Консультация на тему:
«Методы и приемы в обучении детей раннего возраста»
Воспитание детей от 2-х месяцев до 7 лет, педагогическая преемственность в работе с группами раннего и дошкольного возраста приобретает все большую актуальность.
Маленький ребенок развивается в активной деятельности, приобретает способности действовать. Педагогическое воздействие на формирование у детей той или иной деятельности – один из основных принципов «Программы воспитания в детском саду» осуществляется педагогическое воздействие на занятиях через методы и приемы.
Метод – способ воздействия или способ передачи знаний.
Прием – варианты применения данного метода.
Методы и приемы подразделяются на игровые, словесные, наглядные и практические. Рассмотрим их в отдельности.
1. Игровые методы и приемы в обучении детей:
-дидактические игры,
-подвижные игры,
-игры-забавы, инсценировки.
Приемы:
А) Внесение игрушек,
Б) Создание игровых ситуаций (сегодня мы будем птичками)
В) Обыгрывание игрушек, предметов (например, чтение стихотворения «Уронили Мишку на пол», дидактическая игра «Скажи, что звучит»)
Г) Сюрпризность, эмоциональность (показ «Птичка и собачка» - воспитатель показывает пищалку, вызывает желание прислушиваться «Кто это поет, поищите». Прилетает птичка, кружится над детьми, садится на руки, чирикает.)
Д) Внезапность появления, исчезновение игрушки.
Е) Изменение местонахождения игрушек (зайчик на столе, под шкафом, над шкафом).
Ж) Показ предметов в разных действиях (спит, ходит, кушает).
З) Интригующие обстановки.
2. Словесные методы и приемы:
1) Чтение и рассказывание стихов, потешек, сказок.
2) Разговор, беседа.
3) Рассматривание картинки, инсценировки.
Приемы:
-Показ с называнием игрушек, предметов. Кукла Маша идет, идет, бах – упала, упала. Маша, ой-ой, плачет.
-Просьба произнести, сказать слово (это платье).
-Перекличка до 1,5 лет («скажи-повтори»).
-Подсказывание нужного слова.
-Объяснение назначения предмета (посуда – это из чего мы едим и пьем).
-Многократное повторение нового слова в сочетании со знакомым (у кошки котята, у курицы цыплята).
-Вопросы.
-Договаривание слова в конце фразы («Котята пьют (молоко)», «Катя, ешь суп (с хлебом)»).
-Повторение слова за воспитателем.
-Пояснение.
-Напоминание.
-Использование художественного слова (потешки, песенки, стихи, шутки).
3. Практические методы:
1) Упражнения (оказание помощи).
2) Совместные действия воспитателя и ребенка.
3) Выполнение поручений.
4. Наглядные методы и приемы:
1) Показ предметов, игрушек.
2) Наблюдение явлений природы, труда взрослых.
3) Рассматривание живых объектов.
4) Показ образца.
5) Использование кукольного театра, теневого, настольного, фланелеграфа.
6) Диафильмы.
Приемы:
-Непосредственное восприятие предмета, игрушки.
-Показ с называнием (это кролик).
-Пояснение к тому, что видят дети (это Катя пришла; Катя идет гулять; иди, Катя, иди; ой, побежала Катя и убежала).
-Просьба-предложение (Андрюша, давай, покорми птичку).
-Многократное повторение слова.
-Активное действие детей.
-Приближение объекта к детям.
-Задание детям (иди, Вася, покорми кролика).
-Вопросы (простые для детей до 1,5 лет, с 2-3 лет сложные).
-Художественное слово.
-Включение предметов в деятельность детей («Вот я кладу кубик, на него еще кубик, еще кубик, получилась башенка»).
-Выполнение игровых действий.
8. Консультация на тему:
«Развитие речи у детей раннего возраста»
Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Бурное развитие речи в дошкольном периоде связано с предметной деятельностью ребенка.
На втором году жизни у ребенка возрастает интерес ко всему окружающему: он хочет все увидеть, познать, взять в руки. Эти желания превышают возможности ребенка, и он вынужден обратиться за помощью к взрослому. Однако имеющихся средств общения (жесты, мимика, отдельные слова) ребенку уже не хватает, чтобы быть понятым, чтобы его возросшая потребность в общении была удовлетворена. Возникает противоречие, которое разрешается путем возникновения новой формы общения – активной самостоятельной речи. Этот скачок в развитии происходит обычно в возрасте от 1 года 5 месяцев до 2 лет.
