«Как помочь неговорящему ребенку»
Учитель – логопед Агаджанова Е.А.
Самый лучший способ принудить малыша к произнесению первых слов — активно общаться с ним, ожидая ответной реакции. Даже если взрослым кажется, что дошкольник слишком мал и плохо понимает обращенные к нему слова, разговаривать все равно нужно. Как показывает практика, дети понимают гораздо больше, чем принято считать.
Специфика психики дошкольника заключается в том, что он хорошо воспринимает и запоминает лишь то, что ему интересно. В этом возрасте основным видом деятельности дошкольника является игра — подражание взрослым и животным, освоение новых физических движений, творчество. Дошкольники еще не умеют учиться, но с удовольствием откликаются на любое предложение поиграть, поэтому классические методики активизации речи основаны на игре.
Перед тем как запустить речь у ребенка, нужно мотивировать дошкольника к четкому произнесению слов, словосочетаний, а затем и полноценных фраз-предложений. Чтобы мотивировать его к коммуникации и стимулировать умственное развитие, нужно совершенствовать:
Для этого можно применять спектр детских развивающих игр с использованием дидактических материалов.
1. Вначале, по просьбе взрослого, ребёнок учится подражать звукам. Крикам птиц и животных, постепенно цепочка этих звукоподражаний удлиняется от 1 – 2 до 3-4 слогов.
2. Целесообразно проводить дыхательно-голосовые упражнения для удлинения речевого выдоха. С этой целью детям предлагается понюхать цветы, погреть руки, выдуть мыльный пузырь и т.д; потянуть звуки «а-а-а-а» (девочка плачет), «у-у-у» (труба гудит), «ау» (заблудились дети), «и-и-и» (плачет мышонок), «уа» (плачет Ляля), «ой-ой-ой» (укусила оса).
3. Активизировать мышцы артикуляционного аппарата - проводить упражнения для губ, щёк, языка.
4. Сочетать дыхательную гимнастику, движения и проговаривание отдельных звуков, слогов.
5. Вызвать у ребёнка аморфные слова, т.е. ребёнок произносит слова, звукоподражания, как он умеет, как у него получается, не требовать как правильно. Звукосочетания подбирать исходя из возможностей ребёнка. У одних детей легче вызываются губные звуки («ба-ба», «му-му»), у других – задненёбные («ка-ка», «га-га», у третьих – переднеяэычные («ди-ди», «ти-ти»).
Удавшиеся звуковые комплексы необходимо в игровой форме повторять с ребенком несколько раз (до 5-6 повторений). Произносить эти звукосочетания: то тихо, то громко; то медленно, то быстро; то сердито, то нежно, то ласково, тем самым учить интонационной выразительности речи. Вызывание речевой подражательной деятельности также хорошо сочетать с дыхательно-голосовыми и артикуляционными упражнениями.
6. Предложить ребенку называть свои игрушки, знакомые предметы (или предметные картинки), при этом допустимы искажения и замещения звуков. Можно организовать игру в лото. Взрослый чётко, протяжённо должен произносить ударные гласные в словах. Дети произносят слова как могут. Произношение гласных а,о,у,и (под ударением).
7. Далее можно переходить к вызыванию у детей двухсловных предложений с помощью соединения слов где, дай, на, вот, тут, используя знакомые названия.
8. Впоследствии ребёнок сможет выражать свои желания словесно:
дай пить («дя пи») хочу пить («атю пи»)
дай ещё («дя исё») хочу гулять («атю гуя»)
Наряду с традиционными методами работы при запуске речи отличные результаты дают и нетрадиционные методы.
Игротерапия. Этот метод является базовым в запуске речи, а одна из главных задач для педагога – окружить воспитанника игрой так, чтобы он и не заметил, что на самом деле занят очень важной работой – ребенок учится говорить. Цель игровой терапии при запуске речи – активировать формирование произвольности психических процессов (внимания и памяти), развить умственную деятельность, воображение, речь, опорно-двигательную и волевую активность. В процессе обыгрывания различных сюжетов, педагог разговаривает с малышом, уточняет значение слов и известных ребенку действий, а также знакомит его с новыми словами и их значениями, обогащая пассивный словарь ребенка.
Музыкотерапия и Логоритмика – творческий метод работы, помогает овладению правильным речевым дыханием, произношению звуков речи, у детей явно улучшается фонематическое восприятие, темп и ритм речи.
Сказкотерапия в работе по запуску речи способствует укреплению психического здоровья, что приводит к стойкой положительной динамике в развитии речи и эмоционально-волевой сфере; улучшается работа артикуляционной моторики, звукопроизношение, слоговая структура, что в дальнейшем помогает развитию связной речи.
Кинезитерапия помогает обучению ориентирования в пространстве. В упражнениях с предметами развиваются сила, ловкость, четкость движений, быстрота реакции и глазомер. Упражнения на внимание воспитывают у ребенка быструю и точную реакцию на зрительные и слуховые раздражители, развивают зрительную, слуховую, моторную память. Этот метод используется в комплексе и сочетается с другими методами коррекционно-педагогической работы.
Изотерапия способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действия с ними. Малыши узнают, что рисовать можно не только красками, карандашами, фломастерами, мелками, но крупой, салфетками, кристаллами и т. д. Дети так увлекаются процессом рисования, что к их действиям, незаметно для них самих, подключается речевое сопровождение, идет запуск речи. Воспитанников можно познакомить с рисованием на стекле, зеркале, пробуют рисовать руками (ладонью, пальцами, кулаком, ребром ладони), тем самым формируются различные виды захвата, а мы знаем, что мелкая моторика благотворно влияет на речевое развитие.
Разнообразие методов в работе по запуску речи способствует появлению ярких эмоций у «молчунов», которые сопровождаются проявлением возгласов радости, лепета, облегченных слов, что помогает не только запуску речи, но также и развитию познавательной деятельности, тактильной чувствительности, цветоразличению, развитию зрительно-моторной координации, мелкой моторики, коррекции психических процессов и личностной сферы детей в целом - внимание становится более устойчивым; значительно улучшается работоспособность детей; развивается творческое, образное мышление, стабилизируется психо-эмоциональный фон.
Т.о., запуск речи у неговорящих детей начинается с развития и налаживания взаимодействия сенсорных систем (вкус, прикосновение, запах и т. д.). Возраст ребенка в данном случае не играет большой роли, поскольку миновать первую ступень развития невозможно без последствий. Поэтому и годовалый, и двухлетний малыш должны пройти этап сенсорной интеграции, после которого и начинается работа по формированию речевых навыков. Естественно, что раннее освоение сенсорных эталонов дает преимущество ребенку в дальнейшем освоении окружающего пространства.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.