Консультация для родителей «Пескотерапия».
Пескотерапия – это один из методов лечения искусством, который строится на теории Юнга о том, что «каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного». По результатам диагностики, в последнее время, увеличилось количество детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, в коррекции которого используются различные методы, одним из которых является песочная терапия.
Игры с песком и водой не только доставляют детям удовольствие, но и
развивают, знакомят с окружающим миром, благотворно влияют на психику малышей,
снимают напряжение, гасят негативные эмоции, тренируют терпение. Игры с песком
- одна из форм естественной деятельности ребенка. Манипуляции с песком, как с
мокрым, так и с сухим - успокаивают импульсивных, чересчур активных детей и
раскрепощают зажатых, скованных и тревожных малышей. Также игры с песком очень
полезны для развития мелкой моторики, тактильных ощущений и координации
движений. Все это напрямую связано с развитием речи, мышления, внимания,
наблюдательности, воображения, памяти. Игры с песком положительно влияют на
развитие воображения и творческих способностей детей. На песочном полигоне
можно дать волю своей буйной фантазии. Сколько всего можно вылепить из влажного
песка: фигурные куличики, домики, гаражи, дворцы, города, скульптуры. Сложность
песочной конструкции возрастает с мастерством юного архитектора.
Любимая детская деятельность в летний период — строительство из
песка. Главным условием организации данной работы является подготовка песка к
работе. Он должен быть чистым (при необходимости просеянным) и влажным.
Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные игры
детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и
развития их детей. Родители видят, что ребенок становится излишне агрессивным
или робким в общении со сверстниками — это может стать поводом для размышлений
о системе воспитания.
Работы с песком можно разделить на три основных типа:
Первый тип работ относится к совершению определенных манипуляций с
песочной поверхностью. Дети заполняют песком формочки, рисуют на песчаной
поверхности линии, делают отпечатки, собирают песок в комочки и создают горки.
Второй тип работ связан с проникновением в толщу песка, рытьем ямок и
тоннелей, а также прятаньем в песок предметов и последующим их извлечением.
К третьему типу принадлежат работы, в которых используется вода. Дети
могут капать ею на песок, контролируя объем, или лить ее в большом количестве.
В процессе работы задавайте ребятам такие вопросы, которые способствуют
развитию у них изобретательности, стремления к творческому поиску: «Как из
горки сделать мост?». «Как с помощью шланга провести водопровод и налить воду в
этот бассейн?», «Что нужно сделать, чтобы укрепить эти части построек?»
(воткнуть между ними палочки-стержни).
Недопустимо, чтобы ребята бесцельно копались в песке. Скучая, они
начинают кидаться друг в друга песком, валяться и пр. Старайтесь организовать
деятельность детей так, чтобы в песке кипела активная ребячья жизнь, интересная
и содержательная.
ИГРЫ С ПЕСКОМ.
Игра «Найди игрушку»
Цель: развитие тактильных ощущений
1.Взрослый показывает игрушки, которые будет использовать в игре. Далее просит
ребенка отвернуться и прячет игрушки в песок. Ребенок поворачивается и
отыскивает все игрушки.
2.Взрослый показывает игрушки ребенку, прячет их, а затем просит найти
определенную игрушку, ощупывая игрушки под песком. В этой игре можно
использовать игрушки – геометрические фигуры.
3.Взрослый и ребенок меняются ролями.
Игра «Я рисую на песке»
Цель: развитие крупной и мелкой моторики, развитие речи.
1.Ребенок рисует пальчиками или палочкой солнышко, тучку, домик, человечка. Все
рисунки можно объединить в один сюжет и придумать маленький рассказ.
2.Конкурс «Песочных картин», при этом разрешается украшать свои произведения
камушками, палочками, листочками и другим бросовым материалом.
Игра «Напои песочек»
Цель: развитие интереса к работе с песком, опытам.
Сухой песок хорошо впитывает воду, моим ребяткам очень нравится эта игра. Мы
проводим ее и на улице и в кабинете. Предложите детям отсыпать из сухого песка
большую горку, сделать кулачком углубление в верхней части горки и
аккуратненько вливать туда воду тонкой струйкой. В горке образуется еще одно
углубление, вода в нем похожа на озерко, которое постепенно впитывается в
берега.
Игра «Маленький повар»
Цель: развитие тактильно-кинестетических ощущений, мелкой и крупной
моторики.
Увлажните песок при помощи лейки. Предложите ребенку вылепить из мокрого песка
разную «выпечку»: пирожки, рогалики, пирожные, тортики. Выпечку можно украсить.
Пусть дети угостят кукол, игрушечных зверей. Для этой игры можно использовать
формочки.
Игра «Ситечко»
Цель: знакомство с понятиями быстро – медленно, развитие сообразительности.
Для проведения этой игры Вам потребуется сухой песок.
1.Предложите ребенку насыпать в ситечко песок и дайте посмотреть, как он
высыпается. Дети это могут делать бесконечно.
2.Предложите ребенку перемешать песок с игрушками, камешками, веточками, а
затем достать все, что оказалось в песке при помощи ситечка. Наберите в ситечко
песок с игрушками и поднимите, песочек высыплется, а игрушки останутся. На эту
тему можно побеседовать (почему песочек убежал, а игрушки остались)
3.Предложите высыпать через ситечко сухой песок, а затем увлажненный.
Побеседуйте о том, почему сухой песочек пробежал через ситечко, а сырой нет.
4.Подобные игры можно провести с воронкой. Можно взять 2 воронки: одну большую,
другую маленькую и ставить опыты, из какой воронки песочек «выбежит» быстрее.
Игра «Туннель»
Цель: развитие крупной и мелкой моторики.
Дети строят из влажного песка горку, уплотняют ее, а затем делают подкоп с 2-х
сторон так, чтобы образовался вход и выход. Через тоннель дети могут провозить
маленькие машинки или поезда. Кстати, для поезда можно сделать «железную
дорогу» из палочек.
Игра «А у нас сегодня праздник»
Цель: создание эмоционально положительной атмосферы, обучение построению
небольшого сюжета.
Дети используют в игре кукол, фигурки животных, разную мелочь для праздника.
Попробуйте поиграть с ними в такую игру: дети и животные собрались на праздник.
Часть детей собирает игрушечных друзей на праздник, усаживают их в машинки и
везут на праздник. Часть детей занимается подготовкой места для праздника:
украшают его, пекут пироги, раскладывают по тарелочкам, потом встречают гостей
и угощают «выпечкой». В это время можно петь песенки, смеяться, а если есть
музыка – даже потанцевать.
Игра «Гусеница»
Цель: развитие мелкой и крупной моторики.
Из влажного песка лепим комочки, как шарики и укладываем один за другим, так
получится гусеница. На первом комочке можно сделать глазки и ротик.
Игры – эксперименты
В ходе экспериментальной деятельности ребенка мы искусственно создаем ситуации,
которые ребенок разрешает посредством проведения опыта, во время которого он
учится анализировать, совершать какие-то небольшие умозаключения, чем, в свою
очередь, стимулирует развитие речи.
Подводя итог, можно с полной уверенностью говорить о том,
что игры с водой и песком оказывают существенное влияние на сохранение
эмоционального благополучия ребенка. Они помогают создать хорошее настроение,
повышают жизненный тонус, снимают напряжение, агрессию, состояние внутреннего
дискомфорта у детей, а также помогают накапливать жизненный опыт и развивают
познавательную сферу ребенка.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.