Консультация для родителей
«Время появления звуков в речи ребенка»
Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из важнейших этапов становления речи ребенка. При этом звуки усваиваются не изолированно, не сами по себе, а в процессе постепенного овладения навыками произношения отдельных слов.
Сразу возникает вопрос, когда начинать отработку звуков речи. Чтобы на него ответить, необходимо знать закономерности развития речи детей. Оно проходит ряд этапов, имеющих свои особенности и протекающие благоприятно только при известных условиях (забота о здоровье ребенка, его своевременном физическом и психическом развитии, правильная речь окружающих). Чтобы родителям было удобно следить за своевременностью появления в речи ребенка различных звуков, приведу небольшую таблицу, в которой даны сроки их окончательного усвоения детьми. Время появления звуков (в годах).
Возраст ребенка |
1-2 года
|
2-3 года |
3-4 года |
4-5 лет |
5-5,5 лет |
Звуки |
А, О, Э, П, М, Б |
И, Ы, У, Ф, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й |
С, З, Ц |
Ш, Ж, Ч, Щ |
Л, Р |
На 3-м месяце у младенца появляются первые короткие звуки: г.., к.., кхы.., а-а-а, бу, пф и т.д. Эти звуки не всегда четкие, возникают спонтанно. С 4-5 месяцев наступает период лепета. В это время отмечается повторение отдельных звуков и слогов. Сначала ребенок сам более четко, чем раньше, говорит: мам, ма-ма-ма, бу-бу, тя-тя-тя, т.е. повторяет одни и те же слоги и звукосочетания. Вскоре начинает повторять за взрослым отдельные звуки, слоги и к году говорит 10-20 лепетных слов. Таким образом, в первые годы жизни ребенок может правильно произносить только самые простые по артикуляции звуки. Более сложные: свистящие, шипящие, Л, Р примерно до 3-5 лет или полностью отсутствуют в речи детей или заменяются более простыми для произношения звуками. Это явление получило название «возрастного косноязычия».
Чем младше ребенок, тем меньше он способен анализировать свое произношение. Детям интересно содержание речи, их привлекают ее интонации, выразительность, а недостатки произношения они не замечают. В данный период очень важно воспитывать у детей потребность в общении, внимание к речи окружающих, память на слова, умение воспроизводить звуки и слова по подражанию. Это будет способствовать развитию органов артикуляционного аппарата и фонематического слуха. Даже после овладения правильным произношением звука ребенок некоторое время неустойчиво использует его в речи. Или новый звук начинает употребляться гораздо чаще, чем следует, временно как бы вытесняя близкие к нему по артикуляции звуки. Например, научившись правильно произносить звук Ш, ребенок начинает употреблять его вместо С. Здесь важно ненавязчиво помочь ребенку окончательно овладеть звуком.
Итак, при нормальном ходе речевого развития не позднее, чем к 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков родного языка. Если же этого не происходит, то так называемое «возрастное косноязычие» уже перестает быть «возрастным». Такая задержка свидетельствует о наличии каких-то особых причин, мешающих ребенку своевременно овладеть правильным произношением звуков речи. И тогда уже приходится говорить о нарушениях, недостатках или дефектах (термины однозначные), требующих специальной логопедической помощи. Важно помнить, что даже самое простое нарушение звукопроизношения нельзя считать безобидным, поскольку, оно может повлечь за собой серьезные негативные последствия для развития ребенка в целом.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.