Переход к самостоятельной речи – важный этап во всем психическом развитии ребенка. Прежде всего, это переход от младенческого к раннему возрасту.
Второе полугодие второго года жизни характеризуется интенсивным развитием словаря ребенка (к 1 году 8 месяцам он достигает 100 слов, к 2 годам – свыше 300 слов).
Исследование, проведенное белорусским психологом Р. И. Водейко, показало, что развитие словаря ребенка представляет собой процесс неравномерного накопления различных категорий слов: «Слов-предметов у ребенка всегда больше, чем слов-действий; слов-отношений больше, чем слов-признаков».
В словаре детей 3-го года жизни, по данным В. В. Гербовой, преобладают существительные, обозначающие средства передвижения, предметы обихода и объекты живой природы. При этом пассивный словарь выше активного в 1,2 – 1,3 раза.
На протяжении раннего возраста словарь ребенка усложняется – многозначность слова сменяется более высокой устойчивостью, ярко выражена предметная отнесенность слова.
Кроме быстро растущего словаря конец 2-го года жизни характеризуется усвоением грамматического строя предложений. В этом процессе А. Н. Гвоздев (1961) выделяет два периода: от 1 года 3 месяцев до 1 года 10 месяцев и от 1 года 10 месяцев до 3 лет.
Первый – это период предложений, состоящих из аморфных слов – корней, которые во всех случаях употребляются в одном неизменном виде.
Здесь отчетливо выделяется стадия однословного предложения ( 1 год 3 месяца – 1 год 8 месяцев) и стадия двух-трехсловных предложений.
Первые предложения ребенка являются однословными и имеют несколько разновидностей:
- предложение – наименование предмета типа назывного (дядя, папа);
- предложение – обращение, выражающее преимущественно просьбу, желание (баби-баби-баби, тэта-тэта, тата);
- предложение, выражаемое каким- либо междометием или автономным словом (чик-чик, ам-ам). Очень часто это глагольные формы (спать, кушать).
А. Н. Гвоздев (1961) отмечал, что слова-предложения по своему значению представляют законченное целое, выражающее какое-либо сообщение. Но высказывание тем отличается от слова, что слово только называет предмет, а высказывание отражает ситуацию. Дети говорят о том, что делают, видят, что в данный момент происходит. Таким образом, однословные предложения можно отнести к ситуативной речи. Она понятна собеседнику только при учете жестов, движений, мимики, интонации.
Появление двухсловного предложения вызвано новыми потребностями, возникшими как результат противоречия между прежней формой речевого общения и необходимостью ребенка более точно выразить свои желания. А. А. Леушина (1941) описывает такой случай. Девочка ( 1 год 7 месяцев) просит мать поиграть с ней, выражая это словами «ма-ми…, мами…, мами!». И когда ее просьба остается без ответа, ребенок неожиданно говорит: «Мами, игай!» (играй), «Мами, гиди!» (гляди).
Второй период в овладении грамматикой – это период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения. Он характеризуется быстрым ростом разных типов простого и сложного предложений, усвоением служебных слов. К трем годам ребенок овладевает почти всеми падежами и всеми предметными отношениями, которые с их помощью выражаются.
Например:
Где моя мама? Почему слон живет в лесу? Я севоня купила в магазине для Кати не зеленые, не синие, не желтые, а прямо красные туфельки! (из дневника А. Д. Салаховой).
На первом этапе развития речь ребенка ситуативна. Так как она тесно связана с практической деятельностью, осуществляемой совместно со взрослыми и сверстниками, то чаще всего (80 %, по данным Т. Слава-Казаку) протекает в форме диалога. Диалог как форма речевого общения имеет чрезвычайно большое значение, так как способствует развитию социальных отношений у детей. Посредством диалога дети привлекают друг друга к общей игре, занятию, устанавливают контакт.
Некоторые дети не умеют поддержать разговор ни сверстника, ни взрослого. В подобных случаях взрослые привлекают ребенка к таким играм, где есть роли для разговаривающих детей, темы разговора подсказываются ситуацией игры, или привлекают к заучиванию маленьких сценок из сказок. Выученные обороты речи дети используют как материал в играх-драматизациях.
