Консультация "Мелкая моторика"
Оценка 4.6

Консультация "Мелкая моторика"

Оценка 4.6
Работа с родителями
docx
родителям
18.02.2022
Консультация "Мелкая моторика"
1.docx

Мелкая моторика.

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем человека, зачастую в сочетании с зрительной системой в выполнении мелких точных движений кистями и пальцами рук и ног. Часто для понятия «мелкая моторика» используется такой термин как «ловкость».

Роль игрушки для развития мелкой моторики у детей заключается в том, что бы ускорить, а также усовершенствовать данный навык в развитии ребенка.

Ученые пришли к выводу, что приблизительно треть всей поверхности двигательной проекции головного мозга занимает именно проекция кисти рук, которая располагается рядом с речевой зоной. Из этого следует вывод: развитие речи ребенка и развитие мелкой моторики два взаимосвязанных неразрывных процесса. Отмечу также, что к сфере мелкой моторики относится огромное разнообразие всяческих движений. Это и примитивные жесты, такие как захват различных объектов, это и очень мелкие движения, от качества которых зависит почерк человека. Вязание это один их ярких примеров действий мелкой моторики.

 

Каким образом происходит развитие мелкой моторики?

Процесс развития мелкой моторики происходит естественным, природным путем на базе развития общей моторики человека. Развитие моторики проходит сложный путь, начиная с хватания предмета ладошкой целиком, затем совершенствуется в процессе перекладывания предмета из руки в руку, а уже к двум годам ребенок может не только правильно держать ложку и кисточку, но и рисовать. Процесс совершенствования моторных навыков активно происходит в дошкольном и раннем школьном возрасте.

Ребенок все чаще выполняет сложные действия, требующие согласованных действий обеих рук.

 

Что способствует процессу ускорения развития мелкой моторики?

Психологи и педагоги рекомендуют начинать заниматься развитием мелкой моторики малыша уже с восьмимесячного возраста путем активной тренировки пальцев ребенка. Что же способствует развитию мелкой моторики малыша?

Существует несколько эффективных способов развития мелкой моторики:

- игры с мелкими предметами (мозаика, пазлы, бусы, конструкторы и т.д.);

- пальчиковые игры;

- лепка;

- массаж пальцев и кистей.

Важно отметить, что хорошим помощником для развития мелкой моторики у детей станут разнообразные развивающие игрушки, многие из которых родители в состоянии изготовить самостоятельно.

 

Игры-упражнения для развития мелкой моторики у детей.

 

Фасоль и горох.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д.

 

Коробочка с прищепками.

Прищепки можно цеплять не только на веревочку, но и на картонную коробку. Для этих целей подойдет коробка из-под обуви или подарочная упаковка. Чтобы сделать это упражнение более интересным и полезным, я наклеила круглые стикеры с буквами по краю коробки и написала соответствующие буквы на прищепках. Задание состоит в том, чтобы найти и совместить букву на прищепке с буквой на коробочке. Можно заменить буквы цифрами или геометрическими фигурами.

 

Цветной песок.

Пусть ребенок нарисует простой контурный рисунок на листе бумаги и смажет его клеем. После этого, захватывая пальцами песок, заполнит им рисунок. Даст клею подсохнуть. В конце надо сгрести лишний песок с картинки.

 

Переливание жидкостей и не только.

 

Научите ребенка переливать жидкости из одного сосуда в другой. Но начинать лучше с «переливания» семян, например, гороха. После этого можно учиться «переливать» песок, и только потом воду.

 

Рисунок из фасоли.

На кусочке картона ребенок рисует простое изображение, например, человечка. После этого наносит клей на линии карандаша и наклеивает фасоль. Работа с такими мелкими предметами как фасоль тренирует мышцы кисти и пальцев.

 

Сортировка семян.

Требуется рассортировать различные виды семян с помощью пинцета.

 

Сортировка мелких предметов.

Сортировка по цвету, форме, размеру мелких предметов, например, бусинок.

 

Трубочки для коктейля.

