Консультация "Как помочь детям начать говорить"
Оценка 4.8

Консультация "Как помочь детям начать говорить"

Оценка 4.8
Домашнее обучение
docx
ОБЗР
Детсад
19.09.2022
Консультация "Как помочь детям начать говорить"
Консультация Как помочь детям начать говорить.docx

                            Консультация для родителей

«Как помочь детям начать говорить»

 

Речевое отставание от возрастной нормы приводит к очень серьезным последствиям в будущей учебной деятельности в школе. Очень важно дать детям равные стартовые возможности.

Известно, что речь состоит из нескольких компонентов:

                                                              Звукопроизношение

Дети неправильно воспроизводят гласные звуки (А У О Ы И), шипящие звуки (Ш Ж Ч Щ), свистящие звуки (С З Ц), сонорные звуки (Р РЬ Л ЛЬ), так же многие дети путают звуки в словах, даже если изолированно проговаривают чисто: заменяют звук К на звук Т , звук М на звук Н, звук О на звук У, звук Ы на звук И. Почему так происходит? Все дело в том, что мышцы языка и губ слабые, недостаточно развиты для того, чтобы удержать позу, нужную для произношения определенного звука. Например, чтобы произнести звуки Ш Ж Р Ч Щ, нужно научиться поднимать язык к небу. Чтобы произносить звуки С З Ц, нужно научиться удерживать язык у основания нижних зубов. Все позиции языка должны быть точными, иначе нужный звук будет звучать искаженно, приближенно. Чтобы развить мышцы языка и добиться нужного положения во рту – необходима ежедневная тренировка-артикуляционная гимнастика языка и губ.

Тренинг с родителями. Артикуляционная гимнастика. Упражнения «Качели», «Маляр», «Дятел».

В создании звука участвует не только язык, но и воздушная струя. Чтобы научиться говорить шипящие, свистящие звуки и особенно звук Р, нужно дуть на язык сильной воздушной струей, идущей по центру языка. Если воздушная струя идет не по центру языка, а ребенок дует в щеку, получается хлюпающий звук. Чтобы выработать сильную воздушную струю, идущую по центру языка, учим ребенка дуть через трубочку на воду, на пушинки, на игрушки-пропеллеры, надуваем шарики.

Тренинг с родителями. Выработка воздушной струи. Дуть на пушинку, не надувая щеки, произносить звуки ШШШ  РРР

Многие дети путают гласные звуки У О, произносят приближенно, потому что их артикуляция похожа.  Учимся вытягивать губы трубочкой и произносить эти звуки то длинно, то коротко, то громко, то тихо. Можно надавить пальчиками на щеки ребенка, чтобы рот открылся шире. Если ребенок не может вытянуть губы трубочкой - нужно губы массажировать:

Тренинг с родителями. Массаж губ. - вытягивание с поглаживанием

- вытягивание с прищипыванием по центру губы

- вытягивание с придавливанием по бокам губы

Массаж подъязычной области языка шариковым зондом.

 

Работа на уровне слога.

В качестве подготовки к последующему этапу -заучиванию слов- рекомендуется проводить следующие игры, помогающие научиться воспроизводить отчетливо, чисто просто отдельные слоги. Поскольку процесс воспроизведения слогов, слов представляет для ребенка большую трудность и сопровождается волевым усилием, необходимо облегчить эту задачу с помощью игр.

Игра «Пойдем по дорожке» Ребенок четко повторяет слог с пропеванием гласного звука (КУУУУ МОООО и т.д. всего не менее 5-6 слогов), затем делает шаг по веревке, ленте, куску материи.

Игра «Забрось мячик в коробку». Ребенок четко повторяет слог с пропеванием гласного звука (КУУУУ МОООО и т.д. всего не менее 5-6 слогов), затем бросает мячик в коробку.

Игра «Поймай (перекати) мячик». Ребенок должен четко повторить слог с пропеванием гласного звука (КУУУУ МОООО и т.д. всего не менее 5-6 слогов), затем перекатить мячик взрослому.

Игра «Сложи картинку из частей». Ребенок точно повторяет слог и только после этого получает часть картинки и складывает из частей целое. Аналогично можно поиграть с палочками «Сложи домик» (кустик, лесенку, елочку), «Сложи башню» из конструктора, кубиков, «Намотай нитку на пальчик», «Надень колечко на пальчик».

Работа на уровне слова

Важно научить ребенка соединять слоги в слова. Это происходит поэтапно. На начальном этапе учимся соединять два прямых слога типа НО-ГИ   ПИ-ЛА   У-ШИ либо слово из трех звуков типа: МА-К   СУ-П   КО-Т. Далее учимся воспроизводить слова из трех прямых слогов типа: МА-ЛИ-НА   КУ-БИ-КИ и т.д.