В раннем возрасте возникает и описательная речь ребенка. Появление ее связано с расширением круга общения дошкольника, его представлений, с ростом его самостоятельности. Ситуативная, свернутая речь уже не может обеспечить полного взаимопонимания, когда, например, ребенок хочет рассказать воспитателю о событиях, происшедших в семье или во дворе, в которых педагог не принимал участия.
Жесты, мимика, так широко используемые в ситуативной речи, в этом случае ребенку не могут существенно помочь. Возникшее противоречие между потребностью в общении, взаимопонимании и ограниченностью имеющихся средств для этого ведет к возникновению описательной, развернутой речи.
Важная роль в ее формировании принадлежит взрослому, который знакомит ребенка с примерами такой речи, ее эталонами (сказки, рассказы).
Получает дальнейшее развитие в раннем возрасте и понимание речи ребенком.
По данным А. А. Люблинской, особое значение при понимании речи имеет вычленение ребенком самих действий с предметами и обозначение взрослыми этих действий в словах. Ребенок способен понять поручение и инструкцию взрослого, что является одним из важнейших условий формирования «делового» общения взрослого и ребенка, а также позволяет руководить поведением ребенка при помощи речи. Поводом для действий ребенка является уже словесное обращение, чего не наблюдалось в период доречевого общения.
На третьем году понимание речи возрастает и по объему, и по качеству. Дети понимают уже не только речь-инструкцию, но и речь-рассказ. Это важное приобретение. В сказке, рассказе, стихотворении сообщается много информации о предметах и явлениях, недоступных непосредственному опыту («Репка», «Три медведя», «Курочка Ряба»).
Совершенствуется в раннем возрасте и звуковая сторона языка. Она включает в себя различение звуков языка (фонематический слух) и формирование правильного произношения звуков речи. Сначала, как мы указывали, ребенок улавливает общую ритмико-мелодическую структуру слова или фразы, а в конце второго, на третьем году жизни строится правильное произношение звуков. Это повышает требования к речи взрослых. Очень важно, чтобы она была правильной, все звуки, произносимые взрослыми, были четкими, а ритм речи – не слишком быстрым. Если речь ухаживающего за ребенком взрослого имеет дефекты – картавость, шепелявость, заикание, то эти дефекты будут воспроизводиться ребенком. Вся огромная работа, которую проделывает ребенок, учась отличать одно слово от другого, является прежде всего работой над материальной, звуковой стороной языка. Дети любят произносить какое-нибудь слово, часто искаженное или ничего не значащее, только потому, что им нравятся звуки этого слова. К. И. Чуковский (1983) собрал большой материал по усвоению ребенком звуковой оболочки языка. Рифмотворчество, отмечают специалисты, является неизбежной и очень рациональной системой упражнений в фонетике.
Итак, в раннем возрасте ребенок активно усваивает все компоненты родного языка.
Характеристика речевой деятельности детей 1-го года жизни
Произносить первые слова большинство детей начинает на втором году жизни, в возрасте 12-14 месяцев. До этого времени у ребенка наблюдается предшествующая речи звуковая активность – подготовительные упражнения, способствующие развитию говорения, умению произносить слова, овладению речью.
Эта звуковая активность раньше всего проявляется в крике. Крик ребенка, похожий на плач, - сигнал о неблагополучии, своеобразное сообщение взрослым, родителям о том, что ему необходимо в чем-то помочь.
Ребенок кричит по четырем причинам: когда голоден, когда ему холодно, когда он нуждается в смене белья и, наконец, если ему нездоровится. Опытное ухо матерей разбирает характер детского крика и определяет его причину. Когда устраняются эти причины, крик ребенка прекращается.
Когда ребенок здоров, сыт, когда ему достаточно тепло, то сравнительно рано, приблизительно на третьем месяце жизни, звуковая активность его проявляется в форме «гуления». «Гу-агу» - такие звуки издает ребенок. Это гуление сопровождается выражением радости, удовольствия на личике ребенка. Интересно, что положительное настроение ребенка значительно ярче и сильнее проявляется, когда взрослые обращаются к нему с речью, когда они разговаривают с ним.
