Консультация. ОГЭ. Тестовая часть

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 19.12.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Подготовка к ОГЭ. Теретический материал.
Иконка файла материала Консультация ОГЭ. Тестовая часть.pptx

Онлайн-консультация ОГЭ.
Русский язык.
Тестовая часть

Афанасьева О.А.
учитель русского языка и литературы
МОБУ СОШ с. Ишпарсово

Задание 2 Укажите вариантЫ ответов

Выделяя в предложении подлежащее, необходимо помнить, что подлежащее отвечает на вопросы кто? что? и может быть выражено:
а) словом с количественным значением (много, мало, несколько, большинство, часть, числительным) + именем существительным в родительном падеже: В песчаных степях аравийской земли три гордые пальмы высоко росли. Часть класса не справилась с заданием.
б) словом в именительном падеже + ИЗ+ слово в родительном падеже: Каждый из нас мечтал о победе в «Живой классике».
в) словом в именительном падеже + С+ слово в творительном падеже (если сказуемое в форме множественного числа): Базаров с Аркадием уехали на другой день.
г) неделимым словосочетанием: Чёрное море привлекает туристов.
д) словами, имеющими значение фазы (начало, середина, конец)+ существительное в род. падеже: Наступило начало августа.
2. Обращение не является членом предложения, следовательно, не может быть подлежащим: Друзья, прекрасен наш союз.
3. Приложение не является подлежащим или сказуемым, оно является определением: Наша Катюша, отличница и волонтёр, удостоена правительственной награды.

Односоставные предложения
Среди односоставных предложений выделяют:
назывные;
определённо-личные;
неопределённо-личные;
обобщённо-личные;
безличные предложения
Объединяет эти предложения то, что в них есть только подлежащее или только сказуемое.

Задание 2

Самые «ошибкоопасные» предложения – это предложения, где есть местоимения. Многие, выполняя это задание, попадают в «ловушки» – за подлежащее принимают дополнения «мне», «тебе», «ей», «нам», «вам», «ему», «им», не догадываясь о коварстве инфинитива, могут его принять за сказуемое. Да мало ли что ещё может произойти по незнанию!

Задание 2

Определить грамматическую основу
Нам пришлось ехать поездом.
Нам – это дополнение, потому что отвечает на вопрос кому?

1. Сначала ищем сказуемое: «Что делает предмет?», «Что с ним происходит?». К нему затем проще подобрать подлежащее — действующее лицо. Однако нужно помнить про ловушки в виде разных типов сказуемого:
· простое глагольное сказуемое
· составное глагольное сказуемое
· составное именное сказуемое

2. Находим подлежащее, учитывая ловушки. Самые распространенные и опасные из них:
· подлежащее может отсутствовать в предложении (например, в предложении «Смеркалось»)
· присутствуют подлежащие-невидимки, в этом случае в их роли выступают подчинительные союзы (например, «Я прочитала книгу, которая является бестселлером»). Такими подлежащими часто выступают слова: кто, что, который. На них обязательно нужно обращать внимание. Если они выполняют какое-либо действие, значит, они являются подлежащими.

3. Не включаем лишние части в грамматическую основу. Из частей речи к ним относятся: наречия и деепричастия. Из частей предложения — дополнения, обращения и так далее. 

В палате ещё долго вспоминали его рассказы.

Задание 2

В палате ещё долго вспоминали его рассказы.

Ждут только приезда главврача.

Ждут только приезда главврача.

Его схватят и унесут куда-нибудь.

Его схватят и унесут куда-нибудь.

Тянуло вечерней прохладой.

Тянуло вечерней прохладой.

Недели через три мне случилось проходить мимо этой заводи.

Недели через три мне случилось проходить мимо этой заводи.

Стало трудно дышать в гуще ливня.

Стало трудно дышать в гуще ливня.

У меня нет линейки и циркуля.

У меня нет линейки и циркуля.

Стоять на месте.

Стоять на месте.

Как избежать «ловушек» и правильно выделить сказуемое?
Составное глагольное сказуемое.
Слово составные говорит само за себя – сказуемые состоят из двух частей. Это вспомогательный глагол и инфинитив. Со вспомогательными глаголами всё просто: они несут в себе основное грамматическое значение сказуемого, грамматическую информацию о времени, лице, числе, роде (если он есть).
Это глаголы продолжать, начать, закончить, перестать, бросить, мочь, уметь, хотеть, желать, пытаться, научиться, хотеть и другие. Некоторые прилагательные тоже могут входить во вспомогательную часть – рад, должен, вынужден, способен, готов, обязан.
!вместо того, чтобы выписать оба глагола, вы выписываете только вспомогательный глагол и теряете балл на этом задании

Крутиков разгоряченно принялся объяснять происшедшее.

