«Знакомство с сенсорными эталонами, способами обследования предметов»
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира. Необходимо предоставить ребенку для восприятия как можно больше разнообразных сенсорных впечатлений, а также обучить его перцептивным действиям – осматриванию, выслушиванию, ощупыванию, опробованию и др. Взрослому под силу помочь малышу увидеть красоту и многообразие окружающего мира, а также воспринимать сенсорные впечатления более осознанно – запоминать, дифференцировать, называть, использовать знания о свойствах предметов и явлений в различных ситуациях.
Но научить ребенка обследовать предметы и воспринимать их свойства еще недостаточно. Необходимо определить отношение выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Для этого ребенку нужны мерки, с которыми можно сравнить то, что он в данный момент воспринимает – сенсорные эталоны.
Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы внешних свойств предметов. Сенсорные эталоны сложились исторически и с ними сравнивают, сопоставляют результаты восприятия. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система мер (в повседневной жизни величина часто определяется на глаз, способом сравнения одного объекта с другим, то есть является относительной). В слуховом восприятии эталонами являются звуковысотные отношения, фонемы родного языка, музыкальные ноты и др. Свои виды эталонов имеются во вкусовом восприятии – это четыре основных вкуса (солёный, сладкий, кислый, горький) и их сочетания. В обонятельном восприятии имеет место узкоспециальное деление запахов на сладкие и горькие, свежие, легкие и тяжелые запахи и т.п.
Формирование у детей сенсорных эталонов имеет большое значение в сенсорном воспитании. Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства.
Знание сенсорных эталонов учит пользоваться представлениями о разновидностях каждого свойства для анализа и выделения свойств самых различных предметов в различных ситуациях, то есть использовать их в качестве «единиц измерения».
А начинаем мы знакомить малыша с сенсорными эталонами уже в раннем возрасте.
На втором-третьем году жизни у ребенка начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. Поэтому в раннем возрасте имеет смысл проводить специальные занятия по сенсорному развитию. Основная задача таких занятий – накопление разнообразного сенсорного опыта. Это тот необходимый фундамент, на котором на следующих этапах обучения становится возможным систематизация накопленных опыта и знаний, их осознание, расширение, а также использование в разнообразных ситуациях (как во время обучения, так и в жизни).
Малыша следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств:
• цвет – красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый, черный и белый;
• форма – круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник;
• величина – большой, маленький, средний, одинаковый (такой же) по величине;
• звуки – звучание различных детских музыкальных инструментов, музыкальных произведений, человеческой речи различной громкости;
• элементарное количество (без счета) – много, мало, один, ни одного, столько же.
Одновременно с
формированием эталонов необходимо учить детей способам
обследование предметов: их группировке по цвету, форме
вокруг образцов-эталонов, выполнению все более сложных действий. В
качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей
аналитическое восприятие-умение разбираться в сочетании цветов, расчленять
форму предметов, выделять отдельные величины.
Сенсорные
ощущения могут быть разными:
• зрительные ощущения –
ребенок
видит контраст между светом и темнотой, различает цвета и оттенки, форму и
величину предметов, их количество и расположение в пространстве;
• слуховые ощущения –
ребенок
слышит разнообразные звуки – музыку, звуки природы, шумы города, человеческую
речь, и учится их различать;
• вкусовые ощущения –
ребенок
пробует и учится различать на вкус разнообразные продукты питания и блюда;
• осязательные ощущения
– ребенок
ощущает посредством прикосновений, ощупывания различные по фактуре материалы,
поверхности различных по величине и форме предметов;
• обонятельные ощущения
– ребенок
вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира.
Задача взрослого – расширить и углубить
естественные для возраста ребенка стороны развития. И сделать это можно
различными способами. Один из них — это игра. Ведь игра-это ведущий вид
деятельности маленького человека, главный источник развития. Чтобы помочь
малышу познакомиться с многочисленными новыми понятиями, нужно просто
поиграть. С возрастом игра становится более осмысленной, предметной, но ее цель
познание мира, остается неизменной.
Дидактические
игры для сенсорного развития детей раннего возраста.