Поэтому речь ребенка надо развивать с самого начала жизни. Надо «разговаривать» с ребенком, когда его берут кормить, когда ему меняют белье, делают гигиенические процедуры, когда он, бодрствуя, лежит в кроватке. Говорить с ним или напевать колыбельную песенку следует и перед засыпанием. Надо, чтобы с самого начала жизни ребенок слышал и воспринимал человеческую речь. Это первое и необходимое условие для его нормального развития.
К шести месяцам дети начинают лепетать, произнося при этом больше звуков, чем раньше. Ребенок уже начинает подражать взрослым, повторяя некоторые элементы слышимой от них речи.
В лепете ребенка многократно ритмически повторяются отдельные слоги: ма-ма, ам-ам, па-па, ба-ба, дя-дя, ня-ня и т.п. Из этих сочетаний и образуются первые слова, содержание и смысл которых складываются и вырабатываются у ребенка под влиянием взрослых.
В этот период жизни ребенка следует говорить с ним, перекликаться, повторять звуки, которые встречаются в его лепете. Необходимо лепет связывать с предметами и таким образом наполнять его определенным содержанием, развивая у ребенка понимание окружающей действительности. Детям нравится, когда с ними разговаривают. Они внимательно прислушиваются к речи взрослых, воспринимают ее, пытаются повторять и повторяют некоторые звуки.
С 6-7 месяцев дети начинают постепенно понимать речь и отвечать на нее определенными действиями. Они подползают или подходят на зов, отвечают на приветствия, качая головой, прощаются, махая ручкой, делают «ладушки», находят и показывают предметы по просьбе взрослых. К году они начинают сообщать звуками о своих нуждах, например, произносят «ам-ам» (хочу есть), «бах» (упала игрушка), обращают звуками внимание взрослых на предметы, которые их интересуют.
Характеристика речевой деятельности детей 2-го года жизни
В 12-14 месяцев у детей появляются первые слова, возникающие из лепета: «мама», «баба», «папа», «няня», «ляля» и т.д. В течение второго года, если с ребенком разговаривают, с каждым днем расширяется его активная речь, он все больше и больше произносит слов. Исследования показывают, что при благоприятных условиях развития и воспитания к двум годам в речи ребенка может быть до 250 – 300 слов.
Бывают случаи, когда дети начинают говорить (произносить первые слова) не в 14 месяцев, а значительно позднее – к двум и даже к трем годам. Такое отставание может быть вызвано разными причинами. Возможно, уделяется мало внимания в плане общения с ребенком или взрослые пытаются предвосхитить любой запрос малыша и ему не нужно стремиться выражать их словами. Среди причин могут быть и медицинские показания, желательно обратиться к специалистам (психологу, врачу – логопеду).
Овладение речью дается маленькому ребенку нелегко: он еще и недостаточно ясно воспринимает речь взрослых и недостаточно хорошо владеет своим речевым аппаратом. Нельзя мешать правильному развитию речи ребенка, подражая ему в неправильном произношении слов. Чтобы речь ребенка развивалась нормально, взрослым необходимо произносить слова нормально, правильно. Ребенок, перенимая хорошую речь, скоро овладеет хорошим, правильным произношением.
Характеристика речевой деятельности детей 3-го года жизни
За год, от двух до трех лет, значительно и быстрыми темпами развивается словарь детей, и при хороших условиях число слов, которыми владеет ребенок этого возраста, достигает тысячи. Такой большой запас слов позволяет ребенку активно пользоваться речью.
К трем годам дети учатся говорить фразами, предложениями. Они уже могут выражать словами свои желания, передавать свои мысли и чувства.
9. Консультация на тему:
«Развитие детей до трех лет»
Огромное значение в раннем развитии ребенка имеет семья. Особенно велика роль женщины-мамы в воспитании самых маленьких детей.
В раннем детстве, то есть в первые три года жизни, развитие организма и психическое ребенка идет очень быстро и тем быстрее, чем меньше ребенок.
Например, рост ребенка в первый год жизни увеличивается с 49-50см до 73-75 см, то есть на 23-25 см, в течение второго года в среднем на 10 см, а в течение третьего года – уже только на 8 см. Так же, постепенно замедляясь, происходит и нарастание веса ребенка. При нормальном питании материнским молоком и при правильном воспитании вес здорового ребенка в первые три месяца жизни увеличивается ежедневно на 25-28г и ежемесячно на 800г. К пятимесячному возрасту здоровый ребенок удваивает свой вес, к году – утраивает.