Крутиков разгоряченно принялся объяснять происшедшее.

Чичиков должен был на минуту зажмурить глаза.

Чичиков должен был на минуту зажмурить глаза.

С тех пор перестал я вмешиваться в его хозяйственные распоряжения.

С тех пор перестал я вмешиваться в его хозяйственные распоряжения.

Инфинитив
Инфинитив многолик. У него не два, не три, а несколько лиц! Он может быть и подлежащим, и сказуемым, и частью составного глагольного сказуемого, и определением, и обстоятельством, и дополнением! Вот где путаница.
Что же делать? Думать!
Я умолял его (о чём?) приехать в гости.
Вот ещё сложный случай:
Саша пришёл (с какой целью?) узнать информацию об экзаменах

Все просили её спеть что-нибудь.
= просили спеть! Ошибка!
Инфинитив отвечает на вопрос дополнения – просили о чём? спеть.

Она, стряхнув капли дождя, продолжала петь.

Все просили её спеть что-нибудь.

Она, стряхнув капли дождя, продолжала петь.

Составное именное сказуемое. В состав входит именная часть – имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, причастие, наречие. Именная часть несёт в себе основную лексическую нагрузку сказуемого.
В сказуемом и выделяют две части – глагол связку и именную часть, – в настоящем времени связка может быть нулевой.
Самая распространённая ошибка – глагол-связку видим, именную часть – нет. Поэтому неверно определяем границы именного сказуемого. Как же верно определить эти границы?

Нас должны насторожить глаголы быть, казаться, являться, служить, стать. Эти глаголы, как правило, требуют «продолжения» - именной части.
Ночь была тихой и тёплой. (Именная часть – имя прилагательное).
Лиственница является хвойным деревом. (Именная часть – имя существительное).
Старик казался одиноким. (Именная часть – имя прилагательное).
Тетради были проверены. (Именная часть – краткое причастие).
Вода служит хорошим проводником. (Именная часть – имя существительное).

Обратите внимание на то, что в придаточной части сложноподчинённого предложения в роли подлежащего могут выступать союзные слова который, которая, которое, которые, кто, что.
Туча, которая набежала на небо, вылилась дождем.
Я помню счастье, что когда-то было.

Подлежащие-невидимки - подчинительные союзы
Такими подлежащими часто выступают слова: кто, что, который.

Вводные слова, словосочетания и предложения не являются членами предложения и, следовательно, не могут быть грамматической основой предложения. Я думаю, наша команда победит. (Я думаю вводное предложение, команда победит – грамматическая основа).

Задание 3.
Расставьте  знаки  препинания.  Укажите  цифрЫ,  на  месте   которых  
должны  стоять  запятые.

Запятая в  простом  предложении  
• при  однородных  членах,
• при  обособленных  членах,
• при  вводных  словах,
• при  обращениях.

Запятая в  сложном  предложении  
• между  частями  сложного  
предложения,   связанными  сочинительной, подчинительной  и
бессоюзной  связью.

Что  нужно  уметь
Видеть  структуру  предложения
• Производить  синтаксический  анализ
• Находить грамматическую основу (грамматические основы)  предложения

Как  выполняем
 Задание  3,  бесспорно,  также  можно  отнести  к   одному  из  самых сложных во  всей  работе,   поскольку  правил,  по  которым  ставятся  запятая, двоеточие, тире и кавычки, много. Начинайте выполнять задание с внимательного и вдумчивого чтения предложения. Можно даже прочитать его несколько раз (ведь оно большое   — занимает не  две-три строки!), чтобы вникнуть в смысл предложения. 2.  Если  в  задании  требуется  указать   расположение  запятых,  определите тип   предложения  — простое  оно  или  сложное найдите сначала грамматические основы и установите границы простых предложений в составе сложного): от этого зависит правило, по которому ставится (или не ставится) запятая.
3.  Определите  правило,  согласно  которому   вы  предполагаете  поставить запятую.  

Задание 4
Замените  словосочетание  «картонные  обложки»,   построенное  на основе  согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите  получившееся словосочетание.
Ответ:  обложки  из  картона.

