Консультация для родителей
«Как помочь детям начать говорить»
Речевое отставание от возрастной нормы приводит к очень серьезным последствиям в будущей учебной деятельности в школе. Очень важно дать детям равные стартовые возможности.
Известно, что речь состоит из нескольких компонентов:
Звукопроизношение
Дети неправильно воспроизводят гласные звуки (А У О Ы И), шипящие звуки (Ш Ж Ч Щ), свистящие звуки (С З Ц), сонорные звуки (Р РЬ Л ЛЬ), так же многие дети путают звуки в словах, даже если изолированно проговаривают чисто: заменяют звук К на звук Т , звук М на звук Н, звук О на звук У, звук Ы на звук И. Почему так происходит? Все дело в том, что мышцы языка и губ слабые, недостаточно развиты для того, чтобы удержать позу, нужную для произношения определенного звука. Например, чтобы произнести звуки Ш Ж Р Ч Щ, нужно научиться поднимать язык к небу. Чтобы произносить звуки С З Ц, нужно научиться удерживать язык у основания нижних зубов. Все позиции языка должны быть точными, иначе нужный звук будет звучать искаженно, приближенно. Чтобы развить мышцы языка и добиться нужного положения во рту – необходима ежедневная тренировка-артикуляционная гимнастика языка и губ.
Тренинг с родителями. Артикуляционная гимнастика. Упражнения «Качели», «Маляр», «Дятел».
В создании звука участвует не только язык, но и воздушная струя. Чтобы научиться говорить шипящие, свистящие звуки и особенно звук Р, нужно дуть на язык сильной воздушной струей, идущей по центру языка. Если воздушная струя идет не по центру языка, а ребенок дует в щеку, получается хлюпающий звук. Чтобы выработать сильную воздушную струю, идущую по центру языка, учим ребенка дуть через трубочку на воду, на пушинки, на игрушки-пропеллеры, надуваем шарики.
Тренинг с родителями. Выработка воздушной струи. Дуть на пушинку, не надувая щеки, произносить звуки ШШШ РРР
Многие дети путают гласные звуки У О, произносят приближенно, потому что их артикуляция похожа. Учимся вытягивать губы трубочкой и произносить эти звуки то длинно, то коротко, то громко, то тихо. Можно надавить пальчиками на щеки ребенка, чтобы рот открылся шире. Если ребенок не может вытянуть губы трубочкой - нужно губы массажировать:
Тренинг с родителями. Массаж губ. - вытягивание с поглаживанием
- вытягивание с прищипыванием по центру губы
- вытягивание с придавливанием по бокам губы
Массаж подъязычной области языка шариковым зондом.
Работа на уровне слога.
В качестве подготовки к последующему этапу -заучиванию слов- рекомендуется проводить следующие игры, помогающие научиться воспроизводить отчетливо, чисто просто отдельные слоги. Поскольку процесс воспроизведения слогов, слов представляет для ребенка большую трудность и сопровождается волевым усилием, необходимо облегчить эту задачу с помощью игр.
Игра «Пойдем по дорожке» Ребенок четко повторяет слог с пропеванием гласного звука (КУУУУ МОООО и т.д. всего не менее 5-6 слогов), затем делает шаг по веревке, ленте, куску материи.
Игра «Забрось мячик в коробку». Ребенок четко повторяет слог с пропеванием гласного звука (КУУУУ МОООО и т.д. всего не менее 5-6 слогов), затем бросает мячик в коробку.
Игра «Поймай (перекати) мячик». Ребенок должен четко повторить слог с пропеванием гласного звука (КУУУУ МОООО и т.д. всего не менее 5-6 слогов), затем перекатить мячик взрослому.
Игра «Сложи картинку из частей». Ребенок точно повторяет слог и только после этого получает часть картинки и складывает из частей целое. Аналогично можно поиграть с палочками «Сложи домик» (кустик, лесенку, елочку), «Сложи башню» из конструктора, кубиков, «Намотай нитку на пальчик», «Надень колечко на пальчик».