Первые три года жизни
Первые три года жизни являются временем наиболее быстрого развития ребенка и его организма. В этом возрасте развиваются разнообразные движения, зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. В течение первых трех лет развиваются также основные чувства, как положительные – радость, любовь к близким людям, так, при неправильном воспитании, и отрицательные – гнев, страх, зависть и др., и тем самым начинают определяться эмоциональная основа личности ребенка и его характер.
Развитие всей нервно-психической деятельности ребенка зависит от своевременного и правильного развития его речи. Так, например, восприятие окружающих предметов под влиянием речи становится глубже, полнее. Постепенно воспроизведение всех прошлых впечатлений начинает определяться речью. Организация разнообразных сложных движений и действий, а также игр детей, в частности, возникновение изобразительных, или «ролевых», игр происходит также при помощи речи. Поэтому своевременное и правильное раннее развитие речи является одной из важнейших задач воспитания.
В жизни человека нет другого такого периода бурного всестороннего развития, как в первые три года жизни.
Каждый месяц жизни ребенка – это значительный этап в формировании его физических и психических возможностей. Двухмесячный, трехмесячный малыш уже значительно отличается от новорожденного ребенка, а трехлетний ребенок – это уже «большой», хорошо развитый человек по сравнению не только с новорожденным, но и с годовалым малышом.
Раннее детство
Все это говорит о том, какое огромное значение в раннем развитии ребенка имеет его раннее детство. Мамы должны знать, как идет развитие детей в течение первых месяцев жизни, первого, второго и третьего годов, какие условия надо создать, чтобы на каждом этапе ребенок развивался успешно, иначе говоря, знать, как воспитывать детей раннего возраста.
Развитие организма ребенка не идет само собой, не определяется только наследственностью. С первых дней жизни огромное, определяющее влияние на развитие ребенка оказывает окружающая его среда, и особенно непосредственные воспитательные воздействия со стороны матери и других близких ему людей.
Развитие детей раннего возраста должно быть направлено на решение следующих основных задач: уберечь ребенка от заболеваний; обеспечить нормальное развитие организма и укрепить здоровье малыша путем правильного питания и гигиенического ухода; создать все необходимые условия для своевременного нормального нервно-психического развития ребенка, то есть для развития его воспринимающих органов, для развития всех жизненно необходимых движений. Особенно серьезное внимание следует обратить на своевременное и правильное развитие речи. Необходимо предупредить возникновение и укрепление отрицательных чувств, таких, как страх, гнев, зависть и др., и всячески содействовать возникновению и укреплению положительных эмоций – радости, любви к окружающим взрослым и детям и др.
Очень важно в раннем детстве воспитать у детей доступные для них элементарные умения и культурно-гигиенические навыки: своевременно приучить к опрятности, научить самостоятельно есть, проситься на горшок, раздеваться, а частично и одеваться.
Надо постепенно обогащать ребенка доступными для него впечатлениями от окружающего мира. В раннем возрасте необходимо также выработать у ребенка правильные взаимоотношения с другими детьми и взрослыми, а также элементарные правила поведения и некоторые положительные черты характера.
Правильное развитие и воспитание ребенка раннего возраста
Для обеспечения нормального развития ребенка и хорошего его самочувствия необходимо с первых дней жизни малыша правильно организовать воспитание ребенка.
Прежде всего надо строго соблюдать режим, то есть правильно распределять во времени и правильно чередовать сон, бодрствование, кормление и удовлетворение других органических потребностей ребенка, а также правильно организовать его деятельность во время бодрствования; правильно проводить кормление, туалет, прогулку и пр.; организовать самостоятельные игры малыша; занятия с целью развития у него движений, органов чувств, речи, для поддержания у него бодрого, радостного настроения.
На нашем сайте вы сможете узнать, как правильно развивать речь, зрение и слух ребенка. Как развить ребенка физически, как правильно развить нравственные и эстетические черты характера ребенка. Как правильно организовать кормление и сон ребенка, как начать приучать ребенка к горшку и многое другое.
