Консультация для родителей по изучению с детьми лексической темы "Мир морей и океанов"

  • docx
  • 18.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Консультация для родителей Мир морей и океанов.docx

Консультация для родителей по изучению с детьми лексической темы: "Мир морей и океанов"

Рыбы - это водные жители, тело которых покрыто чешуёй. Тело рыбы состоит из головы, туловища, хвоста и плавников. При помощи плавников рыбы поворачиваются в воде и меняют направление. Рулём для них служит хвост. У большинства рыб глаза расположены по обе стороны от головы, причём рыба умеет видеть каждым глазом по отдельности: она видит сразу и перед собой и над собой, и сзади, и под собой. Дышат рыбы при помощи жабр. Они закрывают жабры и набирают полный рот воды, а потом открывают жабры и выпускают через них воду, «забирая» из воды кислород.

Детей увлекает все новое и неизвестное. И если по лесу или парку можно пройтись, а зимой и увидеть следы животных и птиц на снегу, то мир под водой полон тайн и загадок. Ведь туда просто так не заглянешь.

А там столько всего интересного: удивительные растения и водоросли, подвижные рыбки и грозные акулы, веселые дельфины и огромные киты. И все это интересует ребят не меньше, а порой даже больше, чем животные давно минувших дней.

Первым помощником в рассказе детям о подводном мире становится аквариум. Его можно рассмотреть со всех четырех сторон и увидеть все своими глазами. Как двигаются рыбы, как они общаются, как прячутся в зарослях подводных растений, которые плавно колышутся в потоке воды. У живой рыбки интереснее будет рассматривать плавники и чешую. А потом при необходимости повторить это на картинку, с удивлением отметив, что именно такая рыбка плавает у него в домашнем аквариуме.

Здесь же можно понаблюдать за ростом подводных растений и увидеть, что и им тоже нужен свет, ведь без него они станут бледными и будут плохо расти. И что слишком много света тоже не несет пользы водным обитателям, потому что начинают расти вредные водоросли.

В аквариуме все можно увидеть наглядно и даже погладить рыбку, когда производится генеральная чистка этого стеклянного домика.

Расскажите детям про Океанариум или еще лучше посетите его.

Теперь, когда есть первые представления о мире под водой, можно перейти к следующему этапу. Открыть для детей подводный мир морей и океанов через посещение океанариума. Здесь в одном месте собраны богатые коллекции подводных жителей и растений из разных уголков мира. И наблюдать их можно сквозь толщу воды, находясь почти рядом с ними.

 

Задание 1. Дидактическое упражнение «Один - много»:

1. Упражнять в употреблении существительных во множественном числе:

Акула – акулы осьминог – осьминоги

Рыба – рыбы кашалот – кашалоты…

2. Упражнять в употреблении существительных во множественном числе в родительном падеже : Кого много в океане?

В океане много акул.

В океане много китов.

 

Задание 2. Дидактическое упражнение «Чей хвост?» (упражнять в образовании притяжательных прилагательных).

У акулы - акулий хвост .У черепахи – черепаший хвост.

У дельфина – дельфиний хвост. У рыбы – рыбий хвост.

У кита – китовый хвост.

Задание 3. Дидактическое упражнение «Посчитай» (упражняем в согласовании числительного с существительным и прилагательным) :

1) Согласование количественных числительных с существительными:

один дельфин - два (три, четыре) дельфина - пять дельфинов

одна медуза – две (три, четыре) медузы - пять медуз

(кит, осьминог, омар, и т. д.)

2) Согласование числительных и прилагательных с существительными:

один синий кит - два синих кита - пять синих китов.

Одна ядовитая медуза - три ядовитых медузы - пять ядовитых медуз.

Задание 4. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот» (упражнять в понимании логико-грамматических конструкций):

1. Прилагательные:

толстый – тонкий, крупный – мелкий,

молодой – старый, быстрый – медленный,

глубоководный – поверхностный, соленый – пресный,

голодный – сытый, опасный – безопасный.

2. Наречия

Глубоко – мелко, высоко – низко,

сильно – слабо, быстро – медленно,

ярко – тускло, далеко – близко.

Задание 5. Дидактическое упражнение «Дружная семейка» (упражнять в подборе родственных слов) :

Рыба – рыбы, рыбка, рыбёшка, рыбный, рыбачить, рыбалка, рыбак…

Море – моря, морской, моряк.

Дельфин – дельфины, дельфинчик, дельфиний, дельфинарий …

Задание 6. Составить описательный рассказ о любом обитателе морей и океанов по плану:

1.Название животного/рыбы;

2.Размер (крупная – мелкая);

3.Строение и окраска (части);

4.Место обитания;

5. Питание;

6.Детёныши;

7.Польза/ вред для человека

Пример: Дельфин.

Дельфин - это животное, которое живет в тёплых морях и океанах. Дельфин крупный, серо-голубой, гладкий. У дельфина овальное туловище, вытянутая мордочка, сильные хвост и плавники, что позволяет ему быстро плавать. Дельфин - питается мелкой рыбой, он хищник. Дельфин - очень умное животное. Иногда дельфины спасают в море тонущих людей.

Задание 7. Составить описательные загадки об обитателе морей и океанов (развитие словесно-логического мышления и связной речи).

Это обитатель тёплых морей. Бывает крупной и мелкой. У нее есть тело- «шляпка» и много длинных щупалец. Она может быть прозрачной. Трогать её опасно - может обжечь. Кто это? (Медуза)

 

Задание 8. Дидактическое упражнение «Назови признак – какой?» (упражнять в подборе прилагательных к существительным и их согласовании).

Дельфин (какой) - серый, большой, добрый, умный, плавающий…

Акула (какая) - хитрая, зубастая, хищная, морская….

Медузы (какие) – прозрачные, крупные, жалящие, холодные….

 

Обязательно посмотрите с детьми мультфильмы, они очень красочные и поучительные. Различные презентации про обитателей водоемов. Нарисуйте рыб и аквариум, слепите, сделайте рыб из бумаги и т .д.

Все это будет детям интересно и увлекательно!