Консультация "Как помочь детям начать говорить"

  • Домашнее обучение
  • docx
  • 19.09.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Консультация Как помочь детям начать говорить.docx

                            Консультация для родителей

«Как помочь детям начать говорить»

 

Речевое отставание от возрастной нормы приводит к очень серьезным последствиям в будущей учебной деятельности в школе. Очень важно дать детям равные стартовые возможности.

Известно, что речь состоит из нескольких компонентов:

                                                              Звукопроизношение

Дети неправильно воспроизводят гласные звуки (А У О Ы И), шипящие звуки (Ш Ж Ч Щ), свистящие звуки (С З Ц), сонорные звуки (Р РЬ Л ЛЬ), так же многие дети путают звуки в словах, даже если изолированно проговаривают чисто: заменяют звук К на звук Т , звук М на звук Н, звук О на звук У, звук Ы на звук И. Почему так происходит? Все дело в том, что мышцы языка и губ слабые, недостаточно развиты для того, чтобы удержать позу, нужную для произношения определенного звука. Например, чтобы произнести звуки Ш Ж Р Ч Щ, нужно научиться поднимать язык к небу. Чтобы произносить звуки С З Ц, нужно научиться удерживать язык у основания нижних зубов. Все позиции языка должны быть точными, иначе нужный звук будет звучать искаженно, приближенно. Чтобы развить мышцы языка и добиться нужного положения во рту – необходима ежедневная тренировка-артикуляционная гимнастика языка и губ.

Тренинг с родителями. Артикуляционная гимнастика. Упражнения «Качели», «Маляр», «Дятел».

В создании звука участвует не только язык, но и воздушная струя. Чтобы научиться говорить шипящие, свистящие звуки и особенно звук Р, нужно дуть на язык сильной воздушной струей, идущей по центру языка. Если воздушная струя идет не по центру языка, а ребенок дует в щеку, получается хлюпающий звук. Чтобы выработать сильную воздушную струю, идущую по центру языка, учим ребенка дуть через трубочку на воду, на пушинки, на игрушки-пропеллеры, надуваем шарики.

Тренинг с родителями. Выработка воздушной струи. Дуть на пушинку, не надувая щеки, произносить звуки ШШШ  РРР

Многие дети путают гласные звуки У О, произносят приближенно, потому что их артикуляция похожа.  Учимся вытягивать губы трубочкой и произносить эти звуки то длинно, то коротко, то громко, то тихо. Можно надавить пальчиками на щеки ребенка, чтобы рот открылся шире. Если ребенок не может вытянуть губы трубочкой - нужно губы массажировать:

Тренинг с родителями. Массаж губ. - вытягивание с поглаживанием

- вытягивание с прищипыванием по центру губы

- вытягивание с придавливанием по бокам губы

Массаж подъязычной области языка шариковым зондом.

 

Работа на уровне слога.

В качестве подготовки к последующему этапу -заучиванию слов- рекомендуется проводить следующие игры, помогающие научиться воспроизводить отчетливо, чисто просто отдельные слоги. Поскольку процесс воспроизведения слогов, слов представляет для ребенка большую трудность и сопровождается волевым усилием, необходимо облегчить эту задачу с помощью игр.

Игра «Пойдем по дорожке» Ребенок четко повторяет слог с пропеванием гласного звука (КУУУУ МОООО и т.д. всего не менее 5-6 слогов), затем делает шаг по веревке, ленте, куску материи.

Игра «Забрось мячик в коробку». Ребенок четко повторяет слог с пропеванием гласного звука (КУУУУ МОООО и т.д. всего не менее 5-6 слогов), затем бросает мячик в коробку.

Игра «Поймай (перекати) мячик». Ребенок должен четко повторить слог с пропеванием гласного звука (КУУУУ МОООО и т.д. всего не менее 5-6 слогов), затем перекатить мячик взрослому.

Игра «Сложи картинку из частей». Ребенок точно повторяет слог и только после этого получает часть картинки и складывает из частей целое. Аналогично можно поиграть с палочками «Сложи домик» (кустик, лесенку, елочку), «Сложи башню» из конструктора, кубиков, «Намотай нитку на пальчик», «Надень колечко на пальчик».

