Консультация для родителей
Развиваем речь дома
Все звуки речи человек произносит на выдохе. Именно поэтому особое внимание следует уделить развитию направленного выдоха. Упражнения на развитие речевого выдоха:
1. Выдувать самостоятельно пузыри, у ребенка формируется направленный сильный выдох. Кроме этого, данное упражнение способствует обогащению мозга кислородом.
Упражнения на расширение словарного запаса ребёнка:
1. Рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку, обращайте внимание на редко встречающиеся, новые слова.
2. Сочиняйте стихи, рифмы.
3. Читая знакомые стихи, просите подсказать пропущенное слово.
4. Игра в слова: «назови все свои игрушки», «придумай слова, которые обозначают транспорт», «назови цвета», «какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну», «вспомни слова с противоположным значением, близкие по значению»
5. Объяснять переносные значения выражений: золотое сердце, злой язык, короткая память, голова на плечах, не тронуть пальцем, правая рука, наломать дров и т.д.
Упражнения на развитие связной речи:
1. Необходимо учить ребёнка давать полный ответ на вопрос.
2. Вызывать у него желание о чем-то рассказывать.
3. Расспрашивайте о важных для него событиях.
4. Внимательно слушайте ребёнка и направляйте его сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию.
5. Подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться.
6. Упражнения для формирования связной речи: описание предметов, рисунков, пересказы знакомых текстов, придумывание историй и сказок, беседы, составление и написание писем, поздравлений, составляйте предложений, по заданным словам, и т.д.
Упражнения для формирования правильного грамматического строя речи:
1. Упражнения на обучение изменять слова по числам, падежам (один сад, а много сады, гулял где за садом, много это глаза – а один …, много это уши – а одно …, одна конфета – а шесть … и т.д.)
2. Упражнения на обучение образовывать новые слова (уменьшительные, ласкательные формы и т. д.):
3. Подбери подходящее по смыслу слово: большой сад, а маленький …, маленькая куколка, а большая …,
4. Закончи предложение: весной картошку сажают, а осенью …, воду наливают, а песок …
5. Назови детенышей животных: кто у медведицы – медвежата, у коровы - …, у слонихи - …, у овцы - … и т.д.
6. Если кораблик из бумаги, значит он бумажный, а шуба из меха (какая шуба?) и т.д.
7. У лисы хвост лисий, а у зайца, у собаки, у кошки и т.д.
8. Если днём жара, то день жаркий, а если мороз - …, ветер - …, дождь -… и т.д.
9. Поиграть в словесную игру. Намеренно исковеркать фразу, попросить ребенка найти ошибку и вместе разобрать, как нужно произносить слова. («В лес грибы растёт», «Шишка большой на ёлке растёт»)
10. Начать предложение, а ребенок пусть сам его закончит, подбирая разные варианты.
Упражнения для развития слоговой структуры слова (слогового анализа и синтеза):
1. Определение количества слогов в слове и их последовательности. (Сколько слогов в слове «бусы»? Какой 1?2?3?)
2. Придумывание ребёнком слов с определённым количеством слогов
3. Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых слогов. (Какое слово получится из слогов: го-ло-ва).
4. Распределение картинок в соответствии с количеством слогов в слове. (Положить картинки, названия которых состоят из коротких слов, в одно место, а из длинных слов - в другое).
5. Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.
6. Выделять гласные звуки. (Столько слогов в слове, сколько гласных) и т
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.