Общие правила заучивания двухсложных слов

-ребенок не должен знать, какое слово заучивается.

- слово должно сопровождаться показом картинки, которая показывается после произношения целого слова.

- первый слог слова повторяется несколько раз (с длительным протягиванием гласного звука): НОО НОО НОО. После того как взрослый убедился, что у ребенка это получается, добавляется второй слог: ГИ. И только затем говорим слово целиком: НОГИ. Важно! Гласные звуки должны звучать чисто, не путаем О с У, Ы с И, М с Н.

Когда у ребенка произношение нового слова получилось и закрепилось, добавляем слова ЭТО  ВОТ   ТАМ   МОЙ

Это ноги. Там Миша. Мой кот. Это мой кот. Это мои ноги.

Далее вводим изучаемое слово в состав предложения с предлогом У.

У мамы бусы. У папы кот.

Контуры слов

Многие двухсложные и трехсложные слова, которые часто встречаются в повседневной жизни, содержат стечение согласных звуков: СНими   оТКРой    СТоит   СПит. В таких случаях учим контур слова т.е. учимся произносить это слово схематично. При заучивании контура слова важно соблюдать количество слогов и гласные звуки. В процессе работы с картинкой обращаем внимание на то, что подчеркнутые буквы должны получиться, надо добиться их чистого произношения, а зачеркнутые буквы можно не произносить.

СТОИТ – ТА-И+Т

СПИТ – ПИ+Т

ОТКРОЙ – А-КОЙ

СНИМИ – НИ-МИ

Некоторые дети не договаривают до конца слова, обозначающие действия ИДЕТ – ИДЕ ИДЕК. Чтобы добиться чистого произношения слова ИДЕТ, нужно протянуть последний гласный ООО и только потом добавить звук Т утрированно, с нажимом.

Работа на уровне предложения.

Поскольку дети не стремятся выражать просьбы с помощью речи, а прибегают к жестам, важно создать обстановку, принуждающую ребенка говорить, а не показывать. При этом нужно научить обращаться к взрослому. Подобная фраза будет звучать схематично, приближенно к норме.

Тетя, дай игру. (Тетя, дай и-гу).

Мама, открой дверь. (Мама, а-ко ве).

Тетя, сними майку. (Тетя, ними ма-ку).

При заучивании фразы из 2 слов приучаем ребенка сначала молча прослушать фразу, и только затем ее повторить. Часто дети пытаются говорить вместе со взрослым, в итоге не запоминают предложение, не понимают смысл. Можно предложить ребенку приложить пальчик ко рту и только слушать. Взрослый повторяет фразу несколько раз. И только потом повторяет ребенок.

Если ребенок не может запомнить сразу два слова, заучивается в предложении сначала первое слово, затем второе, а затем и вся фраза.

При заучивании фразы из 3 слов приучаем ребенка правильно проговаривать падежные окончания.

Зайчик ест морковку (но не морковка).

Мальчик копает лопатой (но не лопата).

Задаем вопросы, помогающие уточнить и понять смысл действия типа Что ест зайчик? Чем копает мальчик? Кому мальчик дает мяч.

Для понимания пространственного расположения предметов и в будущем употребления предлогов НА  ПОД  ИЗ  В  ПО У  в речи предлагаем ребенку выполнить задания типа –положи мяч на стул (под стул, в стол, за коробку).

Общие правила проведения домашнего занятия.

Обучающее занятие дома должно длиться от 15 и далее минут в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, от степени утомляемости, от умения трудиться, слушаться взрослого.

Начинать надо с самого трудного.

Части занятия могут переключаться от положения сидя –стоя- лежа.

Гимнастика язычка должна проводиться с фиксированной головой к твердой поверхности.

Домашнее занятие нужно проводить в тишине.

Например.

Заучиваем несколько слов-дуем на водичку-делаем гимнастику язычка-заучиваем фразу-делаем массаж губ лежа-игра на понимание пространственного расположения предметов-пальчиковая гимнастика.

Удачи!

 

 

 

 

 

 


 

Консультация для родителей «Как помочь детям начать говорить»

Консультация для родителей «Как помочь детям начать говорить»

Игра «Пойдем по дорожке» Ребенок четко повторяет слог с пропеванием гласного звука (КУУУУ

Игра «Пойдем по дорожке» Ребенок четко повторяет слог с пропеванием гласного звука (КУУУУ

Некоторые дети не договаривают до конца слова, обозначающие действия

Некоторые дети не договаривают до конца слова, обозначающие действия

Консультация "Как помочь детям начать говорить"

Консультация "Как помочь детям начать говорить"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.09.2022