10. Консультация на тему:
«Психическое развитие ребенка в раннем и дошкольном возрасте. Овладение ходьбой и её значение в развитии ребенка»
Важным достижением раннего детства является овладение прямохождением. Первые самостоятельные шаги нелегки для ребёнка: движения скоординированы недостаточно, малыш часто теряет равновесие. В интенсивном овладении прямохождением важную роль играет взрослый, его поведение, отношение к первым попыткам ребёнка освоить пространство. Одобрение взрослых, их радостная поддержка заставляют ребёнка при падении подниматься и снова шагать. Очень скоро ребёнок начинает испытывать огромное удовольствие от того, что он владеет своим телом. Каждодневные упражнения ведут к постоянному совершенствованию ходьбы и всего двигательного аппарата, что быстро расширяет сферу доступного ему окружающего удивительного мира. Полуторагодовалые дети ищут дополнительные трудности — идут туда, где горки, ступеньки, специально наступают на камешки.
Уже в середине 2-го года жизни ребёнок способен освоить разнообразные движения, носить и перемещать предметы. Самостоятельное передвижение следует поощрять. Оно расширяет контакт ребёнка с окружающей средой. Мир, доступный малышу для познания, при этом резко расширяется, улучшается восприятие расстояния и пространственного положения предмета. Приближаясь к предмету, ребёнок практически познаёт удалённость и направление, осваивает понятия «близко», «далеко», «вправо», «вверх», «вниз», «рядом». Свободно передвигаясь, ребёнок расширяет и круг познаваемых вещей.
Ходьба позволяет малышу узнавать и оценивать предметы с разных сторон — он практически узнает их форму, величину, цвет, запахи и другие свойства. Визуальный контакт с удалёнными предметами заменяется непосредственным контактом, который имеет очень важное значение в психическом развитии и реализуется в предметной деятельности ребёнка. Помогая малышу овладеть прямохождением, мы не только способствуем расширению поля его взаимодействия с окружающим миром, но и развитию его самостоятельности.
Предметная деятельность. Предпосылки предметной деятельности формируются ещё в младенческом возрасте. Переход к предметной деятельности связан с развитием у преддошкольника нового отношения к миру предметов. Своеобразие этого периода состоит в том, что предметы начинают восприниматься ребёнком не только как объекты, удобные для манипулирования, но и как вещи, имеющие определённое назначение и способ употребления: мяч можно катать, подбрасывать, матрёшку — разбирать и собирать из частей, ложкой удобней есть, если её правильно держать, из пластилина можно слепить «колобок», «колбаску». Многие действия с предметами, их свойства, о которых ребёнок ещё не скоро бы догадался сам, он познаёт в предметной деятельности совместно со взрослыми. Здесь особенно важно персональное обращение к ребёнку, одобрение его действий, деловое общение.
Формирование предметных действий тесно связано с изменением характера ориентировочной деятельности ребёнка. Если младенец, получив незнакомый предмет, манипулирует им всеми известными способами, то ребёнок раннего возраста выясняет, как его можно употребить. Ориентировка типа «что такое?» сменяется на другую: «что с этим можно делать?». Действия ребёнка с одним и тем же предметом постепенно из ручных становятся орудийными. Вспомним хотя бы, как далеко не сразу он овладевает таким, казалось бы, простым предметом-орудием, как ложка. Лишь после довольно длительного обучения ребёнок усваивает основные приёмы пользования ею: он ведёт её не прямо в рот, а вначале вверх, затем горизонтально, ко рту. Но впоследствии он ещё долго пытается взять ложку кулачком ниже верхнего широкого края ручки. Важно, чтобы взрослый, обучая ребёнка орудийным действиям с предметами, сообщал ему и правила поведения в обществе, связанные с этими предметами (совочком можно рыхлить землю, насыпать песок в ведро, но нельзя бросать им этот песок на людей — ни на взрослых, ни на детей — можно засорить глаза и т. П.).
