Консультация для родителей
ВОСПИТАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Ответственность, как социальный навык, помогает ребенку заложить фундамент для успешной жизни. Чтобы его развивать, нужно долго и упорно тренироваться. Задача родителей – помочь сформировать этот важный навык и добиться баланса между контролем и свободой.
Ответственность – это понимание последствий, которые может повлечь любое действие, сказанное слово, принятое решение, сделанный выбор. Ответственность следует из умения владеть собой и своей жизнью. Ответственный человек осознает себя как причину совершаемых им поступков, инициирует изменения в собственной жизни и готов отвечать за последствия.
Важно понимать, что у детей до 6 лет не завершен процесс формирования самосознания. Они не способны прогнозировать последствия всех своих поступков, поэтому развитие ответственности у дошкольников еще только начинается. Не стоит требовать от ребенка того, что он дать не в состоянии, исходя из особенностей своего возраста.
Не упустите момент, когда ребенок начинает проявлять инициативу. В семье нужно всячески поощрять желание ребенка быть активным, инициативным, поддерживать, давать возможность исследовать новое. Инициативность – залог будущего умения добиваться поставленных целей и отстаивать свои права. Важно разговаривать с детьми – внимательно выслушать, дать совет, скорректировать, направить энергию в нужное русло.
С трех лет многие дети ходят в детский сад, где нужно соблюдать определенные правила: следить за сохранностью личных вещей, бережно относиться к общим игрушкам, находиться в зоне видимости воспитателя на прогулке, выполнять требования взрослых. Хорошо, когда с детьми активно занимаются творчеством, ведут график дежурства и дают поручения:
Прекрасно, если малыши выполняют полезные дела:
Чтобы гармонично воспитывать чувство ответственности, предоставьте детям возможность выбора, родители воспитывают здоровую самооценку, уверенность, настойчивость, мотивацию двигаться вперед, целеустремленность. Если за ребенка все время принимают решения, он не сможет реализовать творческий потенциал. Помните, что выбор должен быть доступным и простым.
Поручайте детям посильные дела, которые они смогут сделать без помощи взрослых. Дети с энтузиазмом берутся выполнять часть «взрослых» обязанностей. Будьте предельно осторожными при оценке результата. Бывает, что видение маленького помощника не совпадает с вашим.
Постепенно расширяйте условия ответственности. Попробуйте ввести систему правил дома:
Поощряйте малыша за старания, только не платите за домашние дела. Предлагайте небольшие бонусы или привилегии. А за несоблюдение правил, наоборот, лишайте любимых занятий, но осторожно.
Детям свойственно легко забывать о поручениях, особенно если есть более интересные занятия. Маме и папе сначала придется часто напоминать о выполнении обязанностей. Этот период нужно пережить, не отступая от задуманного. Через какое-то время напоминания уже не понадобятся. И, конечно же, сами не забывайте о выполнении правил, будьте примером.
Не бойтесь быть свободными в выборе методов воспитания, раскрывайте свой творческий потенциал и прислушивайтесь к своим детям! Тогда положительные результаты воспитания не заставят себя долго ждать.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.