Типичные  формулировки
связь  согласование  трансформировать  в  управление:  
деревянная  шкатулка             -       шкатулка из  дерева; связь  согласование  трансформировать  в  примыкание:  
зимний  лес      -        лес  зимой; связь  управление  трансформировать  в  согласование:  
лодка  с  парусом       -       парусная  лодка; связь  управление  трансформировать  в  примыкание:
  рассказать  с  подробностями     -         рассказать  подробно; связь  примыкание  трансформировать  в  управление:  
больно  вспоминать         -       вспоминать с  болью.

Задание №5 Анализ орфографии
Это задание включает знания по всей орфографии к концу 7 класса.

Что  надо  уметь
Распознавать  части  речи
Видеть  структуру  слова,  его морфемный  состав
Производить  словообразовательный анализ

Что  надо  знать
Формулировки  орфограмм
Исключения  из  правил

Как  выполняем
Выделите  в  каждом  из  пяти  слов  морфемы  (лучше все!)  или  хотя  бы  одну  – ту,  которой  посвящено  
правило.
• Определите,  какой  частью  речи  являются анализируемые  слова.
• Внимательно  прочитайте  правило,  данное  после слова,  и  определите,  не  содержит  ли  его  
формулировка  ошибки.
• Соотнесите  правило  с  выделенным  словом  (с  его морфемным  составом)  и  найдите  верные  ответы.

Употребление  гласных  букв  И/Ы,  А/Я,  У/Ю после  шипящих  и  Ц
• Употребление  гласных  букв  О/Е  (Ё)  после шипящих  и  Ц
• Употребление  Ь  и  Ъ
• Правописание  корней
• Правописание  приставок

Правописание  суффиксов  различных  частей речи  (кроме  -­Н-­/-­НН-­)
• Правописание  -­Н-­ и  -­НН-­ в  различных  частях речи
• Правописание  падежных  и  родовых  окончаний
• Правописание  личных  окончаний  глаголов  и  суффиксов  причастий
• Слитное  и  раздельное  написание  НЕ  с различными  частями  речи

Правописание  отрицательных  местоимений  и наречий
• Правописание  НЕ  и  НИ
• Правописание  служебных  слов
• Правописание  словарных  слов
• Слитное,  дефисное,  раздельное  написание слов  различных  частей  речи

1)  ПОДГОРЕЛ  – написание  безударной  гласной  в  корне  слова проверяется  подбором  формы  слова,  в  котором  эта  гласная  
находится  под  ударением.
2)  (поступил)  ПО-­ДРУЖЕСКИ  – наречие  пишется  через  дефис,  
потому  что  оно  образовано  от  основы  имени  
прилагательного  при  помощи  приставки  ПО-­ и  суффикса  -­И.
3)  ПЕЧЁННЫЙ  (в  золе)  – в  прилагательных  с  суффиксом  -­ЕНН-­
(-­ЁНН-­)  пишется  НН.
4)  АЛЫЧОВЫЙ  – в  суффиксе  прилагательного  после  шипящего  
под  ударением  пишется  буква  О.
5)  (килограмм)  ГРУШ  – в  форме  множественного  числа  
родительного  падежа  имён  существительных  3-­го  склонения  
после  шипящего  буква  Ь  не  пишется.

 ПОДГОРЕЛ  -написание  безударной  гласной  в  корне
  слова  проверяется  подбором  формы  слова,  
в  котором   эта  гласная  находится  
под  ударением.

Правописание корней̆ 

Правописание гласных в корнях можно разделить на три правила:
проверяемые гласные в корне – написание безударной гласной определяется подбором формы слова или подбором однокоренного слова, в котором эта гласная находится под ударением;
непроверяемые гласные в корне – в корне слова пишутся безударная(-ые) непроверяемая(-ые) буква(-ы)
чередующиеся гласные в корне –написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от ……(использовать правило)

