Мастер - класс для воспитателей
«Игровые проблемные ситуации, как эффективное средство формирования у старших дошкольников основ безопасного поведения»
Пояснительная записка
Педагоги и родители, стремясь научить детей чему – то новому, стараются преподнести материал ярко, эмоционально, максимально используя принцип наглядности и образного восприятия. Традиционно, подавая какой-либо новый материал, взрослые преподносят его в готовом виде, самостоятельно подводя детей к предполагаемым ответам. В таком получении знаний не присутствует инициатива самого ребенка.
У нет него возможности, проявить свою фантазию и творчество. А так же наше привычное: «Мал еще со мной спорить!»… Следует, наоборот, поощрять детей к спору и сомнению. Прежде всего, это относится к нам, воспитателям. Необходимо развивать умение ребенка «сомневаться». Научить сомневаться в истинности знаний как таковых, в средствах их добывания. Ребенок может услышать и запомнить, а может понаблюдать, сравнить, спросить о не понятном, высказать предложение.
Как считает доктор психологических наук Алексей Михайлович Матюшкин: «Боясь ошибиться, он не будет сам решать поставленную проблему - он будет стремиться получить помощь от всезнающего взрослого. Он будет решать только легкие проблемы», что неизбежно приведет к задержке интеллектуального развития. Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях.
Надо всем своим поведением доказывать и показывать детям, что мы не утратили способность удивляться и радоваться обыденным вещам, знакомым и неизвестным событиям, явлениям.
Цель: формирование знаний у педагогов о способах использования. игровых проблемных ситуаций в работе с детьми, направленных на формирование безопасного поведения. Повысить мотивацию педагогов к овладению методикой проблемного обучения.
Задачи:
1. Углубить знания педагогов о данной методике;
2. Способствовать повышению уровня профессиональных компетенций у педагогов в процессе использования технологий проблемного обучения в работе с детьми.
Оборудование:
мультимедийное оборудование, презентация, карточки с заданием на каждый
стол, 3 листика: синий, красный и зеленый по количеству участников мастер-класса,
макет дерева, памятки.
(таблица),
ручки, карандаши, фломастеры, листы бумаги, зонт, емкость с водой (таз),
различные деревянные предметы.
Ход мастер - класса:
- Здравствуйте, уважаемые коллеги
- Крикните громко и хором, друзья,
Помочь откажетесь мне? Нет или да?
Деток вы любите? Да или нет?
Пришли вы на мастер-класс,
А сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? Нет!
Я вас понимаю…..
Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? Да!
Дайте мне тогда ответ
Помочь откажетесь мне? Нет!
Последнее спрошу у вас я:
Активными все будете? Нет или Да?
Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс
«Мышление начинается с проблемной ситуации» С. Л. Рубинштейн. Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетается систематическая поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки. Этапы проблемного обучения: —
Создание (возникновение) проблемной ситуации.—
Постановка проблемы.—
Поиск способов решения.—
Решение проблемы.
Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы .Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать. Способы создания проблемной ситуации:—
Постановка проблемного вопроса.—
Проблемная задача или задание.—
Демонстрация опыта.—
Сочетание слова и наглядности.
Приемы проблемных ситуаций:—
Побуждающий диалог.—
Задание на ошибку.—
Проблемная ситуация «удивления».—
Практическое задание с затруднением.—
Одновременное предъявление противоречивых фактов, теорий.— Яркое пятно.—
Подводящий диалог.
Действия воспитанника при создании воспитателем проблемной ситуации:—
Анализ проблемной ситуации.—
Формулировка (постановка) проблемы или осознание и принятие формулировки воспитателя.—
Решение проблемы: выдвижение предположений, обоснование гипотезы (обоснованный выбор одного пути решения проблемы).—
Доказательство гипотезы (теоретическое или экспериментальное).— Проверка правильности решения.
Проблемные ситуации в работе с детьми развивают мыслительные процессы, формируют практические навыки безопасного поведения в мире.
В современном мире никто не застрахован от непредвиденных ситуаций. Сама жизнь показывает необходимость обучения основам безопасности жизнедеятельности. Особую тревогу мы испытываем за беззащитных маленьких граждан – дошколят. Дети в любой момент могут оказаться в неожиданной ситуации, как на улице, так и дома.
Безопасность – это не только сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Социальная ситуация развития старших дошкольников предполагает создание условий для формирования у них представлений об опасных ситуациях, безопасном поведении, принятии мер предосторожности.
В качестве основного метода педагогического воздействия можно использовать метод игровых проблемных ситуаций, в процессе которых дети учатся основам прогнозирования событий, оценке своего поведения и поведения окружающих.
Новизна данной технологии заключается в специальной организации познавательной и мыслительной деятельности дошкольников.
Для успешного расширения возможностей детского реагирования на опасные ситуации используется алгоритм моделирования безопасного поведения.
