Консультация для воспитателей
«Игровые обучающие ситуации
в экологическом воспитании
дошкольников»
Подготовила воспитатель
ТАЛАЛАЕВА О.В.
Игра как метод экологического воспитания-
это игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс
познания природы и взаимодействия с ней.
Такую форму обучающей игры воспитателя с детьми, имеющую определенную
дидактическую цель можно назвать игровой обучающей ситуацией (ИОС).
ИОС - это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра. Её
характеризуют следующие моменты:
· она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;
· оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для неё специально организуются пространство и предметная среда;
· в содержании игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все её компоненты - сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.;
· игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет её, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;
· воспитатель руководит всей игрой, следит за развитием сюжета, исполнением ролей детей, ролевыми взаимоотношениями, насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель.
С.Н. Николаева выделяет несколько
видов ИОС, с помощью которых успешно решаются различные программные задачи
ознакомления детей с природой и их экологического воспитания.
Виды игровой обучающей ситуации
ИОС с игрушками-аналогами
ИОС с литературными персонажами
ИОС типа путешествий
Игровые обучающие ситуации с
игрушками-аналогами
Аналоги - это такие игрушки, которые изображают объекты природы:
конкретных животных или растения, игрушечных аналогов множество, они существую
в самом различном исполнении (мягкие, резиновые, пластмассовые, заводные и
пр.).
Игрушки-аналоги могут быть включены в любые ИОС, в любую форму экологического
воспитания детей: наблюдения, занятия, труд в природе. Их можно взять на
экскурсию в ближайшее природное окружение, сочетать с чтением познавательной
литературы, просмотром слайдов. Во всех случаях они помогут в формировании у
ребят отчетливых реалистических представлений о природе.
Игровые обучающие ситуации с
литературными персонажами
Второй тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажей
произведений, хорошо знакомых детям. Герои полюбившихся сказок, рассказов,
мультфильмов воспринимаются детьми эмоционально, будоражат воображение,
становятся объектами подражания. В экологическом воспитании дошкольников с
успехом используются различные персонажи на основе литературной биографии -
главных событий, характерных ситуаций, ярких особенностей поведения. В ИОС
сказочные герои выходят за пределы сюжета произведения, действуют в новых, но
аналогичных ситуациях и обязательно продолжают характерную для них линию
поведения.
Игровые обучающие ситуации типа путешествий
Путешествия в данном случае - это собирательное название различного рода игр в посещение выставок, сельскохозяйственных ферм, зоопарка, салона природы и пр., в экскурсии, походы, экспедиции, поездки и путешествия. Эти игры объединяет то, что дети, посещая интересные места, в игровой форме получают новые знания о природе.
Хорошая игра сложится, если
- воспитатель придумает интересный сюжет,
- продумает и главные, и сопутствующие роли, назначит на них детей,
- подготовит необходимую атрибутику.
Например, в игре «Посещение зоопарка» воспитатель исполняет роль директора зоопарка, дети - роль посетителей (это шофер автобуса, на котором едут посетители; кассир, который продает билеты в зоопарк, контролер, который проверяет и отбирает билеты, напоминает о правилах осмотра зверей; буфетчица, которая продает мороженое, конфеты и пр.)
Таким образом, наблюдая за игровыми действиями воспитателя, включаясь в сюжеты игровых обучающих ситуаций, отслеживая системность развития природных явлений на картинках, моделях, дошкольники обучаются собственной игре, и переносят приобретенные знания в свою игровую деятельность, которая осуществляется самостоятельно и в свободной деятельности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.