МБОУ «Средняя школа №16 – Центр образования р.п.Первомайский» структурное подразделение "Детский сад №21"
Родительское собрание в форме
семинара-практикума
в подготовительной к школе группе
«Подготовка к обучению грамоте»
Подготовила: Учитель-логопед Нечеснюк Н.В.
Родительское собрание в форме семинара-практикума в подготовительной к школе группе «Подготовка к обучению грамоте».
Цель: уточнить представление родителей о процессе подготовки к обучению грамоте.
Задачи:
1. Активизировать знания родителей о звуках, слогах, словах, предложениях;
2. Воспитывать мотивацию к занятиям с ребенком;
3. Сформировать практические умения родителей по курсу «Обучение грамоте».
Предварительная работа:
1. Анкетирование «Подготовка к обучению грамоте детей в детском саду» для родителей воспитанников подготовительной к школе группы;
2. Подготовка памяток «Обучение грамоте дошкольников»» для родителей воспитанников;
3. Выставка литературы и дидактических пособий по подготовке детей к школе.
Оборудование: Мультимедийная установка. Презентация «Звуки, буквы». Раздаточный материал: предметные картинки «Каркающие слова», «Животные со звуком Р», сигнальные фонарики (для определения твёрдости-мягкости согласных звуков, гласных звуков), таблицы и мелкие игрушки для игры «Мой. Моя. Моё», корзина, карандаши, фломастеры, листы бумаги.
Участники семинара - практикума: родители воспитанников подготовительной группы детского сада, учитель-логопед, воспитатель.
Приоритетная образовательная область: речевое развитие
Структура родительского собрания:
1. Выступление учителя – логопеда.
2. Практическая игровая деятельность родителей.
3. Награждение команд, раздача памяток «Обучение грамоте дошкольников».
Ход:
Учитель-логопед - Здравствуйте, уважаемые родители! Очень приятно видеть вас, и мы благодарим вас за то, что нашли возможность прийти на наше мероприятие.
Итак, «Скоро в школу!» – момент очень волнительный и ответственный как для ребенка, так и для его родителей. Наверное, вы не раз спрашивали себя: «Как помочь ребенку в подготовке к школе?»
Сегодня мы рассмотрим один из важных вопросов данной темы: «Речевую готовность ребенка к школе», а в частности «Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста». О необходимости обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста в детском саду вы указывали в своих анкетах.
Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Успешность обучения в школе зависит от знаний, которые получил ребёнок в саду, а так же от той практической помощи, которую сможет оказать родитель ему дома. А практические знания умения формируются только на теории. Некоторые родители сталкиваются с трудностями при выполнении домашних заданий по обучению грамоте, особенно это касается работы со звуками, слогами, словами, предложениями.
Входит Шапокляк и поет строки «По утрам не ждет меня работа. Я давно на пенсии сижу. Очень мне прославиться охота, ну а как – ума не приложу». После этого здоровается с участниками собрания.
Шапокляк – Здравствуйте. Вас очень много и я хочу с вами познакомиться. Давайте встанем в круг и поиграем в игру «Имена» (каждый участник по очереди называет свое имя)
Шапокляк – Вот мы и познакомились. А теперь другая игра – «Алфавит». За одну минуту постарайтесь построиться друг за другом в алфавитном порядке по первой букве ваших имен (родители выстраиваются в линию в алфавитном порядке).
Учитель-логопед – Молодцы. А теперь на 1-3 рассчитайсь! Вот у нас и готовы три команды. Предлагаю участникам занять места за столами под номерами, соответствующими номеру вашей команды.
Учитель-логопед – Перед тем как отправиться в путешествие по стране звуков и слов, предлагаю вспомнить основные понятия, чаще используемые в работе с детьми. Затем предлагаю применить эти знания в практических упражнениях.
Учитель-логопед проводит показ презентации «Звуки и буквы».