Активная познавательная деятельность детей дошкольного возраста – это основа проблемных дорожно – транспортных ситуаций, которая состоит в поиске и решении сложных вопросов, требующих от детей анализа, актуализации знаний и умения видеть за отдельными случаями закономерность. Применение таких ситуаций рекомендуется со старшего дошкольного возраста.
Проблемная ситуация в обучении дошкольников – это спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме.
В дошкольном учреждении педагоги, применяя технологию проблемного обучения, используют следующие уровни «проблемности»:
- постановка проблемы и решение ее самим педагогом, но при активном участии, то есть слушании и обсуждении детьми;
- постановка проблемы педагогом и самостоятельное ее решение детьми. Возможно руководство педагога, то есть педагог направляет детей на самостоятельные поиски способов решения;
- постановка проблемы детьми, а педагог помогает ее решить. В данном случае у детей воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему;
- постановка проблемы и ее решение самими детьми. Педагог старается не указывать на проблему, дает детям возможность определить ее самостоятельно, а затем сформулировать и рассмотреть возможные пути ее решения.
Проблемные дорожно – транспортные ситуации можно классифицировать: «ребенок пешеход», «ребенок пассажир», «ребенок водитель детских транспортных средств» (велосипед, самокат, ролики и прочие).
Для детей старшего дошкольного возраста с целью решения проблемных дорожно – транспортных ситуаций педагоги совместно с родителями могут подготовить макеты дороги, макет микрорайона, фотографии, видеофильмы, презентации с улицами города, составить картотеку литературных произведений на тему правил дорожного движения, а так же игрушки – персонажи, которые являются действующими лицами в проблемных ситуациях.
Предлагаем некоторые примеры применения проблемных ситуаций по формированию у детей старшего дошкольного возраста навыков правильного поведения на дороге.
Серии сюжетных картинок, фотографий на которых изображены различные дорожно – транспортные ситуации с участием людей во время перехода через дорогу или поведения детей на дороге, во дворе, где есть проезжая часть. Так же участниками таких проблемных ситуаций могут быть сказочные герои или игрушки - персонажи.
Во время прочтения детям художественной литературы, педагог предлагает проанализировать поступки героев произведения (К.Чуковский «Тараканище», В. Драгунский «На Садовой большое движение», Н. Носов «Автомобиль» и другие).
Игровые проблемные ситуации. При участии педагога в сюжетно – ролевой игре, где педагог преднамеренно нарушает ПДД или игровая ситуация на макете дороги во время игры детей.
Просмотр обучающих видеофильмов и мультфильмов по ПДД, во время просмотра которых педагог ставит видео на паузу и предлагает детям самим проанализировать, найти выход из предлагаемой проблемной ситуации, а затем дальнейший просмотр видео.
Таким образом, формируя у детей старшего дошкольного возраста навыки безопасного поведения на дороге с помощью проблемных ситуаций воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную дорожно – транспортную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ, возникает познавательная активность в изучении правил дорожного движения.
Игра «Подумай и скажи».
Попрошу вас разделиться на команды, для вас подготовлены вопросы по теме нашего методического объединения, ответ на вопрос может быть один от вашей команды.
1. Что такое проблемная ситуация? (ответы педагогов)
Проблемная ситуация - это:
· Неизвестное, т.е. усваиваемое ребенком новое знание или способ деятельности;
· Познавательная деятельность;
· Творческие возможности и достигнутый уровень знаний.
2. Как Вы считаете, какое из высказываний противоречит всем остальным и не относится к проблемному обучению?
· Обучение направлено на самостоятельный поиск новых знаний и способов действия,
· Педагог подводит дошкольников к противоречию и предлагает им самим найти способ его решения.
· Педагог создает проблемную ситуацию, направляет детей на её решение, организует поиск решения.
· Воспитанники усваивают знания в готовом виде без раскрытия путей доказательства их истинности.
· Организация занятий с использованием проблемных ситуаций под руководством педагога и самостоятельная деятельность детей по их разрешению. (ответы педагогов)
3. В чём суть проблемного обучения? (ответы педагогов)
Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения.
Итак, в структуру организации проблемного обучения входят проблемный вопрос, задача и ситуация.
Но все ли вопросы являются проблемными?
Предлагаю вашему вниманию два вопроса, какой из них является проблемным?
· Почему дикие утки и гуси улетают на юг последними? (проблемный вопрос).
· Какие птицы нашего края улетают на юг последними? (просто вопрос)
Ответ на проблемный вопрос подразумевает необходимость рассуждения, а не просто воспроизведение знаний. Это вопросы «почему?», «зачем»?
Задавая проблемные вопросы, создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы и, что очень важно, приучаем не бояться допускать ошибки.
Сейчас я вам предлагаю вернуться в детство и немного поиграть. Начнем с разминки
1. Назовите средства закаливания. (Солнце, воздух, вода.)
