножниц
в футляре от счетных палочек и покажите крохе, как в неё можно класть палочки
по одной. Такая игра может надолго увлечь малыша, ведь дети очень любят
засовывать предметы в отверстия, прятать их. Но играть малыш должен под вашим
присмотром, т.к. в этом возрасте все, что видит глаз, сразу расторопные пальчики
отправляют в рот.
2. Раскладываем по цвету. Примерно в том же возрасте можно начинать учить
малыша сортировать палочки по цветам. Для начала выберите палочки двух цветов и
покажите, как их можно разложить на две разные кучки. Можете предложить ребенку
разложить палочки по коробкам или пакетикам. Когда малыш научится справляться с
заданием, добавьте палочки еще одного цвета. Такая игра развивает сенсорное
восприятие, умение сравнивать, находить сходство и различия, знакомит малыша с
логическими операциями анализа и синтеза на элементарном уровне.
3. В мире пластилина. Обычно в год — полтора ребенку начинают
предлагать разнообразные творческие задания, в том числе, конечно, игры с
пластилином. Умение в процессе творчества сочетать различные материалы
развивает не только воображение и креативность, но и умение нестандартно
мыслить. Счетные палочки прекрасно сочетаются с пластилином. Они могут стать:
колючками у ежика
стебельком у цветка
стволом дерева
забором в пластилиновом мире
трубой у пластилинового домика
ручками-ножками пластилинового человечка
ножкой грибочка
И еще множеством разных предметов, которые вам подскажет ваша фантазия.
4. Играем в геометрию. Когда начинать знакомить ребенка с математикой, родители решают сами.
Кто-то уже над детской кроваткой вывешивает цифры и геометрические фигуры... А
кто-то ждет, пока ребенку исполнится четыре-пять лет. Или, когда малыш сам
проявит интерес к математике. В любом случае изучать математику со счетными
палочками очень удобно. Они помогут не только научиться считать, но и
познакомят с геометрическими фигурами, помогут очень понятно и наглядно
объяснить ребенку, что такое угол, сторона, чем квадрат отличается от
прямоугольника, как из одной фигуры можно получить другую и многое-многое
другое. Можно:
выкладывать геометрические фигуры из счетных палочек
выкладывать геометрические фигуры из счетных палочек по нарисованному контуру
играть в превращения: из одних геометрических фигур делать другие
Малыш может просто наблюдать за этими волшебными превращениями, а ребенку
постарше (от 4-5 лет) можно предлагать выполнять задания самому: "Как из
квадрата сделать ромб? А параллелограмм? Как, добавив одну палочку, превратить
квадрат в трапецию? В треугольники? Сколько палочек надо убрать из квадрата,
чтобы он превратился в треугольник? А сколько палочек надо добавить, чтобы
квадрат превратился в прямоугольник?" Если вы занимаетесь с палочками
одного цвета, то все изменения с добавлением количества палочек (из
треугольника — квадрат, из квадрата — трапеция или прямоугольник и т.п.) для
большей наглядности можно делать с помощью палочек другого цвета. Например, вы
показываете ребенку фигурку, потом он отворачивается, а вы совершаете
превращение. После этого ребенок должен посмотреть на результат и ответить на
вопрос "что изменилось" и постараться понять, как это получилось.
С помощью палочек можно очень доступно и наглядно объяснить ребенку, что такое
сторона (палочка) и что такое угол (место, где одна палочка встречается с
другой). Можно объяснить ребенку, что такое диаметр, и почему от диаметра
зависит величина круга. Для этого достаточно положить рядом две палочки на лист
бумаги и нарисовать вокруг них круг соответствующего диаметра. Две палочки —
это диаметр круга, одна палочка — радиус. А если взять три палочки и нарисовать
новый круг, то он получится больше предыдущего, так как длина диаметра стала
больше.
5. "Познавательные дорожки". Уже к
двум годам ребенок знакомится с понятиями "широкий"/
"узкий", "длинный"/ "короткий". Это можно
сделать, выкладывая дорожки из счетных палочек. Покажите малышу, как можно из
палочек сложить широкую или длинную дорожку. Кладем палочки рядом — одна к другой
— дорожка получается широкой, но короткой. А если приставлять одну палочку к
кончику другой — дорожка получится длинной-предлинной, но узкой. Берем одну
палочку — это короткая дорожка. Приставляем к ней другую палочку — дорожка
стала длиннее. Еще одну — дорожка стала еще длиннее. Так можно знакомить
ребенка с понятиями "короткий", "длинный", "самый
длинный", "самый короткий". Ребенок будет видеть, что чем больше
палочек в дорожке, тем длиннее она получается. А если использовать палочки
вместе с пластилином, то можно знакомить ребенка с понятиями
"высокий" — "низкий".
6. Учимся считать. Конечно, счетные палочки — прекрасный материал для обучения счету. В
возрасте примерно около двух лет ребенок уже начинает оперировать понятиями
"один", "много". Начинает считать до двух, а к трем-трем с
половиной годам считает в пределах пяти (имеется в виду количественное
узнавание предметов, а не механическое называние последовательности цифр). С
помощью счетных палочек можно наглядно продемонстрировать состав числа, познакомиться
с простейшими математическими операциями сложения и вычитания, умножения и
деления, изучить понятия числа и количества.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.