Консультация для родителей «Как и чему учить ребёнка с ЗПР дома»

  • docx
  • 19.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала зн_dokument_microsoft_word.docx

Консультация для родителей

«Как и чему учить ребёнка с ЗПР дома»

 

С детьми необходимо постоянно общаться, проводить занятия, выполнять рекомендации педагога. Больше времени следует уделять ознакомлению с окружающим миром: ходить с ребенком в магазин, в зоопарк, на детские праздники, больше разговаривать с ним о его проблемах (даже если его речь невнятна), рассматривать с ним книжки, картинки, сочинять разные истории, чаще ребенку рассказывать о том, что вы делаете, привлекать его к посильному труду. Важно также научить ребенка играть с игрушками и другими детьми.

 

Для развития познавательных процессов необходимо выполнять упражнения:

  1. Развитие мелкой моторики:
    • Графические упражнения
    • Прописи
    • Лепка
    • Рисование
    • Пальчиковая гимнастика
    • Оригами
  2. Развитие внимания:
    • выкладывание узора из мозаики;
    • выкладывание фигуры из палочек по образцу;
    • исключение лишнего;
    • нахождение различий в двух похожих картинках;
    • нахождение двух одинаковых предметов среди множества;
    • нанизывание бусинок по образцу;
    • срисовывание по клеточкам;
    • нахождение одной буквы в газетном тексте (при повторе упражнения количество отмеченных букв за единицу времени увеличивается).

 

  1. Развитие восприятия:
    • Различать цвета и их оттенки.
    • Различать форму предметов и геометрические фигуры.
    • Сравнивать предметы по величине (длине, ширине, высоте).
    • Выражать словами, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже).
    • Сравнивать до 10 предметов, различных по величине.
    • Измерять длину предметов с помощью условной мерки (нитки).
    • Различать и называть части суток, их последовательность.
    • Понимать значение слов вчера, сегодня, завтра.
    • Знать дни недели, месяцы года.

 

  1. Развитие памяти:
    • Заучивать небольшое стихотворение один раз в неделю;
    • Находясь на кухне, спросите у ребенка, что вы забыли положить в салат или правильно вы накрыли на стол?
    • Перед сном, когда вы прочли книгу, скажите ребенку: «Запомни, на какой страничке мы остановились, завтра мы продолжим с этого места», например, 4 строчка сверху, 10 страница;
    • После просмотра мультфильма, задайте вопросы по его содержанию;
    • После уборки можно спросить у ребенка: «Все ли игрушки лежат на своих местах?», переложив одну из них в другое место;
    • Придя домой с прогулки, спросите у ребенка, что он сегодня видел на улице;
  2. Развитие мышления:
    • Сравнивать и сопоставлять предметы, находить их сходства и различия.
    • Описывать различные свойства окружающих его предметов.
    • Узнавать предметы по заданным признакам.
    • Разделять предметы на классы, группы путем выделения в этих предметах тех или иных признаков.
    • Находить противоположные по значению понятия.
  3. Развитие речи:
    • Выполняйте артикуляционную гимнастику,
    • Выполняйте упражнения: «Один-много», «Назови ласково», «Какой? Какая? Какие?», «Посчитаем предметы».
    • Составляйте рассказы по картинкам.
    • Пересказывайте сказки, мультфильмы.

Развитие психических функций

Примеры игр и упражнений:

Зрительное внимание: Игры: «Найди отличия», «Найди два одинаковых предмета», «Найди половинку предмета», «Найди точно такую же картинку или предмет», «Что забыл изобразить художник», «Узнай по силуэту», «Узнавание наложенных и пересекающих (зашумленных) изображений предметов»,

«Лабиринты».

Слуховое внимание: Игры: «Бывает – не бывает», «Съедобное – несъедобное»,

«Можно – нельзя», «Да – нет», «Кто внимательный», «Вода, дорога, воздух», «Едем, плаваем, летаем», «Во саду ли, в огороде», «Внимательно слушай и быстро отвечай»,

«Назови части».

Зрительная память: Игры: «Какого предмета не стало», «Посмотри, запомни и назови», «Повтори, не ошибись», «Кто знает, пусть продолжает», «Что изменилось».

Слуховая память: Игры: «Кто знает, пусть продолжает», «Цепочка слов»,

«Кто больше запомнит?», «Телефон», «Послушай, запомни и повтори слова»,

«Запомни и назови пары слов», «Подбери нужное слово», «Кто больше назовет слов, которые подходят к данному слову?», «Внимательно слушай и выполняй»; заучивание потешки, загадки, стихотворения; пересказ сказки, рассказа.

Зрительное восприятие: Величина (пирамидки, стаканчики, «Какой предмет самый большой», «Какой предмет самый маленький», «Высокий – низкий», «Толстый – тонкий», «Длинный – короткий», «Широкий – узкий»); Цвет (4 года – основные цвета; 5 лет – основные и оранжевый, коричневый, голубой, фиолетовый; 6 лет – основные и розовый, светло-зеленый, серый; 7 лет – основные и 8 оттенков и более); Форма (4 года – круг, квадрат, треугольник; 5 лет – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал; 6 лет - круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция, ромб, многоугольник) - («Геометрическое лото», «Найди и покажи вершины, стороны, углы», «Какие предметы напоминают по форме» и т.д.);

Пространственная ориентировка: (на себе; другом человеке; расположение предметов по отношению к себе; другому лицу (справа, слева, впереди, сзади и т. д.); на листе бумаги; в тетради в клетку; Временные представления (части суток; времена года; месяцы; дни недели; 6-7 лет знакомство с часами «стрелки, циферблат»);

Слуховое восприятие: (различать тихие и громкие звуки);

Понимание предлогов: (в, на, за, под, над, перед, из, у, с, к, из-за, через, из- под, рядом, между, около)

 

 

Главное - родители должны оценить возможности ребенка с ЗПР и его успехи, заметить прогресс (пусть незначительный), а не думать, что, взрослея, он сам всему научится. Только совместная работа специалистов, педагогов и семьи пойдет ребенку с задержкой психического развития на пользу и приведет к положительным результатам.