3. В каком возрасте можно начинать закаливание? (С рождения.)
4. Его не купишь ни за какие деньги. (Здоровье)
5. Что милей всего на свете? (Сон)
6. Массовое заболевание людей. (Эпидемия)
7. Рациональное распределение времени. (Режим)
9. Жидкость, переносящая в организме кислород. (Кровь)
10. Наука о чистоте. (Гигиена)
1. Огонь, вышедший из под контроля человека. (Пожар)
3. Болезненное состояние, вызванное попаданием в организм вредных и ядовитых веществ. (Отравление.)
5. Какие органы защищает при пожаре ватно-марлевая повязка? (Дыхания)
6. Смесь газов, необходимых для дыхания человека. (Воздух)
7. Как могут наказать человека, который портит дорожные знаки? (Оштрафовать)
9. Маленький, противный, любит грязь. (Микроб)
11.Звучащий инструмент сотрудника ГИБДД. (Свисток.)
12. Молчащий инструмент сотрудника ГИБДД. (Жезл.)
«Сказка ложь, да в ней намёк… »
Задание: Кто больше назовёт сказок, где нарушение основ безопасности жизнедеятельности привело к печальным последствиям. Объяснить почему?
«Собери пословицу».
Командам даются пословицы, которые разрезаны, по словам и перемешаны. Необходимо собрать пословицу и передать смысл этой пословицы, другими словами.
1 команда: «Не всякому верь – запирай покрепче дверь» (Не открывай дверь незнакомым людям, не верь чужим людям, которые просят открыть дверь и т.д.)
2 команда: «Кто много болтает – беду на себя накликает» (Нужно уметь держать язык за зубами, попусту не разговаривать, если что-то сказал, то нужно отвечать за свои слова и т. д.)
Рефлексия. Приём «Дерево настроения»:
Предлагаю вам послушать притчу, а потом мы обсудим наш мастер-класс. Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?». А тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «Что ты делал целый день?» И тот ответил: «А я добросовестно выполнил свою работу». А третий улыбнулся, его лицо радостно засветилось, и он с удовольствием ответил: «А я принял участие в строительстве храма».
Уважаемые коллеги, у вас есть 3 листика: синий, красный и зеленый. А на доске у нас прикреплено дерево, но оно без листьев, давайте его сейчас оденем.
Если вы считаете себя первым рабочим (у вас не очень хорошее настроение, вам было неинтересно на занятии, то прикрепите к дереву листик красного цвета).
Если вы считаете себя вторым рабочим (вам интересно было на занятии, но данную технологию вы знали ранее и новых знаний и опыта работы вы не получили), прикрепите к дереву оранжевый листик.
Если вы считаете себя третьим рабочим, (это означает, что данный мастер-класс был для вас полезен, вы научились чему-то новому и эти знания пригодятся вам в дальнейшем, если вам было комфортно на занятии), прикрепите к дереву зеленый листок.
Пожалуйста, попробуйте обосновать свой ответ.
Участники высказываются, почему они прикрепили именно такого цвета листик. Происходит обсуждение.
А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сюда: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку - то, что вы сегодня получили нового.
А сейчас давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем СПАСИБО!
А мне остаётся только поблагодарить вас за внимание и участие в работе.
Приложение
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
деятельности по проблемному обучению дошкольников
Этапы |
Деятельность воспитателя |
Деятельность ребенка |
I Постановка проблемы |
Фиксирует внимание детей на обнаружении противоречий. Создает проблемную ситуацию Формулирует или помогает сформулировать проблему. Определяет целевую установку. |
Осознает создавшееся противоречие. «Присваивает» проблему. Участвует в формулировке проблемы. Осознает цель поиска. |
II Актуализа-ция знаний |
Побуждает детей к активизации необходимых знаний, их анализу, синтезу, обобщению и систематизации. Подводит детей к выводу о недостаточности имеющихся знаний или умений. Мотивирует к поиску новых знаний или умений. |
Активизирует необходимые знания (анализирует, синтезирует, обобщает, систематизирует). Осознает потребность в новых знаниях.
Концентрируется на поиске новых знаний. |
III Выдвиже-ние гипотез – предполо-жений |
Организует выдвижение предположений. Вовлекает детей в процесс выделения этапов поиска и их планирование. Осуществляет коррекционную и консультационную помощь в процессе поиска. |
Участвует в обсуждении, размышляет, рассуждает, выдвигает идеи, обосновывает их. Принимает программу поиска. Проводит поисковую деятельность. |
IV Проверка решения |
Проверяет результаты поиска. Помогает выбрать правильное решение |
Докладывает результаты поиска. Формулирует выводы. |
V Введение в систему знаний |
Выделяет новые знания. Организует размещение результатов поиска в уголке Открытий. Организует применение полученных знаний. |
Присваивает новые знания и умения. Участвует в размещении в уголке Открытий результатов поиска. Применяет полученные знания. |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.