Учитель-логопед – Теорию повторили, команды готовы к работе, настало время познакомиться с жюри, которое будет оценивать выполнение заданий (представление жюри)
Конкурсы:
I. «Сигнальщики»
1) «Что за звук» (учитель-логопед называет звук (М, А, О, П, Т', Й, Ш, Ц… ), а родители поднимают соответствующий фонарик красного, синего или зеленого цвета)
2) «М или М’» (учитель-логопед вызывает по одному представителю команды и предлагает узнать, какой звук спрятался в слове и поднять соответствующий фонарик синего или зеленого цвета. Слова для игры: мама, медведь, пума, мина, смородина, мармелад, молоко, семья, мука, форма, тумба, карамель, семена)
Учитель-логопед – А теперь внимание на экран. На экране для каждой команды появятся картинки. Назовите их и из первых букв каждого слова составьте новое слово, а потом с помощью фишек трех цветов (синий, красный, зеленый) каждый член команды выложит на столе схему полученного слова, а наше уважаемое жюри и Шапокляк проверят правильность выполнения задания
II. «Составь слово по первым звукам» (составляются слова ЛИСА, ЛОСИ, КАБАН)
Учитель-логопед – А кто из вас самый внимательный? Что объединяет все представленные слова-картинки? (это лесные (дикие) животные)
А вот знаете ли вы животных (и домашних, и диких), в названии которых есть очень трудный для многих детей звук Р? Сейчас вы вспомните и по очереди будете называть таких животных.
III. «Животные со звуком Р» (родители называют животных со звуком Р, а Шапокляк и логопед раздают картинки с изображениями названных животных)
IV. «Послушай. Запомни. Повтори» (учитель-логопед приглашает по одному участнику из каждой команды. Учитель-логопед читает стих об одном из животных со звуком Р, а участник должен повторить услышанное стихотворение)
Кенгуру
Лишь в Австралии зелёной
Кенгуру живёт смышлёный.
Он своих детей не бросит,
Он с собой их в сумке носит.
Морж
Гордится морж усами
И острыми клыками.
Он в Арктике живёт,
Где снег вокруг и лёд.
Крот
К нам во двор пробрался крот,
Роет землю у ворот,
Что же надо там кроту?
Почернее черноту!
V. Физминутка «Если нравится тебе»
Шапокляк – Какие молодцы! А я вот вспомнила еще одно животное со звуком Р – ворона.
Учитель-логопед – Ну что же ты, Шапокляк, это же не животное, а птица!
Ну ладно, если уж мы заговорили про ворону, то скажи ты нам, пожалуйста, а какую песню поет ворона?
Шапокляк – КААААР!
Учитель-логопед – Давайте вспомним и назовем слова, в которых прячется песенка вороны «кар».
Шапокляк – Я знаю, я знаю, КАРандаш (показывает карандаш )
VI. «Каркающие слова» (участники команд по очереди называют слова с частичкой КАР, а жюри подсчитывает количество названных слов. Слова для игры: карта, карты, картон, карман, картошка, карамель, Каркуша, Карабас, Кар-Карыч, карп, карась, картина, карточки, карма, карета, макароны, Карина, Карен, Кармен, каравай, караван, карпачо, кардон, кардан, Карадаг…)
Шапокляк – Молодцы! Пока вы здесь каркали, я вспомнила еще одно живое существо со звуком Р – ЧЕБУРАШКА – мой друг.
Учитель-логопед – Какое красивое слово! И главное – длинное, состоящее из множества букв (на экране появляется слово ЧЕБУРАШКА)
Сейчас наши команды возьмут листочки и ручки и за одну минуту придумают как можно больше слов, используя буквы из этого слова. Мы будем соблюдать правила: каждая буква используется один раз (А – два раза), придумываются только существительные в единственном числе, Е может использоваться и как Ё.
Раз-два-три – начали!
VII. «Чебурашка» (слова для игры: рука, ручка, каша, бурка, чек, чашка, чаша, шар, рак, шуба, бар, раб, круча, брак, бак, рубашка, краб, река, речка, бур, куча, рубка, шкура, чуб ,чека, чарка,..)
Учитель-логопед – Молодцы! Шапокляк, а ведь и у тебя, и у Чебурашки есть еще один друг – крокодил.
Шапокляк – Да, моя крокодил Гена – моя хороший друг! Оно очень добрая.
Учитель-логопед – Стоп, стоп, Шапокляк. Твоя крокодил Гена?
Шапокляк – Да!
Учитель-логопед – Давайте поможем Шапокляк разобраться в понятиях мой, моя, моё.