1. Развитие зрительных ощущений: ребенок видит контраст между светом и темнотой, различает цвета и
оттенки, форму и величину предметов, их количество и расположение в
пространстве;
Дидактическая
игра «Собери яблоки ».
Цель: учить группировать предметы по цвету.
Дидактическая
игра «Собери урожай».
Цель: учить группировать
предметы (помидорчики и огурчики) по величине.
Предложить ребенку собрать
овощи малой величины в маленькую корзинку, а большие – в большую.
Дидактическая
игра «Подбери чашки к блюдцам».
Цель: Учить группировать предметы
по двум признакам: цвету и величине Предложить ребенку подобрать к блюдцам
нужные чашки по цвету и величине.
2. Развитие слуховых ощущений.
При развитии слуховых ощущений, очень важно показать детям, что
любой предмет может издавать звук, даже тело ребенка может “звучать”. Эту
истину помогут освоить хлопки в ладоши, по коленям, по животу. С целью
повышения мотивации можно создать отдельный ансамбль шумовых инструментов.
Шумовые музыкальные инструменты своими руками сделать не сложно. Музыкальные
игрушки очень интересны и полезны детям, они помогут развитию слуха,
внимания, емкости: коробочки, баночки. Емкость заполняется на одну треть
крупами или другими материалами, которые могут
издавать шум при ударе о стенки емкости.
3. Вкусовые и обонятельные ощущения - ребенок пробует и учится различать на вкус разнообразные продукты
питания и блюда.
Дидактические игры «УЗНАЙ НА ВКУС И ЗАПАХ» - Вкусы мы делим на
сладкий, соленый, горький и кислый.
Дидактическая задача: Учить
определять названия запахов, устанавливать отношения между предметом и
запахом. Работать над умением определять название предмета, опираясь
на обоняние, т. е. восприятие запаха.
Игровые правила. Не глядя на овощ
(завязать глаза), определять его вкус, по запаху; правильно называть вкус
словом, отгадать по запаху что за овощ и фрукт терпеливо ждать, когда будет
дан овощ или фрукт для пробы.
Дидактическая
игра "Ищем пару"
Оклейте
картонные пластинки разными материалами: бархатом, наждачной бумагой,
фольгой, вельветом, фланелью.
Игровые правила. На ощупь ребенку
нужно с закрытыми глазами найти пары одинаковых пластинок.
Дидактическая
игра "Что внутри шариков?"
Наполните
несколько воздушных шариков разными наполнителями: вода, песок, мука с
водой, горох, фасоль, различные крупы: манка, рис, гречка и др. Шарики с
каждым наполнителем должны быть парными.
Игровые правила. Ребенку нужно на ощупь
найти пары с одинаковыми наполнителями.
4. Осязательные ощущения– ребенок
ощущает посредством прикосновений, ощупывания различных по фактуре
материалов, поверхности различных по величине и форме предметов, гладит
животных, обнимает близких ему людей
Дидактическая
игра "Волшебный мешочек"
В
непрозрачный мешочек положите предметы разной формы, величины и фактуры –
игрушки, кубики, пластмассовые буквы и цифры.
Игровые правила. Предложите ребенку
не заглядывая в мешочек, на ощупь, найти нужный предмет.
Дидактическая
игра “Тактильный мешочек” развивающая игра для детей 3-6 лет. В
основе этой игры лежит всем известная игра “Волшебный
мешочек”, только правила немного усложнены: необходимо искать предметы
не по форме а по текстуре.
Дидактическая
игра "Платья для куклы"
Предложите
ребенку трех кукол в разных платьях - шерстяном, шелковом, вязаном.
Пусть поочередно рассмотрит и пощупает платье на каждой кукле. Потом
платья снимают и кладут в мешочек. Нужно в мешке на ощупь отыскать нужное
платье и надеть на куклу.
Дидактическая
игра "Предметы под салфеткой"
Разложите
на столе небольшие игрушки или предметы: погремушка, мячик, кубик, расческа,
зубная щетка и др., накройте их сверху тонкой, но плотной и непрозрачной
салфеткой.
Игровые правила. Предложите ребенку через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.
Заниматься с малышом необходимо в форме игры и тогда это доставит ребёнку удовольствие.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.