Консультация для родителей "Пять игр для развития речи"

  • docx
  • 06.10.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 5 игрдля р.р..docx

5 игр для развития речи малыша.

Для развития речи важно работать над многими компонентами: над пониманием речи, дыханием, слухом, моторикой всего тела(общей) и ручной(мелкой), ритмом, выразительностью, тренировать органы артикуляции-губы, язык, обогащать словарь. Любой речевой опыт переходит в навык, если тренироваться постоянно. Поэтому речевые игры рекомендуется проводить систематически. Они должны быть непродолжительны по времени и интересны по содержанию. Дело в том, что психология детишек от года до трех такова, что если ребенку не будет интересно, то он просто откажется заниматься. Родителям необходимо следить за своей речью, поведением и движениями, так как занятия с малышом до трех лет основаны на подражании взрослому. Речь малыша данного возраста лучше всего развивать в игре. Игры с киндер-сюрпризом экономичны, компактны, просты и доступны. Для таких игр понадобятся только контейнеры. Назовем их «желточками» -это определение наверняка понравится вашему малышу.

1.     «Кораблики» (цель: развитие сильного плавного выдоха)

Налейте в таз или большую миску воды. Поместите туда 3 пустых «желточка». Нужно дуть на кораблики, переправляя их от одного берега к другому. Скажите малышу: «Представь, что это море. Чтобы кораблики отправить в плавание, нужно дуть паруса ветром. Вдохни много воздуха и дуй!». Важно следить за выдохом. Долго играть не следует, так как у ребенка может закружиться голова. Для активизации речевой деятельности задавайте вопросы: «Какая погода на море?», «Как выглядит капитан?»…

2.     «Необычный капитан» (цель: развитие слухового восприятия)

Понадобятся 6 «желточков» и три вида сыпучего материала (крупа, песок, мука, бисер и пр.). Важно в парные контейнеры насыпать одинаковое количество содержимого, чтобы звук в точности совпадал. Но звучание одной пары от остальных должно существенно отличаться. Один набор нужно отдать ребенку, а другой оставить у себя. Взрослому следует потрясти одним «желточком», а ребенку выбрать из своего набора точно такой же по звучанию. Увеличивайте количество контейнеров. Придумайте интересные названия своим инструментам: шумелка и пр. Детишкам это очень нравится.

3.     «Песенка-чудесенка» (цель: пропевание на одном выдохе гласных звуков). Гласные звуки отвечают за красоту речи, поэтому важна их четкая артикуляция: при звуке (а)-рот широко открыт («окошко»), при (о)-губы немного округлены и выдвинуты вперед («хоботок»), при (у) губы максимально выдвинуты вперед («трубочка»), при (и) губы в улыбке, видны зубки («заборчик»). Понадобятся 4 «желточка»(по одному на каждый звук). На каждом следует нарисовать рожицы: глазки, ушки, носик, и губы с артикуляцией нужного звука. Ребенку нужно показывать рожицы последовательно, чтобы он догадался, какой звук придется петь: «Спой песенку! Не забудь сначала набрать много воздуха, чтобы песня получилась длинная». Петь нужно на одном выдохе. Затем потренируйтесь с малышом исполнять песенки из 2-3 звуков (например, «А-а-а-у-у-у!») и на разные интонации (задорные, колыбельные…).

4.     «Подъёмный кран» (цель: тренировка мышц рта). Мышцы рта отвечают за правильное произношение многих звуков. Например, если ротовые мышцы недоразвиты, звуки (о) и (у) будут в речи похожи, звук (ш) нечёткий. Понадобятся 3 «желточка», а точнее 6 их половинок. Взрослому нужно положить половинки на стол, а ребёнку при помощи захвата губами-перенести их на стул. Скажите ребенку: «Представь, что мы на стройке. Ты –подъёмный кран. Перенеси части здания в нужное место». Если детали окажутся слишком крупными для малыша, то замените их на киндер-игрушки, но они не должны быть мелкими, чтобы ребенок их не проглотил. Для расширения активного словаря задайте ему вопросы: «Что мы строим?», «Кто в доме будет жить?»

5.     «Таинственный мешочек» (цель: узнавание предметов на ощупь). Понадобится непрозрачный мешочек, в который следует положить предметы круглой и овальной формы. Перед тем, как все предметы взрослый спрячет в мешочек, малыш должен их потрогать. Затем предложите ребенку найти нужный предмет на ощупь: «У тебя на ручках есть волшебные глазки. Посмотри ими внимательно и достань, пожалуйста, киндер (шарик, мячик, яйцо и т.д.)». Задайте вопросы о предмете, который он достанет: «Что это?», «Как можно играть с мячиком?».

Во всех предложенных играх полезно меняться ролями. Это можно сделать, как только ребенок освоит правила и его речевые возможности позволят быть ведущим. Игра будет интереснее, если в ней примут участие несколько ребятишек и взрослых.