VIII. «Мой. Моя. Моё»
1) «Отбери нужные предметы» (предметы для игры: зеркало, яблоко, полотенце, мыло, печенье, перо ,письмо, блюдо, пшено, дерево; перчатка, шапка, машинка, груша, рыба, тетрадь, расческа, ложка, банка, сумка; шарф, платок, карандаш, ключ, гриб, шампунь, тигр, танк, телефон, крем)
2) «Нарисуй»
Учитель-логопед –
Вот огромная корзина,
Доверху она забита.
Вы корзину разберите
И по маленьким корзинкам вещи разложите
Налетай! Не зевай!
Мой, моя, моё – определяй!
(по 2 участника из каждой команды выполняют предложенное задание)
А вы за столами тоже не зевайте
И табличку «Мой, моя, мое» рисунками заполняйте
Учитель-логопед – Ну со всеми заданиями вы замечательно справляетесь! Но у меня для вас есть коварное задание.
IX. «Расставь ударения в словах» (на экране появляются слова: агент, мельком, гусеница, мусоропровод, торты, комбайнер, столяр, красивее, газопровод, звонит, щавель, алфавит, километр, свекла, банты, тефтели, жалюзи, каталог, творог, обеспечение, сироты, камбала, договор, дремота, загнутый, ходатайство. Команды по очереди называют правильное ударение в предложенном слове.)
Шапокляк – Ударения-то вы расставили, а пословицы вы знаете?
X. «Пословицы»
К предложенным пословицам разных народов вам нужно будет подобрать соответствующие по смыслу русские пословицы.
1. Дагестанская: «Торопливым людям, не хватает мудрости». (Поспешишь – людей насмешишь)
2. Украинская: «И живи до старости, и учись до старости» (Век живи – век учись)
3. Киргизская: «Потихоньку далеко пойдешь. А пляской устанешь». (Тише едешь- дальше будешь).
4. Малайская: «Кончил шить – оборвал нить». (Сделал дело- гуляй смело).
5. Киргизская: «Чем наполнена посуда, то и выльется оттуда». (Что посеешь, то и пожнешь. Как аукнется, так и откликнется.)
6. Таджикская: «Еще не знал никто и никогда роз без шипов, удачи без труда». (Без труда не вытянешь рыбку из пруда.)
7. Каракалпакская: «Если кривы дерева, то от них и тень крива». (Яблоко от яблони недалеко падает.)
8. Казахская: «Щедрый не хвастает подарком, богатырь не отказывается от сказанного.» (Не давши слова- крепись, а давши держись. Не будь щедр на слова, будь щедр на дела.)
9. Удмурдская: «слово не стрела, а сердце пронзает». (Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Меткое слово – что пуля снайпера.)
XI. «Блиц опрос» (каждая команда вытягивает листочек с вопросом и быстро отвечает на него.)
Вопросы:
1. Чем отличается звук от буквы.
2. Назовите всегда твердые согласные звуки (ж, ш, ц)
3. Назовите всегда мягкие звуки (щ, ч, й).
4. Буквы, которые не составляют звука (Ь, Ъ).
5. Назовите буквы, которые состоят из двух звуков (я, ё, ю, е).
6. Сколько букв в слове «деньги»?
7. Сколько звуков в слове «пульт».
8. Придумайте слово, в котором букв меньше, чем звуков (яблоко).
9. Назовите слово из 5 слогов.
10. Из чего состоят слова? (слова состоят из слогов)
11. Чем кончается «лето» и начинается «осень» (буквой «о»).
12. Из чего состоят слоги? (слоги состоят из звуков)
13. Что общего то общего у дня и ночи? («Ь» на конце.)
14. Как перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)
15. В каком слове отрицание «нет» слышится сто раз? (Стонет.)
Учитель-логопед – Наше путешествие по стране звуков и слов подошло к концу. Давайте встанем в круг и поиграем в игру «Я желаю тебе», а жюри тем временем подведет итоги.
Жюри озвучивает итоге конкурсов и награждает участников. Учитель-логопед раздает каждому родителю памятку по теме собрания.
Шапокляк –
Вы сегодня молодцы!
Все старались от души!
И как маленькие детки –
Получайте вы конфетки!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.