А как научить малышей обращаться с опасными предметами, предостеречь от травм? Интересные профилактические приёмы против травматизма и несчастных случаев использовали в своей семейной педагогике супруги Никитины. Они знакомили ребёнка с опасными вещами и ситуациями, как только он сталкивался с ними в первый раз, не откладывая до той поры, «пока он поумнеет». Предоставляя ребёнку, уже ползунку, как можно больше возможностей для самостоятельного познания мира и свойств вещей, не прятали от детей ни ножниц, ни вилок, ни ножей, они могли дотронуться до горячего чайника или утюга. Но при этом родители не были безучастными свидетелями — предупреждали ребёнка, что может быть больно, горячо, что он может упасть и т. П., но не мешали ему попробовать, так ли это на самом деле (конечно, предварительно убедившись, что серьёзная травма исключена). Иногда родители делали даже специальные ловушки, например, ставили кружку с холодной водой, когда малыш тянул всё со стола, «помогали» стульям и скамейкам падать в нужный момент, а иголкам и булавкам — вовремя уколоть пальчик и т. Д. Обычно 2—3 таких уроков с опасным предметом бывало достаточно, чтобы ребёнок становился осторожным.
Именно в предметной деятельности при переходе от ручных операций к орудийным в процессе освоения способов употребления вещей происходит зарождение умственной деятельности, активно развиваются такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Она способствует и развитию речи ребёнка. Опыт использования речи как средства деловых контактов ребёнка со взрослыми, приобретённый в предметной деятельности, оказывает существенное влияние на адаптацию ребёнка к новым условиям, на развитие интеллектуальных и личностных качеств преддошкольника. В предметной деятельности активно формируются и предпосылки изобразительной и игровой деятельности, которая является ведущей в дошкольном возрасте.
11. Консультация на тему:
«Развитие познавательной сферы личности в раннем возрасте»
Ранний возраст — это период жизни человека с года до 3 лет. В это время происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей — формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности.
Ведущей деятельностью в раннем возрасте является предметная деятельность, которая влияет на все сферы психики детей, определяя во многом и специфику их общения с окружающими. «Она возникает постепенно из манипулятивной и орудийной деятельности младенцев». Эта деятельность подразумевает, что предмет используется в качестве орудия по закрепленным в данной культуре правилам и нормам — например ложкой едят, лопаткой копают, а молотком забивают гвозди.
Выявляя в процессе деятельности наиболее важные свойства предмета, ребенок начинает соотносить их с определенными операциями, которые он совершает, при этом открывая, какие операции лучше всего подходят к конкретному предмету. Таким образом дети учатся пользоваться предметами так, чтобы они не были просто продолжением их руки, но использовались, исходя из логики самого предмета, т.е. из того, что им лучше всего можно делать. Этапы формирования таких, закрепленных за предметом-орудием действий, были исследованы П.Я. Гальпериным.
«Он показал, что на первой стадии — целенаправленных проб — ребенок варьирует свои действия исходя не из свойств орудия, которым он хочет достать нужный ему предмет, но из свойств самого этого предмета. На второй стадии — подстерегания — дети случайно находят в процессе своих попыток эффективный способ действия с орудием и стремятся повторить его. На третьей стадии, которую Гальперин назвал «стадией навязчивого вмешательства», ребенок активно старается воспроизвести эффективный способ действия с орудием и овладеть им. Четвертая стадия — объективной регуляции». На этой стадии ребенок открывает способы регулирования и изменения действия исходя из тех объективных условий, в которых это действие приходится выполнять.
Кроме того, Гальперин указал, что в том случае, когда взрослый сразу же показывает ребенку, каким образом действовать с предметом, этап проб и ошибок минуется, а дети сразу же начинают действовать, начиная со второго этапа.
«При диагностике развития предметных действий у детей необходимо помнить о том, что орудийные действия включают в себя и предметные, так как один из вариантов орудийного действия являются исторически закрепленным за данным предметом». Так, ложкой можно копать, пересыпать содержимое из одной емкости в другую, есть суп и так далее, но только последний способ использования является еще и предметным, исторически закрепленным за этим орудием. В течение второго года жизни дети обучаются большинству предметных действий, причем при исследовании их психического развития важно помнить, что орудийные действия в определенной степени могут являться показателем интеллектуального развития детей, в то время как предметные в большей степени отражают степень их обучения, широту контактов со взрослыми.
Большое значение для психического развития в этом возрасте имеет и формирование сенсорики. Исследования многих ученых (К. Бюлера, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера) показали, что в первые годы жизни уровень развития восприятия существенно влияет на мышление. Это связано с тем, что действия восприятия связаны с такими операциями мышления, как обобщение, классификация, подведение под понятие и другими.