Разрежьте на мелкие кусочки разноцветные пластиковые трубочки для коктейля. Упражнение состоит в том, чтобы нанизывать на ниточку эти кусочки в определенной последовательности.

Помните, что чем «умнее» руки, тем умнее Ваш ребенок. Целенаправленно приобретая игрушки для развития мелкой моторики у детей, Вы делаете существенный вклад в развитие Вашего малыша. Важно только помнить, что любая игрушка принесет мало пользы, если малыш будет играть с нею в «гордом одиночестве». Лишь благодаря совместному «общему делу» родителей и ребенка получится хороший положительный результат.

 

Анализ игрушек для развития мелкой моторики у детей.

 

Игрушки-шнуровки.

Самые простые шнуровки предназначены для детей в возрасте от одного-трех лет. В игровой форме осуществляется развитие мелкой моторики рук, а, следовательно, поэтапная подготовка ребенка к письму. Шнуровка дает возможность придумать множество игр. Это и непосредственно шнурование, и возможность использовать элементы «шнуровки» в сюжетно-ролевых играх или изучать основные цвета. Игры-шнуровки созданы с целью развития мелкой моторики рук, усидчивости и глазомера. В процессе игры совершенствуется координация движений и гибкость кистей рук.

 

Кубики.

Данная игрушка появляется в жизни малыша с самого раннего детства. При помощи деревянных или пластмассовых кубиков можно конструировать башни, строить крепости. Кроме того, есть деревянные кубики с нанесенными на них картинками (например, овощи, домашние животные, герои сказок и т.д.), благодаря которым игра в кубики переходит в собирание картинки.

 

Различные пирамидки.

«Пирамидки эти не простые, это игрушки – для развития мелкой моторики, так и логического мышления ребенка». Что же представляют собой современные пирамидки?

Пирамидка это одна из базовых развивающих игрушек для ребенка конца первого, всего второго и третьего года жизни. Эта игрушка помогает развивать мелкую моторику, логическое мышление, освоение новых форм, различных форм и размеров, а также цветов. Пирамидка также интересный универсальный конструктор. Пирамидка, изготовленная из дерева, несет в себе положительную энергию деревянной игрушки. Элементы такой пирамидки приятно держать в руках, поскольку они всегда теплые на ощупь, а шероховатая поверхность отлично развивает тактильную чувствительность малыша. Существуют различные пирамидки с разной степенью сложности. Для самых маленьких нужно пирамидку с минимальным количеством колец. После полутора лет ребенок постепенно начинает осваивать понятие размера, благодаря чему собирает пирамидку в правильной последовательности колец.

 

Пазлы.

Собирая красочные картинки, малыш развивает не только мелкую моторику, но и внимательность, сообразительность, логическое мышление, координирование работы глаз и кистей рук.

 

Мозаика.

Игры с разными мозаиками способствуют развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребенка.

 

Доски Сегена.

Доски Сегена представляют собой разборные картинки, это деревянные доски с вкладышами, на которых изображены различные живые или неживые предметы. Малыш должен закрыть доску составляющими элементами, подобрав нужную по рисунку и размеру часть. Данная игра способствует развитию речи, логики, координации движений, мелкой моторики рук, а также пространственного восприятия малыша.

 

Пальчиковые игры, пальчиковые куклы и куклы-перчатки.

Пальчиковые игры народная мудрость принесла к нам из глубины веков. Всем нам хорошо известны игры «Сорока-ворона», «Ладушки», «Коза-рогатая» и много другое. Игры и гимнастика для пальчиков помогают в общем всестороннем развитии малыша.

Пальчиковые куклы могут быть мягкими тканевыми. Благодаря такому нехитрому театральному реквизиту, можно не только устроить кукольный спектакль с участием малыша, но и отлично потренировать маленькие пальчики.

 

Кубы-сортеры.

Куб-сортёр замечательная игрушка для раннего развития крохи. Ребенок учится подбирать фигурки по форме и вставлять их в соответствующие отверстия. Благодаря таким занятиям малыш развивает мелкую моторику пальцев рук, а также знакомится с различными геометрическими фигурами и различными цветами.

 

Конструкторы.

