Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Ростова-на-Дону «Детский сад № 58»
подготовлено педагогом-психологом
Рощиной А.С.
Консультация для родителей
«Воспитание сказкой»
Как воспитать жизнерадостного и уверенного человека? Есть замечательный способ, который можно использовать чуть ли не с рождения – это воспитание сказкой. С помощью сказки можно скорректировать поведение ребенка, чему-то научить, избавить от страхов и переживаний, показать, как вести себя в той или иной жизненной ситуации.
Сказка – это наиболее понятный для ребенка способ передачи и получения информации. Дети внимательно наблюдают за проявлениями наших чувств и эмоций, поведением, манерами, а потом переносят это в свою жизнь. Как правило, дети воспринимают только ту информацию, которая передается им в непосредственном общении со взрослыми и которая окрашена множеством интонаций и эмоций.
Именно в сказках возникают яркие образы, которые так легко и живо представляются детским сознанием. Слушая сказку, ребенок «видит» ее героев, сопереживает им, радуется вместе с ними, учится у них, желает быть похожим на них или, наоборот, дает себе слово никогда так не поступать. Сказка трогает детскую душу, заставляет задуматься, что-то поменять в себе, помогает найти выход из сложившейся ситуации. В сказках противопоставляется добро и зло, щедрость и жадность, смелость и трусость, доброта и жестокость. Сказки прямо и доходчиво, на ярких примерах объясняют ребенку, что быть плохим – значит действовать себе во вред, а быть хорошим – правильно и выгодно. Ведь положительного героя всегда ждет награда.
Язык сказок гораздо ближе и понятнее ребенку, чем скучные родительские нотации и замечания. Сказка не вызывает внутреннего сопротивления, поэтому ребенок способен к ней прислушаться. Дети просто слушают и делают свои собственные выводы.
Через сказку ребенку можно преподнести любую информацию, даже ту, которую он отказывался слушать и воспринимать в разговоре с родителями. Ведь слушая сказки, дети невольно находят в них отголоски своей собственной жизни и стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими проблемами. Сказка способна вселить в ребенка надежду, а значит у него появятся силы снова идти к успеху.
Можно читать и рассказывать сказки из книг, а можно придумывать самим. Особенно, если у вас возникла какая-либо неразрешенная ситуация. Подойдут простые истории из жизни белочек, зайчиков или детишек, похожих на вашего ребенка.
Сказка поможет Вам больше узнать и лучше понять вашего ребенка. Для этого, читая сказку, внимательно и ненавязчиво следите за его реакцией. Обсудите после прочтения, что понравилось в сказке, что нет, какой герой ближе малышу, как бы он поступил на его месте и почему. Важно, чтобы в процессе обсуждения ребенок мог высказывать любое свое мнение, то есть, что бы он ни говорил, – не должно подвергаться осуждению. Спросите у ребенка, какая сказка и какой сказочный герой у него самые любимые. И, возможно, вы объясните себе некоторые поступки и поведение малыша. Сказка, рассказанная перед сном, создает теплую, добрую атмосферу. Действует успокоительно для ребенка. Ребенок слышит родной голос, чувствует ваше тепло. Создайте ритуал чтения перед сном, особенно для таких детей, у кого проблема с засыпанием. Создайте условия для спокойного отхода ко сну (умойтесь, проветрите комнату, зажгите ночник, сами будьте спокойны, договоритесь заранее , что вы будете читать) – повседневные последовательные действия приучат ребенка к тому, что после всех процедур он должен лечь спать.
Работу со сказкой можно разнообразить.
Вот несколько практических рекомендаций:
1. Рассказывайте или читайте сказки вслух. При чтении у ребенка возникают «внутренние» картинки. Соответственно, развивается воображение.
2. Когда вы не можете уделить малышу времени, организуйте прослушивание сказок из интернета (в аудиоформате). Проследите, чтобы повествование не сопровождалось сменяющимися иллюстрациями на экране. Слушая сказку, ребенок может играть (например, строить из кубиков, собирать конструктор, рисовать, лепить из пластилина). Таким образом, происходит и развитие воображения, как отмечено в пункте 1, и тренировка аудиального канала восприятия (у современных детей излишне развит и перегружен визуальный канал). В дальнейшей жизни это сбалансирует его возможности восприятия любой нужной информации.
3. Рисуйте любимых персонажей. Если ребенок не может еще сделать это сам, предложите шаблон и попросите раскрасить. Иллюстрации помогут ребенку по-новому пережить сюжет.
4. Любимых сказочных героев можно сделать из разных материалов: пластилина, глины, старой куклы, из картона, цветной бумаги и других. Придумайте с ребенком новый наряд, украшения для героев, атрибуты – это будет способствовать развитию оригинальности мыслительных процессов.
5. Попросите ребенка пересказать отдельные эпизоды — это развивает речь и даже литературные способности. Если ему сложно, попробуйте пересказывать вместе, по очереди. Не стоит во время пересказа прерывать ребенка, если он делал ошибки в речи. Если какая-то ошибка постоянно повторялась, мягко укажите ребенку на это, но только после окончания пересказа.
6. Разыграйте диалог по ролям, имитируя действия и голос героев. Эти игры снимают напряжение, отрабатывают тактику поведения в разных ситуациях. Можно устроить домашний театр.
7. Предложите ребенку сделать аппликацию по сюжету сказки — это помогает обратить внимание на самые мелкие и незаметные детали. Кроме того, такое занятие развивает мелкую моторику, усидчивость.
8. Попробуйте разгадывать сказки. Закройте часть персонажа и попросите угадать, кто это и из какой сказки, в каких еще сказках встречается этот герой и какие роли играет.
9. Выберите из знакомой книги со сказками картинку, попробуйте с ребенком рассказать сказку по памяти.
10. Из старых книг вырежьте 2-3 картинки, с развивающимся сюжетом. Ребенок должен восстановить верную последовательность действий, выложив картинки по порядку, и рассказать.
11. Возьмите игрушку-героя из любой известной сказки и попробуйте всей семьей придумать рассказ о нем. Сказав одно предложение, передайте игрушку другому члену семьи, чтобы он продолжил рассказ. Не забывайте, что в сказке есть завязка, основной сюжет, когда что-то происходит, и завершение (разрешение ситуации) сюжета.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.