«Развитие восприятия определяется тремя параметрами — перцептивными действиями, сенсорными эталонами и действиями соотнесения». Становление восприятия состоит в выделении наиболее характерных для данного предмета или ситуации качеств (информативных точек), составлении на их основе устойчивых образов (сенсорных эталонов) и соотнесении этих образов-эталонов с предметами окружающего мира.
Перцептивные действия помогают изучить основные свойства и качества воспринимаемого предмета, выделив из них главные и второстепенные. На основе такого выделения ребенок воспринимает информативные точки в каждом из предметов окружающего мира, что помогает при повторном восприятии быстро узнать этот предмет, отнеся его к определенному классу — кукла, машинка. Действия восприятия, которые вначале являются внешними и развернутыми (ребенок должен не только посмотреть на предмет, но и потрогать его руками, действовать с ним), затем переходят во внутренний план и автоматизируются. Развитие перцептивных действий помогает формированию обобщения, так же как и других мыслительных операций, так как выделение наиболее значимых качеств каждого предмета дает возможность в дальнейшем объединить их в классы и понятия.
В раннем возрасте также начинается формирование сенсорных эталонов — вначале как предметных (появляющихся уже к концу младенчества), которые затем, постепенно обобщаясь, переходят на уровень сенсорных. Сначала представления о форме или цвете связаны у ребенка с конкретным предметом (круглый мяч). Постепенно это качество обобщается и, отрываясь от предмета, становится обобщенным эталоном — цвета, формы, размера. Именно эти три основных эталона формируются у детей к концу раннего возраста.
Действия соотнесения предмета с эталоном помогают в систематизации тех знаний, которые есть у детей при восприятии новых предметов. Эти знания делают образ мира целостным и постоянным. При этом в раннем возрасте дети еще не могут разделить сложный предмет на ряд эталонов, из которых он состоит, но могут уже найти отличия между конкретным предметом и эталоном, например, сказав, что яблоко — это неправильный круг.
«В раннем возрасте кроме наглядно-действенного мышления начинает формироваться и наглядно-образное. Наглядно-действенное мышление возникает к концу первого года жизни и является ведущим видом мышления до 3,5—4 лет. Наглядно-образное мышление возникает в 2,5—3 года и является ведущим до 6—6,5 лет. Наглядно-схематическое мышление возникает в 4,5—5 лет, оставаясь ведущим видом мышления до 6—7 лет. И, наконец, словесно-логическое мышление возникает в 5,5—6 лет, становясь ведущим с 7—8 лет, и остается основной формой мышления у большинства взрослых людей». Наглядно-действенное мышление предполагает непосредственный контакт ребенка с предметами и поиск правильного решения задачи путем проб и ошибок. Помощь взрослого, который показывает ребенку, на какие параметры ситуации следует обратить внимание, чтобы правильно сориентироваться и решить задачу, необходима для развития мышления ребенка и перехода его на более высокий образный уровень. В то же время к концу раннего возраста при решении простых, связанных с прошлым опытом задач, дети должны уметь ориентироваться практически мгновенно, не прибегая к пробным действиям с предметами, т.е. решать задачи на основе образного мышления.
«Характерной особенностью мышления ребенка в этот период является его синкретизм, нерасчлененность — ребенок пытается решить задачу, не выделяя в ней отдельные параметры, воспринимая ситуацию как целостную картинку, все детали которой имеют одинаковое значение». «Ребенка спрашивают: «Почему солнце греет?» Он отвечает: «Потому что оно желтое, потому что оно высокое, высоко держится». Что солнце держится и не падает, что оно желтое, горячее, что около него облака — все то, что ребенок видит, связано вместе, он не отделяет одно от другого».
Помощь взрослого должна быть направлена на анализ и выделение отдельных деталей в ситуации, из которых потом ребенок (может быть также при помощи взрослого) выделит главные и второстепенные. Общение со взрослым, совместная предметная деятельность могут существенно ускорить познавательное развитие детей.
Итак, ведущей деятельностью в раннем возрасте является предметная деятельность, целью которой является усвоение функций предметов, овладение способами действий с ними. Мышление является наглядно-действенным, оно основано на восприятии и действии с предметами. Характерной особенностью мышления ребенка в этот период является его синкретизм, нерасчлененность. К концу раннего детства у детей формируются три основных сенсорных эталона – цвета, формы, размера. Общение со взрослым, совместная предметная деятельность могут существенно ускорить познавательное развитие детей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.