Работа на уровне слова
Важно научить ребенка соединять слоги в слова. Это происходит поэтапно. На начальном этапе учимся соединять два прямых слога типа НО-ГИ ПИ-ЛА У-ШИ либо слово из трех звуков типа: МА-К СУ-П КО-Т. Далее учимся воспроизводить слова из трех прямых слогов типа: МА-ЛИ-НА КУ-БИ-КИ и т.д.
Общие правила заучивания двухсложных слов
-ребенок не должен знать, какое слово заучивается.
- слово должно сопровождаться показом картинки, которая показывается после произношения целого слова.
- первый слог слова повторяется несколько раз (с длительным протягиванием гласного звука): НОО НОО НОО. После того как взрослый убедился, что у ребенка это получается, добавляется второй слог: ГИ. И только затем говорим слово целиком: НОГИ. Важно! Гласные звуки должны звучать чисто, не путаем О с У, Ы с И, М с Н.
Когда у ребенка произношение нового слова получилось и закрепилось, добавляем слова ЭТО ВОТ ТАМ МОЙ
Это ноги. Там Миша. Мой кот. Это мой кот. Это мои ноги.
Далее вводим изучаемое слово в состав предложения с предлогом У.
У мамы бусы. У папы кот.
Контуры слов
Многие двухсложные и трехсложные слова, которые часто встречаются в повседневной жизни, содержат стечение согласных звуков: СНими оТКРой СТоит СПит. В таких случаях учим контур слова т.е. учимся произносить это слово схематично. При заучивании контура слова важно соблюдать количество слогов и гласные звуки. В процессе работы с картинкой обращаем внимание на то, что подчеркнутые буквы должны получиться, надо добиться их чистого произношения, а зачеркнутые буквы можно не произносить.
СТОИТ – ТА-И+Т
СПИТ – ПИ+Т
ОТКРОЙ – А-КОЙ
СНИМИ – НИ-МИ
Некоторые дети не договаривают до конца слова, обозначающие действия ИДЕТ – ИДЕ ИДЕК. Чтобы добиться чистого произношения слова ИДЕТ, нужно протянуть последний гласный ООО и только потом добавить звук Т утрированно, с нажимом.
Работа на уровне предложения.
Поскольку дети не стремятся выражать просьбы с помощью речи, а прибегают к жестам, важно создать обстановку, принуждающую ребенка говорить, а не показывать. При этом нужно научить обращаться к взрослому. Подобная фраза будет звучать схематично, приближенно к норме.
Тетя, дай игру. (Тетя, дай и-гу).
Мама, открой дверь. (Мама, а-ко ве).
Тетя, сними майку. (Тетя, ними ма-ку).
При заучивании фразы из 2 слов приучаем ребенка сначала молча прослушать фразу, и только затем ее повторить. Часто дети пытаются говорить вместе со взрослым, в итоге не запоминают предложение, не понимают смысл. Можно предложить ребенку приложить пальчик ко рту и только слушать. Взрослый повторяет фразу несколько раз. И только потом повторяет ребенок.
Если ребенок не может запомнить сразу два слова, заучивается в предложении сначала первое слово, затем второе, а затем и вся фраза.
При заучивании фразы из 3 слов приучаем ребенка правильно проговаривать падежные окончания.
Зайчик ест морковку (но не морковка).
Мальчик копает лопатой (но не лопата).
Задаем вопросы, помогающие уточнить и понять смысл действия типа Что ест зайчик? Чем копает мальчик? Кому мальчик дает мяч.
Для понимания пространственного расположения предметов и в будущем употребления предлогов НА ПОД ИЗ В ПО У в речи предлагаем ребенку выполнить задания типа –положи мяч на стул (под стул, в стол, за коробку).
Общие правила проведения домашнего занятия.
Обучающее занятие дома должно длиться от 15 и далее минут в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, от степени утомляемости, от умения трудиться, слушаться взрослого.
Начинать надо с самого трудного.
Части занятия могут переключаться от положения сидя –стоя- лежа.
Гимнастика язычка должна проводиться с фиксированной головой к твердой поверхности.
Домашнее занятие нужно проводить в тишине.
Например.
Заучиваем несколько слов-дуем на водичку-делаем гимнастику язычка-заучиваем фразу-делаем массаж губ лежа-игра на понимание пространственного расположения предметов-пальчиковая гимнастика.
Удачи!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.