Работа на уровне слова

Важно научить ребенка соединять слоги в слова. Это происходит поэтапно. На начальном этапе учимся соединять два прямых слога типа НО-ГИ   ПИ-ЛА   У-ШИ либо слово из трех звуков типа: МА-К   СУ-П   КО-Т. Далее учимся воспроизводить слова из трех прямых слогов типа: МА-ЛИ-НА   КУ-БИ-КИ и т.д.

Общие правила заучивания двухсложных слов

-ребенок не должен знать, какое слово заучивается.

- слово должно сопровождаться показом картинки, которая показывается после произношения целого слова.

- первый слог слова повторяется несколько раз (с длительным протягиванием гласного звука): НОО НОО НОО. После того как взрослый убедился, что у ребенка это получается, добавляется второй слог: ГИ. И только затем говорим слово целиком: НОГИ. Важно! Гласные звуки должны звучать чисто, не путаем О с У, Ы с И, М с Н.

Когда у ребенка произношение нового слова получилось и закрепилось, добавляем слова ЭТО  ВОТ   ТАМ   МОЙ

Это ноги. Там Миша. Мой кот. Это мой кот. Это мои ноги.

Далее вводим изучаемое слово в состав предложения с предлогом У.

У мамы бусы. У папы кот.

Контуры слов

Многие двухсложные и трехсложные слова, которые часто встречаются в повседневной жизни, содержат стечение согласных звуков: СНими   оТКРой    СТоит   СПит. В таких случаях учим контур слова т.е. учимся произносить это слово схематично. При заучивании контура слова важно соблюдать количество слогов и гласные звуки. В процессе работы с картинкой обращаем внимание на то, что подчеркнутые буквы должны получиться, надо добиться их чистого произношения, а зачеркнутые буквы можно не произносить.

СТОИТ – ТА-И+Т

СПИТ – ПИ+Т

ОТКРОЙ – А-КОЙ

СНИМИ – НИ-МИ

Некоторые дети не договаривают до конца слова, обозначающие действия ИДЕТ – ИДЕ ИДЕК. Чтобы добиться чистого произношения слова ИДЕТ, нужно протянуть последний гласный ООО и только потом добавить звук Т утрированно, с нажимом.

Работа на уровне предложения.

Поскольку дети не стремятся выражать просьбы с помощью речи, а прибегают к жестам, важно создать обстановку, принуждающую ребенка говорить, а не показывать. При этом нужно научить обращаться к взрослому. Подобная фраза будет звучать схематично, приближенно к норме.

Тетя, дай игру. (Тетя, дай и-гу).

Мама, открой дверь. (Мама, а-ко ве).

Тетя, сними майку. (Тетя, ними ма-ку).

При заучивании фразы из 2 слов приучаем ребенка сначала молча прослушать фразу, и только затем ее повторить. Часто дети пытаются говорить вместе со взрослым, в итоге не запоминают предложение, не понимают смысл. Можно предложить ребенку приложить пальчик ко рту и только слушать. Взрослый повторяет фразу несколько раз. И только потом повторяет ребенок.

Если ребенок не может запомнить сразу два слова, заучивается в предложении сначала первое слово, затем второе, а затем и вся фраза.

При заучивании фразы из 3 слов приучаем ребенка правильно проговаривать падежные окончания.

Зайчик ест морковку (но не морковка).

Мальчик копает лопатой (но не лопата).

Задаем вопросы, помогающие уточнить и понять смысл действия типа Что ест зайчик? Чем копает мальчик? Кому мальчик дает мяч.

Для понимания пространственного расположения предметов и в будущем употребления предлогов НА  ПОД  ИЗ  В  ПО У  в речи предлагаем ребенку выполнить задания типа –положи мяч на стул (под стул, в стол, за коробку).

Общие правила проведения домашнего занятия.

Обучающее занятие дома должно длиться от 15 и далее минут в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, от степени утомляемости, от умения трудиться, слушаться взрослого.

Начинать надо с самого трудного.

Части занятия могут переключаться от положения сидя –стоя- лежа.

Гимнастика язычка должна проводиться с фиксированной головой к твердой поверхности.

Домашнее занятие нужно проводить в тишине.

Например.

Заучиваем несколько слов-дуем на водичку-делаем гимнастику язычка-заучиваем фразу-делаем массаж губ лежа-игра на понимание пространственного расположения предметов-пальчиковая гимнастика.

Удачи!