РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ В СЕМЬЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Букреева О.Н., учитель- логопед,
Хуторная Л.В., воспитатель,
структурное подразделение ГБОУ СОШ № 4
г.о. Чапаевск - детский сад №1,
реализующее основные
общеобразовательные программы дошкольного образования
Аннотация:Развитие связной речи детей дошкольного возраста является одной из приоритетных задач как для специалистов дошкольных учреждений, так и для родителей. Успешность дальнейшего обучения ребенка напрямую зависит от состояния его связной речи, развития словаря, умения правильно и связно излагать свои мысли и чувства, способности передавать в речи различные явления окружающей действительности. Для достижения этого необходимо сотрудничество и взаимодействие педагогов ДОУ и родителей детей с ОВЗ. Педагоги стараются применять разнообразные игры, пособия, чтобы повысить интерес дошкольников, добиться результатов и динамики .В результате наблюдений и изучения данной проблемы, педагогами были разработаны игры с « Умными звоночками», которые можно применять родителям в домашних условиях.
Ключевые слова: взаимосвязь с родителями, игры, развитие речи, дети с ОВЗ.
В нашем дошкольном учреждении учитель-логопед и воспитатель находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Дети поступили в среднюю группу комбинированной направленности с диагнозами ТНР I и II уровней. У многих дошкольников выявлена дизартрия. Поэтому было решено вовлекать в активную работу родителей. Учитель-логопед и воспитатель решили каждые две недели собирать молодых мам и пап. На встречах знакомили с интересными играми,пособиями.Пособия отдавали в семьи на время,чтобы дома родители могли поиграть с детьми и развивать речь детей.Одна из таких встреч была посвящена знакомству с разработанными педагогами играми с «Умными звоночками». На данной встрече мы,педагоги, играли с родителями,объясняли цели и задачи данных игр.
Цель:совершенствование компонентов устной речи у детей с ТНР.
Задачи:
- обогащать активный словарный запас;
- развивать грамматический строй речи;
- развивать звуковой анализ слов;
Оборудование: цветные звоночки, предметные картинки с птицами, овощами, фруктами, картинки в цветных геометрических фигурах.
Педагог предлагает родителям поиграть в игры, которые в дальнейшем можно применять в домашних условиях по развитию речи у детей с ОВЗ.
1. Игра « Найди картинку по сигналам»
Справа от предметных картинок выложены разноцветные квадраты. Педагог нажимает на разноцветные звоночки. Родители запоминают порядок сигналов и ищут нужную картинку, называют её. С этим словом придумывают предложения.
2. Игра « Отбери столько же картинок»
Педагог нажимает на звоночки несколько раз. Родители считают, отбирают столько же картинок. Затем согласовывают числительные с существительными.
3. Игра « Построй ряд и придумай предложения»
Педагог нажимает на цветные звоночки. родители выстраивают цветные фигуры в соответствии с нажатыми звоночками. Затем педагог предлагает назвать предметы в фигурах (на автоматизацию звука С). Можно придумать предложения с данными предметами.
4. Игра « Узнай фрукт (овощ)»
Перед родителями картинки с овощами (фруктами).Педагог нажимает на цветной звонок. Нужно найти овощи ( фрукты) такого же цвета, что и звоночек, подобрать к нему разрезанную половинку. Затем с этим словом нужно придумать предложения.
5. Игра « Определи, какой звук»
Педагог показывает предметную картинку. Родители её называют, определяют первый звук в данном слове и нажимают на звоночек нужного цвета.
6. Игра « Придумай звук»
Педагог нажимает на цветной звоночек. Дети придумывают звук на данный цвет ( красный звоночек- гласные звуки, синий- твёрдые согласные, зеленый- мягкие согласные). Можно усложнить игру и на звуки придумать слова.
7. Игра « Сосчитай птиц»
Перед родителями картинки с перелетными и зимующими птицами. Педагог предлагает найти только зимующих птиц, сосчитать их и нажать столько раз на звоночек.
Затем проводится беседа о том, как человек может помочь птицам зимой.
Рефлексия: педагоги раздают родителям цветные смайлики и предлагают написать отзывы и впечатления о мероприятии, о том, какие игры им понравились и что бы они применили дома с детьми.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Агавелян, М. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями / М. Г. Агавелян, Е. Ю. Данилова, О. Г. Чечулина. — М. : ТЦ Сфера, 2009.
2. Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ / Г. А. Антипова // Воспитатель ДОУ. — 2011.
3. Антипова, Е. В. Модель взаимодействия учреждений образования и семьи в формировании педагогической культуры родителей / Е. В. Антипова // Вектор науки ТГУ. — 2012.
4. Антонова, Г. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов ДОУ с семьей / Г. Антонова // Дошкольное воспитание. — 2006.
5. Юревич С.Н., Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи : учебное пособие для вузов / С. Н. Юревич, Л. Н. Санникова, Н. И. Левшина ; под редакцией С. Н. Юревич. — Москва : Издательство Юрайт, 2024.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.