Консультация для воспитателей "Эко -педагогика в ДОУ"

  • docx
  • 28.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Эко-педагогика в ДОУ.docx

Эко-педагогика в ДОУ.

Эко-педагогика в ДОУ — это философия воспитания, которая ставит своей целью формирование экологического сознания: глубокого понимания связи человека и природы, ответственности за свои действия и осознанного потребления.

Эко-педагогика — это не про то, чтобы выучить названия десяти редких животных. Это философия воспитания, которая ставит своей целью формирование экологического сознания — глубокого, внутреннего понимания связи человека и природы, ответственности за свои действия и осознанного потребления.

Задачи эко-педагогики в ДОУ:

Формирование эмоциональной связи с природой (эмоциональный интеллект экологической направленности).

Воспитание бережного и уважительного отношения ко всем формам жизни.

Формирование практических навыков осознанного потребления: reduce, reuse, recycle (сокращай, используй повторно, перерабатывай).

Развитие чувства ответственности за свое непосредственное окружение (двор, парк, город).

Как это работает на практике?

Здесь бесполезно читать лекции о таянии ледников. Работает только личный пример и практика.

Что мы внедрили в нашем детском саду:

Эко-тропа на территории: Разбили небольшой огород, где дети сами сажают горох, редис, цветы. Ухаживают, наблюдают, ведут дневники наблюдений. Важен не урожай, а процесс.

«Zero-Waste» принципы в группе:

 Вместо одноразовых стаканчиков — многоразовые кружки.

 Вместо покупных игрушек — развивающие пособия из вторсырья.

Вместе с детьми мы собрали пластиковые крышечки и сдали их на благотворительную акцию. Это наглядный урок переработки.

Эксперименты с природой: Строим фильтры для воды из песка и камней, чтобы показать, как происходит очистка. Изучаем компост — что разлагается, а что нет.

Эко-сказкотерапия: Читаем и сочиняем сказки, где герои решают экологические проблемы (например, «Как Капелька очистила озеро»).

Некоторые методы эко-педагогики в ДОУ:

Наблюдение. Ведущий метод экологического воспитания, позволяющий детям непосредственно познавать природные объекты и явления.

Игровые технологии. Игра является ведущей деятельностью дошкольников, поэтому игровые методы занимают центральное место в экологическом воспитании.

Проектная деятельность. Метод проектов позволяет интегрировать экологическое воспитание с другими образовательными областями.

Практические занятия. К ним относятся уход за комнатными растениями, высаживание семян, луковиц, деревьев, сбор и составление гербариев, изготовление поделок и аппликаций из природных материалов, опыты с водой, землёй, растениями.

Тематические праздники. На них дети готовят рисунки, поделки, представления и одновременно впитывают знания о важности экологии и её составляющих.

 Эко-педагогика в ДОУ должна пронизывать все виды деятельности:

познавательное развитие — беседы, экскурсии, чтение природоведческой литературы;

художественно-эстетическое развитие — рисование, лепка, аппликация на экологические темы;

физическое развитие — подвижные игры с природоведческим содержанием;

социально-коммуникативное развитие — обсуждение правил поведения в природе.

 Важнейшим условием успешности эко-педагогики является взаимодействие педагогов, детей и родителей.