Консультация для родителей по изучению с детьми лексической темы: "Мир морей и океанов"
Рыбы - это водные жители, тело которых покрыто чешуёй. Тело рыбы состоит из головы, туловища, хвоста и плавников. При помощи плавников рыбы поворачиваются в воде и меняют направление. Рулём для них служит хвост. У большинства рыб глаза расположены по обе стороны от головы, причём рыба умеет видеть каждым глазом по отдельности: она видит сразу и перед собой и над собой, и сзади, и под собой. Дышат рыбы при помощи жабр. Они закрывают жабры и набирают полный рот воды, а потом открывают жабры и выпускают через них воду, «забирая» из воды кислород.
Детей увлекает все новое и неизвестное. И если по лесу или парку можно пройтись, а зимой и увидеть следы животных и птиц на снегу, то мир под водой полон тайн и загадок. Ведь туда просто так не заглянешь.
А там столько всего интересного: удивительные растения и водоросли, подвижные рыбки и грозные акулы, веселые дельфины и огромные киты. И все это интересует ребят не меньше, а порой даже больше, чем животные давно минувших дней.
Первым помощником в рассказе детям о подводном мире становится аквариум. Его можно рассмотреть со всех четырех сторон и увидеть все своими глазами. Как двигаются рыбы, как они общаются, как прячутся в зарослях подводных растений, которые плавно колышутся в потоке воды. У живой рыбки интереснее будет рассматривать плавники и чешую. А потом при необходимости повторить это на картинку, с удивлением отметив, что именно такая рыбка плавает у него в домашнем аквариуме.
Здесь же можно понаблюдать за ростом подводных растений и увидеть, что и им тоже нужен свет, ведь без него они станут бледными и будут плохо расти. И что слишком много света тоже не несет пользы водным обитателям, потому что начинают расти вредные водоросли.
В аквариуме все можно увидеть наглядно и даже погладить рыбку, когда производится генеральная чистка этого стеклянного домика.
Расскажите детям про Океанариум или еще лучше посетите его.
Теперь, когда есть первые представления о мире под водой, можно перейти к следующему этапу. Открыть для детей подводный мир морей и океанов через посещение океанариума. Здесь в одном месте собраны богатые коллекции подводных жителей и растений из разных уголков мира. И наблюдать их можно сквозь толщу воды, находясь почти рядом с ними.
Задание 1. Дидактическое упражнение «Один - много»:
1. Упражнять в употреблении существительных во множественном числе:
Акула – акулы осьминог – осьминоги
Рыба – рыбы кашалот – кашалоты…
2. Упражнять в употреблении существительных во множественном числе в родительном падеже : Кого много в океане?
В океане много акул.
В океане много китов.
Задание 2. Дидактическое упражнение «Чей хвост?» (упражнять в образовании притяжательных прилагательных).
У акулы - акулий хвост .У черепахи – черепаший хвост.
У дельфина – дельфиний хвост. У рыбы – рыбий хвост.
У кита – китовый хвост.
Задание 3. Дидактическое упражнение «Посчитай» (упражняем в согласовании числительного с существительным и прилагательным) :
1) Согласование количественных числительных с существительными:
один дельфин - два (три, четыре) дельфина - пять дельфинов
одна медуза – две (три, четыре) медузы - пять медуз
(кит, осьминог, омар, и т. д.)
2) Согласование числительных и прилагательных с существительными:
один синий кит - два синих кита - пять синих китов.
Одна ядовитая медуза - три ядовитых медузы - пять ядовитых медуз.
Задание 4. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот» (упражнять в понимании логико-грамматических конструкций):
1. Прилагательные:
толстый – тонкий, крупный – мелкий,
молодой – старый, быстрый – медленный,
глубоководный – поверхностный, соленый – пресный,
голодный – сытый, опасный – безопасный.
2. Наречия
Глубоко – мелко, высоко – низко,
сильно – слабо, быстро – медленно,
ярко – тускло, далеко – близко.
Задание 5. Дидактическое упражнение «Дружная семейка» (упражнять в подборе родственных слов) :
Рыба – рыбы, рыбка, рыбёшка, рыбный, рыбачить, рыбалка, рыбак…
Море – моря, морской, моряк.
Дельфин – дельфины, дельфинчик, дельфиний, дельфинарий …
Задание 6. Составить описательный рассказ о любом обитателе морей и океанов по плану:
1.Название животного/рыбы;
2.Размер (крупная – мелкая);
3.Строение и окраска (части);
4.Место обитания;
5. Питание;
6.Детёныши;
7.Польза/ вред для человека
Пример: Дельфин.
Дельфин - это животное, которое живет в тёплых морях и океанах. Дельфин крупный, серо-голубой, гладкий. У дельфина овальное туловище, вытянутая мордочка, сильные хвост и плавники, что позволяет ему быстро плавать. Дельфин - питается мелкой рыбой, он хищник. Дельфин - очень умное животное. Иногда дельфины спасают в море тонущих людей.
Задание 7. Составить описательные загадки об обитателе морей и океанов (развитие словесно-логического мышления и связной речи).
Это обитатель тёплых морей. Бывает крупной и мелкой. У нее есть тело- «шляпка» и много длинных щупалец. Она может быть прозрачной. Трогать её опасно - может обжечь. Кто это? (Медуза)
Задание 8. Дидактическое упражнение «Назови признак – какой?» (упражнять в подборе прилагательных к существительным и их согласовании).
Дельфин (какой) - серый, большой, добрый, умный, плавающий…
Акула (какая) - хитрая, зубастая, хищная, морская….
Медузы (какие) – прозрачные, крупные, жалящие, холодные….
Обязательно посмотрите с детьми мультфильмы, они очень красочные и поучительные. Различные презентации про обитателей водоемов. Нарисуйте рыб и аквариум, слепите, сделайте рыб из бумаги и т .д.
Все это будет детям интересно и увлекательно!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.