Эко-педагогика в ДОУ.
Эко-педагогика в ДОУ — это философия воспитания, которая ставит своей целью формирование экологического сознания: глубокого понимания связи человека и природы, ответственности за свои действия и осознанного потребления.
Эко-педагогика — это не про то, чтобы выучить названия десяти редких животных. Это философия воспитания, которая ставит своей целью формирование экологического сознания — глубокого, внутреннего понимания связи человека и природы, ответственности за свои действия и осознанного потребления.
Задачи эко-педагогики в ДОУ:
Формирование эмоциональной связи с природой (эмоциональный интеллект экологической направленности).
Воспитание бережного и уважительного отношения ко всем формам жизни.
Формирование практических навыков осознанного потребления: reduce, reuse, recycle (сокращай, используй повторно, перерабатывай).
Развитие чувства ответственности за свое непосредственное окружение (двор, парк, город).
Как это работает на практике?
Здесь бесполезно читать лекции о таянии ледников. Работает только личный пример и практика.
Что мы внедрили в нашем детском саду:
Эко-тропа на территории: Разбили небольшой огород, где дети сами сажают горох, редис, цветы. Ухаживают, наблюдают, ведут дневники наблюдений. Важен не урожай, а процесс.
«Zero-Waste» принципы в группе:
Вместо одноразовых стаканчиков — многоразовые кружки.
Вместо покупных игрушек — развивающие пособия из вторсырья.
Вместе с детьми мы собрали пластиковые крышечки и сдали их на благотворительную акцию. Это наглядный урок переработки.
Эксперименты с природой: Строим фильтры для воды из песка и камней, чтобы показать, как происходит очистка. Изучаем компост — что разлагается, а что нет.
Эко-сказкотерапия: Читаем и сочиняем сказки, где герои решают экологические проблемы (например, «Как Капелька очистила озеро»).
Некоторые методы эко-педагогики в ДОУ:
Наблюдение. Ведущий метод экологического воспитания, позволяющий детям непосредственно познавать природные объекты и явления.
Игровые технологии. Игра является ведущей деятельностью дошкольников, поэтому игровые методы занимают центральное место в экологическом воспитании.
Проектная деятельность. Метод проектов позволяет интегрировать экологическое воспитание с другими образовательными областями.
Практические занятия. К ним относятся уход за комнатными растениями, высаживание семян, луковиц, деревьев, сбор и составление гербариев, изготовление поделок и аппликаций из природных материалов, опыты с водой, землёй, растениями.
Тематические праздники. На них дети готовят рисунки, поделки, представления и одновременно впитывают знания о важности экологии и её составляющих.
Эко-педагогика в ДОУ должна пронизывать все виды деятельности:
познавательное развитие — беседы, экскурсии, чтение природоведческой литературы;
художественно-эстетическое развитие — рисование, лепка, аппликация на экологические темы;
физическое развитие — подвижные игры с природоведческим содержанием;
социально-коммуникативное развитие — обсуждение правил поведения в природе.
Важнейшим условием успешности эко-педагогики является взаимодействие педагогов, детей и родителей.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.