Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является моделирование (наглядно-практический метод обучения).
Моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Моделирование помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними, т. к. дошкольники мыслительные задачи решают с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. А использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.
Ребенок достаточно рано встречается с символами, моделями, схемами: вывески в магазине, транспорте, дорожные знаки, цветовое оформление служб (скорая помощь, пожарная служба, сигналы светофора, значки машин и т. п).
Все это привлекает ребенка, он быстро и легко запоминает эти символы, понимает их значение. Поэтому использование опорных схем только поможет детям выделять главное, находить взаимосвязи.
Для активизации умственной работы детей можно использовать различные виды моделей, придерживаясь ряда требований к ним:
- аналогичность модели предмету познания в знакомых ребёнку признаках;
- доступность для познания;
- расчленённость элементов объекта;
- обобщённость.
Действия с моделями осуществляются в следующей последовательности:
- замещение (сначала модели предлагаются в готовом виде, а затем дети придумывают условные заместители самостоятельно);
- использование готовых моделей (начиная с 3-4 лет);
- построение моделей: по условиям, по собственному замыслу, по реальной ситуации (с 5-6 лет).
Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.
Преимущества использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоят в том, что:
- дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с нарушениями речи характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, данный метод вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
- использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;
- применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Метод моделирования, разработанный Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Поддьяковым, заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.
В дидактике выделены три вида моделей:
Первый вид - предметная модель в виде физической конструкции, предмета или предметов, закономерно связанных друг с другом. В этом случае модель аналогична предмету, воспроизводит его главнейшие связи, конструктивные особенности.
Второй вид - предметно-схематическая модель. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков. Предметно-схематическая модель показывает связи в изолированном и обобщенном виде.
Третий вид - графические модели, обобщенно передающие разные виды отношений, представляет собой графики, формулы, схемы и т. д.
Приемами наглядного моделирования являются:
заместители,
пиктограммы,
мнемотаблицы.
Замещение – это вид моделирования, при котором одни объекты замещаются другими, реально-условными. В качестве заместителей удобно использовать бумажные квадратики, кружки, овалы, различающиеся по цвету и величине, т. к. замещение основывается на каком-либо различии между персонажами.
Условными заместителями могут выступать символы разнообразного характера:
геометрические фигуры или полоски;
символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
планы и условные обозначения, используемые в них;
контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.
Перед вами на слайде использование приема замещения к сказке В. Сутеева «Под грибом».
Пиктограмма – символическое изображение, заменяющее слова.
Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться в следующих качествах:
как средство временного общения, когда ребенок пока не говорит, но в перспективе может овладеть звуковой речью;
как средство постоянного общения для ребенка, неспособного говорить и в будущем;
как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций;
как подготовительный этап к освоению письма и чтения детьми с проблемами в развитии.
как средство, помогающее изложить мысли в устной форме.
Перед вами на слайде использование приема пиктограммы к сказке В. Сутеева «Под грибом».
Мнемотаблицы — это схемы, в которые заложена определенная информация.
Перед вами на слайде мнемотаблица к русской народной сказке «Три медведя».
Схемы – модели с успехом могут использоваться в процессе освоения детьми речи, в формировании природоведческих знаний, конструирования, в изобразительной деятельности, а также в трудовой и игровой деятельности детей дошкольного возраста.
Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.
Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Дошкольники с различными речевыми нарушениями испытывают значительные трудности в усвоении, как программы дошкольного образования, так и в дальнейшем программы обучения общеобразовательной школы. Работая с детьми, педагогу приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. В работе наглядное моделирование, позволяет предотвратить быструю утомляемость, создать интерес к занятиям, научить детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Дети очень легко и быстро понимают разного рода схематические изображения и с успехом пользуются ими. Так, старшие дошкольники даже при однократном объяснении могут понять, что такое план помещения, и, пользуясь отметкой в плане, находят в комнате спрятанный предмет. Они узнают схематические изображения предметов, пользуясь схемой типа географической карты, чтобы выбрать нужный путь в разветвленной системе дорожек, и т. п.
Многие виды знаний, которые ребенок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослыми действий с предметами, он легко усваивает, если эти знания дают ему в виде действий с моделями, отображающими существенные черты изучаемых явлений. Так, в процессе формирования математических представлений у дошкольников обнаружено, что чрезвычайно трудно ознакомить детей с отношениями части и целого. Словесные объяснения дети не всегда понимают, но при помощи схематического изображения дети легко начали понимать, что любой целый предмет может быть разделен и восстановлен из частей.
На использовании наглядных моделей основаны многие методы дошкольного обучения, к примеру, метод обучения дошкольников грамоте, разработанный Д. Б. Элькониным и Л. Е. Журовой, предполагает построение и использование наглядной модели (схемы) звукового состава слова. Данный метод используется в различных модификациях как при обучении нормально развивающихся дошкольников, так и детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
В сюжетно- ролевых играх, дети моделируют взаимоотношения взрослых людей, выполняют игровые действия в соответствии с задуманным сюжетом.
Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста различные навыки и умения, в детских садах широко используются алгоритмы процессов умывания, одевания, сервировки столов, уход за комнатными растениями, что заметно облегчает детям запоминание последовательности выполняемых действий.
Моделирование в экологическом воспитании дошкольников обеспечивает успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношения, существующих между ними
Структура трудового процесса является сложным объектом и поэтому применяется сложная модель. В такой модели должно быть представлено общее поступательное движение трудового процесса (от замысла к результату) которое представлено пятью компонентами:
Если какой-либо компонент выпадает, то результат не может, быть достигнут.
Еще более явно выступает момент наглядного моделирования в детской конструктивной деятельности. Создаваемые детьми конструкции из строительного материала и различных конструкторов представляют собой объемные модели предметов и ситуаций и затем используются в качестве таковых в процессе сюжетно-ролевых игр.
Однако следует заметить то, что в самых разных видах деятельности дети не просто "символизируют" или обозначают предметы и ситуации, но создают их наглядные модели, устанавливая между отдельными заместителями отношения, адекватные отношениям замещаемых объектов.
Необходимо учитывать, что использование моделей возможно при условии сформированности у дошкольников умений анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагироваться от несущественных признаков при познании предмета. Освоение модели сопряжено с активными познавательными обследовательскими действиями.
Использование моделирования как средства формирования разнообразных знаний и навыков оказывают положительное влияние на интеллектуальное развитие детей, с помощью пространственных и графических моделей относительно легко и быстро совершенствуется ориентировочная деятельность. Дети учатся связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях окружающей жизни, преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Использование метода «моделирования» в различных видах детской деятельности
1.Моделирование в математическом развитии детей.
а) Логические блоки Дьенеша – набор объёмных геометрических фигур,
различающихся по форме, цвету, размеру, толщине.
б) Палочки Кюизинера – комплект счётных палочек разного цвета и разной длины.
Палочки одинаковой длины окрашены в один и тот же цвет и обозначают одно и тоже
число. Чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое оно
выражает.
в) Метод моделирования в математике часто встречается в виде «цепочек
символов». Например, используются сочетания символов при ориентировке на листе
бумаги.
г) Так же можно обратиться к опорным схемам при использовании аббревиатур для
обозначения месяцев года.
Использование моделей позволяет раскрывать детям существенные особенности объектов, закономерные связи, формировать системные знания и наглядно-схематическое мышление. Работу по введению символов, опорных схем, мнемотаблицы целесообразно начинать в средней группе. В полном объёме эта работа должна разворачиваться в подготовительной группе.
2 страница – практическая Деловая игра «Виды,методы и приемы при организации конструирования с детьми в детском саду» · Наше имя · Ромашка · Музыкальная пауза · Кроссворд · Литературный · Творческий
III часть – заключительная · Выставка дидактических игр · Итоги смотра-конкурса · Обсуждение проекта решения педсовета
|
Бочкарева И.В. Сурова В.А.
Воспитатели
|
19 февраля, 2016 |
II часть
Сейчас мы разделимся на две творческие группы и каждая команда придумывает свое название и девиз.
Правила игры:
1. Уметь слушать других.
2. Вырабатывать общее решение вопроса.
3. Принимать активное участие в игре.
4. Не оспаривать оценку жюри.
5. Соблюдать культуру речи и тактичность
Задание 1. «Наше имя»
Команда «Самоделкины»:
Наш девиз:
Вот кирпичик, вот пластинка,
Будет дом ваш как картинка.
Команда «Фиксики»:
Наш девиз:
Руки ловкие у нас,
Мы покажем Лего – класс!
Задание 2. Ромашка
У вас на столах лежат, сделанные из картона ромашки. К обратной стороне лепестка приклеены вопросы. Ваша задача: каждой команде по очереди отрывать лепесток «ромашки» и отвечать на вопросы.
Назовите детали конструирования, входящие в деревянные строительные
наборы.
|
Что можно отнести к плоскостному конструированию? |
Как развивать творческие способности детей в конструктивной
деятельности?
|
Какие воспитательные задачи реализуются в конструктивной деятельности? |
Назовите виды конструктора?
|
Какие бывают виды конструирования? |
Какие формы организации обучения конструированию вы знаете?:
|
С какой возрастной группы начинают использовать природный материал в качестве строительного (начиная с первой младшей группы. Это прежде всего песок, снег, вода. Дети знакомятся с их свойствами: песок-сыпучий, но из сырого песка можно лепить и т. д.)
|
С какой возрастной группы начинается коллективное конструирование?
|
Конструирование-это какой вид деятельности? (продуктивный вид деятельности) |
В чём заключается суть конструирования по образцу? • детям предлагают образцы построек из деталей строительного материала и конструкторов, поделок из бумаги и показывают способы их воспроизведения.
|
Опишите методику осуществления конструирования по модели
предоставляют модель, скрывающую от ребёнка очертание отдельных её элементов. |
Конкурс «Отгадай-ка»
В чем заключается суть конструирования (по командам):
По образцу? Детям предлагают образцы построек,
выполненных из деталей строительного материала и конструктора, и показывают
способы их воспроизведения. Такое конструирование трудно напрямую связать
с развитием творчества. Конструирование по образцу, в основе которого лежит
подражательная деятельность, - важный обучающий этап.