Свободное конструирование самый простой способ развития у ребенка пространственного мышления,  моторики, творческих потребностей и произвольных действий. Поэтому, первый конструктор, с которым познакомится ребенок, должен быть обязательно деревянным. Деревянные детали конструктора очень приятно держать и вертеть в маленьких, да и те только, ручках. Такой массаж рук благотворно воздействует на развитие осязания и мелкой моторики рук, а также полезен для здоровья. Как раз такие конструкторы рекомендуются детскими психологами и педагогами в качестве первого детского конструктора.

 

Рамки и вкладыши.

Деревянные пазлы, или рамки-вкладыши, способствуют развитию мелкой моторики рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия, целостного восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления ребенка. Впервые такие рамки были использованы Марией Монтессори. Игра строится на сравнении отверстий в рамке и вкладыша. Общим результатом могут быть как просто собранные в рамку фигуры, так и более сложные композиции. Существуют как простые рамки-вкладыши для самых маленьких, так и более сложные для деток постарше.

 

Пластилин или тесто для лепки.

При помощи пластилина ребенок самовыражается, не только творчески, но и развивает гибкость и подвижность своих пальцев, что в свою очередь, способствует улучшению речи.

 

Пальчиковый театр.

 

 

 

Функциональный куб, панно, игры-шнуровки.

 

Игры со счетными палочками, прищепками, скручивание ленточек.

 

 

Игры с бусинками, макаронами, резинками.

 

 

Игры с крупами, сухие бассейны.

 

 

 

Игры с конструкторами, Лего, строительным материалом, кубиками.

 

Пазлы.

 

Игры с пирамидками.

 

 

Игры с вкладышами.

 

 

Игры на забивание молоточком, инструменты.

 

 

 

 

 

 

 

Определение на ощупь: «чудесный мешочек»; мягкие игрушки, наполненные крупами, пуговицами и др.

 

Рисование: ватные палочки, штампы, раскраски, трафареты.

 

Пальчиковая гимнастика за столом.

- Свободное похлопывание кистями по столу поочередно и одновременно.

- Свободное постукивание пальцами по столу обеими руками и поочередно.

-Имитация игры на пианино.

-поочередное приподнимание и опускание пальцев (кисти рук лежат на столе) правой руки, левой руки, обеих рук одновременно.

Все эти пособия и игры должны находиться в свободном доступе для ребенка. При этом воспитатель объясняет, показывает, рассказывает, для чего нужны данные пособия и игры, как их использовать, соблюдая технику безопасности и руководствуясь принципами охраны жизни и здоровья воспитанника.


 

Мелкая моторика. Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем человека, зачастую в сочетании с зрительной системой в выполнении мелких точных…

Мелкая моторика. Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем человека, зачастую в сочетании с зрительной системой в выполнении мелких точных…

Игры-упражнения для развития мелкой моторики у детей

Игры-упражнения для развития мелкой моторики у детей

Трубочки для коктейля. Разрежьте на мелкие кусочки разноцветные пластиковые трубочки для коктейля

Трубочки для коктейля. Разрежьте на мелкие кусочки разноцветные пластиковые трубочки для коктейля

После полутора лет ребенок постепенно начинает осваивать понятие размера, благодаря чему собирает пирамидку в правильной последовательности колец

После полутора лет ребенок постепенно начинает осваивать понятие размера, благодаря чему собирает пирамидку в правильной последовательности колец

Рамки и вкладыши. Деревянные пазлы, или рамки-вкладыши, способствуют развитию мелкой моторики рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия, целостного восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления ребенка

Рамки и вкладыши. Деревянные пазлы, или рамки-вкладыши, способствуют развитию мелкой моторики рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия, целостного восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления ребенка

Игры со счетными палочками, прищепками, скручивание ленточек

Игры со счетными палочками, прищепками, скручивание ленточек

Определение на ощупь: «чудесный мешочек»; мягкие игрушки, наполненные крупами, пуговицами и др

Определение на ощупь: «чудесный мешочек»; мягкие игрушки, наполненные крупами, пуговицами и др
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2022