Как двигательная активность влияет на речь детей |
||||
|
||||
Всем известно такое изречение — «Движение - это жизнь». Подвижный человек - активный человек, всё успевает, меньше устаёт. По мнению психологов маленький ребёнок — деятель. Деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие.
Ученые доказали, что активные дети опережают своих малоподвижных сверстников в развитии. Особенно это заметно в устной речи. Шустрые малыши имеют обширный словарный запас, быстрее воспринимают и обрабатывают информацию. Прямая зависимость мыслительных процессов от физической активности объяснима. С точки зрения физиологии, при движении мозг получает больше кислорода, который питает нервные клетки. Большое количество различных движений повышает деятельность рече-двигательного анализатора и создает благоприятную основу для восстановления нарушенной речевой функции. С точки зрения психологии, передвигаясь, ребенок получает больше возможностей познавать окружающий мир. Любознательность влечет за собой расширение пассивного, а затем и активного словаря. Дети, регулярно получающие физическую нагрузку, лучше воспринимают смысл услышанного или прочитанного текста. Это приводит к тому, что такие дети лучше говорят. Привить ребенку любовь к физическим упражнениям и одновременно закрепить правильное произношение звуков помогут подвижные игры, в которых речь сопровождается движениями. Такие игры помогают повысить работоспособность детей, снять напряжение, способствуют переключению с одной деятельности на другую.
|
Консультация
Влияние двигательной активности на развитие речи детей.
Двигательная активность человека имеет очень широкий диапазон - от мышечных координаций для перемещения всего тела в пространстве до тонких движений пальцев.
Учёные утверждают: «Чем больше движений и интенсивнее деятельность в то время, когда ребёнок растёт, тем больше устанавливается базовых связей, на которых состоятся будущее учение и языковые умения.
Действительно, все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы формирования. Это подтверждают многочисленные исследования, свидетельствующие о первостепенной роли движений в становлении психических функций ребёнка и наличии тесной связи между показателями физических и психических качеств у дошкольников.
Доказано положительное влияние активной двигательной деятельности на умственную работоспособность.
Влияние двигательной активности на функциональное состояние мозга и в частности на развитие сенсорной и моторной сторон речи, доказано в экспериментальных исследованиях, проведённых М.М.Кольцовой. Выявлено полное взаимодействие движений пальцев рук и артикуляционной моторики ребёнка.
Данный автор считает, что «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же , как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция кисти руки есть ещё одна речевая зона мозга».
Таким образом, развитие артикуляции в дошкольном возрасте невозможно без развития мелкой моторики.
Использование разнообразных форм двигательной активности создаёт оптимальный двигательный режим, необходимый для полноценного развития ребёнка.
К формам организации двигательной деятельности ребёнка относятся:
- физминутки
- физкультурные паузы
- утренняя гимнастика
- гимнастика после дневного сна
- подвижные игры
- игровой массаж и пальчиковая гимнастика
Особое значение имеют подвижные игры, которые часто сопровождаются словами – стихами, песнями, речитативом. Текст задаёт ритм движениям.
Так же можно выделить игры, не являющиеся подвижными, но соединяющие в себе речь и движение – это речедвигательные игры.
Они предполагают развитие координационно – регулирующих функций речи и движения, дыхательную систему.
Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала и музыкального сопровождения.
В состав логоритмических занятий можно включать пальчиковые игры и массаж пальцев, оказывающие непосредственно влияние на развитие речи.
Таким образом, двигательная активность – биологическая потребность организма, от степени удовлетворения которой зависит не только физическое, но и общее развитие организма.
Физическая активность способствует нормальному развитию центральной нервной системы, улучшению памяти, процессов обучения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.