По модели? Детям в качестве образца предоставляют модель, скрывающую от ребёнка очертание отдельных её элементов. Эту модель дети воспроизводят из имеющегося у детей строительного материала. Ребенок сначала анализирует модель, выделяет основные части, потом подбирает те формы, которые нужны для воссоздания темы. Таким образом, им предлагают определённую задачу, но не дают способа решения. Это усложнённая разновидность конструирования по образцу.
Задание 3. Музыкальная пауза
Вспомните детские песни, в которых упоминается о постройках («Песня высотника», «Строим дом, дом большой» и др).
Задание 4 Кроссворд «Виды конструкторов»
Вопросы по горизонтали:
1. Вид конструктора, способствующий познавательному развитию дошкольников через ознакомление с деталями: планки, скобы, колеса, и принадлежностями ключ, винт, гайка, (металлический)
2. Вид конструктора, представляющий собой пластмассовые детали с выдавленными в верхней части каждой из них объемными пазами. (Лего)
1. Объемные части конструктора, позволяющие создавать крупномасштабные конструкции (модули)
2. Вид конструктора, знакомящий детей с деталями - арка, полукуб, пластина, брусочки, цилиндр, (деревянный)
Вопросы по вертикали: 5. Плоскостной вид конструктора, способствующий путем аналитико-синтетического метода собирать разделенный на несколько мелких частей образ в единое целое. (Пазлы)
6. Деталь строительного конструктора (кирпич).
7 плоскостное конструирование (Танграм)
8 Автор нетрадиционных игр конструктивной деятельности (Никитин)
|
5п |
|
|||||||||||
1м |
е |
т |
а |
л |
л |
и |
ч |
е |
с |
6к |
и |
й |
|
|
з |
|
и |
|
|||||||||
|
|
2л |
е |
г |
о |
|
р |
|
|||||
ы |
|
|
|
п |
|||||||||
7т |
|
и |
|||||||||||
|
а |
3м |
о |
д |
у |
л |
и |
ч |
|
||||
н |
|
|
|
||||||||||
г |
|
||||||||||||
4д |
е |
р |
е |
в |
я |
8н |
н |
ы |
й |
|
|||
|
а |
|
и |
|
|
||||||||
м |
к |
|
|||||||||||
|
|
|
и |
|
|
||||||||
|
т |
|
|||||||||||
|
и |
|
|
|
|||||||||
|
н |
|
|||||||||||
Задание 5 -«Литературный»
Кто больше назовет художественных произведений или литературных героев, способствующих развитию и сохранению интереса детей к созданию построек (Винтик и Шпунтик из «Приключение Незнайки», заяц из мультфильма «Итак сойдет», сказки «Летучий корабль», «Три поросенка», «Теремок», «Приключение Чипполино», «Маша и медведь», «Приключение Электроника», «Сказка о Царе Салтане», «Маленькое колесо», «Волшебное кольцо», «Телефон Носова и др.).
Задание 6 «Творческий: архитекторы»
Каждая команда берет набор строительного материала, дополнительный бросовый материал - пластиковые бутылки, бумагу разной фактуры, коробочки разного размера и предлагается тема «Замок». Каждая команда строит свой замок согласно задачам своей возрастной группы и обыгрывает ее.
Подведение итога деловой игры.
Сурова В.А.: -- Какие виды игр и упражнений вы используете? Представьте свои игры.
Выставка дидактических игр
Итоги смотра-конкурса
Уважаемые коллеги!
19 февраля 2016 года в 13 часов 15 минут
состоится Педагогический совет по теме: «Развитие воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования».
В плане подготовки к Педагогическому совету просьба подумать над вопросами:
1.Что такое конструктивная деятельность?
2.Методика осуществления конструирования по модели
3. В чём заключается суть конструирования по условиям?
4. Какие условия для развития конструктивных способностей детей имеются в Вашей группе?
5.Чем необходимо дополнить РППС с точки зрения развития конструктивных навыков детей?
Рекомендуемая литература:
· Основная общеобразовательная программа дошкольного образования,
Дс № 48
· «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.
· «Конструирование в детском саду» Л.Парамонова.
· «Художественный труд в детском саду» И.А.Лыкова.
· «Занятия по конструированию из строительного материала» Л.В.Куцакова.
· «Конструирование и художественный труд в детском саду» Л.В.Куцакова
· Комарова, Л. Г. Строим из ЛЕГО ( моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора ЛЕГО
· Давидчук, А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.