«ПРИМЕР ВЗРОСЛЫХ»
Подражание имеет огромное значение в усвоении детьми языка. И.П. Павлов говорит, что образование новых условных связей у человека происходит не только по способу совпадения во времени, но и благодаря действию механизма подражания. К этим условным рефлексам, формирующимся путем подражания, А.Г. Иванов-Смоленский целиком относит всю систему речевых реакций. Особенно важно, чтобы ребенок раннего и младшего дошкольного возраста воспринимал образцы правильной речи, так как в этот период он с интересом прислушивается к каждому слову. А между тем некоторые родители часто разговаривают с ребёнком лепетной речью «Маленький, холесенкий, пойдем тпруа!», «Вове бо-бо» и т.п. К.Д. Ушинский справедливо считает эту подделку под детский язык совершенно неуместной, нередко тормозящей развитие ребенка. Родителям необходимо уяснить, какое большое значение имеет для ребенка речь взрослых и как надо разговаривать с маленькими детьми, что взрослые должны говорить с ребенком правильно, не искажая слов. Тем из родителей, которые обладают какими-либо недостатками речи, необходимо серьезно работать над чистотой произношения, а также над общей культурой своей речи, над дикцией. Взрослый должен говорить ясно, четко артикулируя каждое слово, не торопиться, не искажать звуков, не «съедать» слогов и окончаний слов. Если родители не следят за своей речью или говорят неправильно, нечетко, то до собеседника многие слова доходят искаженно («грит» вместо «говорит», «окиян» вместо «океан» и т.п.). Ребенок, особенно маленький, воспринимает речь родителей как совершенный образец и всегда подражает ему. Особенно чётко следует произносить незнакомые и длинные слова. Живость тона, богатство интонаций в речи взрослого способствуют лучшему произношению ребенка. К сожалению, некоторые родители мало разговаривают с детьми, говорят отрывисто, однообразно, главным образом в связи с организацией отдельных процедур: «Пойдем гулять», «Пойдем мыть руки, засучи рукава», «Одевайся быстрее» и т.п. скучная по содержанию речь не привлекает внимания детей, как бы совершенна она ни была по произношению и грамматическому построению. Взрослым членам семьи необходимо разговаривать с детьми чаще и на разнообразные темы. Разговоры с ребенком создают близкие взаимоотношения. Обращаясь непосредственно к ребенку, родитель побуждает его говорить. Кроме того, он имеет возможность внимательно прислушаться к детской речи. Маленького ребенка необходимо приучать смотреть на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию. Разговор с ребенком должен протекать непринужденно и возникать естественно. Поводов для разговора много: утром, по дороге в детсад; вечером, когда дети полны впечатлений от событий в группе. Особенно детям хочется поделиться впечатлениями после интересных занятий, утренников. Во время прогулок также можно найти много тем для бесед с ребенком. Очень благотворно влияет на развитие речи малышей пример старших детей, поэтому надо всячески поощрять совместные игры младших детей. Так, например, на прогулке такое объединение обычно происходит вполне естественно.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.