Правописание корней. Ловушки

Проверяемая гласная в корне в безударном положении проверяется ударением в однокоренном слове. Ловушка № 1! Нельзя проверять гласные в корне глаголом с суффиксом -ЫВА-(-ИВА-): хорОший – прихорАшИВАться. Как вы видите, происходит чередование звуков, и можно ошибиться. Ловушка № 2! В современном русском языке осталось много параллельных слов из древнерусского и старославянского языков: вОРОта – привРАтник, хОРОнить – охРАна, зОЛОто – зЛАто, хОЛОдный – прохЛАда. Как вы, наверно, поняли, ПРОВЕРЯТЬ ЭТИ СЛОВА ДРУГ ДРУГОМ НЕЛЬЗЯ. Если в проверяемом -оро-/-оло (русское слово) – ищем однокоренное с –оро-/-оло. Таким же образом поступайте со словами на -ра-\-ла- (старославянское).
Ловушка № 3! Всегда думайте о значении корня
гОристый-гОры рОсистый-рОсы кОсить(траву)-кОсы мИрить (друзей) –мИр примЕрять(костюм) – примЕрка
ЭТО ПРОВЕРЯЕМАЯ ГЛАСНАЯ! Не путайте с чередованием!
Например: горелый, зарос, прикоснуться, вымирание, замер

1)  ПОДГОРЕЛ  – написание  безударной  гласной  в  корне   слова  проверяется  подбором  формы  слова,  в  котором   эта  гласная  находится  под  ударением.

Выделяем  морфемы:  ПОД-­ – приставка,   -­ГОР-­ – корень,  -­Е-­ и  –Л-­ суффиксы,  окончание  – нулевое.  
Определяем  значение  корня  слова: поддаваться   действию  огня,  подвергаться  действию  огня.  
Корень  –ГОР-­ с  этим  значением  относится  к  корням  с   чередованием  и,  
следовательно,  написание   безударной  гласной  не  может  проверяться  подбором   формы  слова.  
Следовательно,  вариант  1  содержит  неверный ответ.

2)  (поступил)  ПО-­ДРУЖЕСКИ  – наречие  пишется  через   дефис,  потому  что  оно образовано  
от  основы  имени   прилагательного при  помощи  приставки  ПО-­ и   суффикса  -­И.

Какой  частью  речи  является  предложенное   для  анализа   слово:  поступил (как?  каким  образом?)  по-­дружески – наречие.  
Далее  разбираем  слово  по  составу  и  определяем,  от   какого  слова  оно  образовано.  Выделяем  в  нём   приставку  ПО-­,  корень  -­ДРУЖ-­,  суффиксы  -­ЕСК-­ и  -­И.  
Наречие  по-­дружески образовано  от  прилагательного   дружеский.
Следовательно,  вариант  2  содержит  верный ответ.

3)  ПЕЧЁННЫЙ  (в  золе)  – в  прилагательных  с суффиксом  -­ЕНН-­ (-­ЁНН-­)  пишется  НН.

Какой  частью  речи  является  предложенное   для
 анализа   слово.  
Слово  печённый  (в  золе)  – это  страдательное  причастие,   так  как  есть  зависимое  от  него  слово  в  золе.
Следовательно,  в  первой  части  объяснения  допущена   ошибка,  а  вариант  3  ответа  является  неверным.

4)  АЛЫЧОВЫЙ  – в  суффиксе  прилагательного после шипящего под ударением пишется буква  О.

Какой  частью  речи  является  предложенное   для  анализа   слово:
 алычовый – имя прилагательное, образованное от существительного алыча.
Выделяем  морфемы:  АЛЫЧ-­ – корень,  -­ОВ-­ – суффикс,   -­ЫЙ  – окончание.  
Суффикс  -­ОВ-­ находится  под  ударением.  
Следовательно,  вариант  4  содержит  верный ответ.

5)  (килограмм)  ГРУШ  – в  форме  множественного  числа родительного падежа  имён  существительных 3-­го склонения после шипящего буква Ь не  пишется.

Какой  частью  речи  является  предложенное   для  анализа   слово:  груша –имя существительное. В  примере оно употреблено в форме множ. Числа род. п.  
Необходимо определить склонение  данного существительного.
Груша–сущ. Женского рода с окончанием-А. Значит, это существительное  1-го склонения.  
Следовательно, вариант 5 содержит неверный ответ.

Алгоритм выполнения задания 5 ОГЭ
Обратите внимание на то, что в словах нет пропущенных орфограмм. Это значит, что важно предварительно разобрать слово по составу и/или определить часть речи.
Определяем часть речи каждого слова и делим слова на морфемы (приставки, корни, суффиксы, окончания)
Внимательно читаем правило, данное после слова.
Если написание зависит от части слова (например, гласные в корне, правописание приставок, то соотносим написанное правило с необходимой частью данного слова). 
Если написание слова зависит от части речи, то вспоминаем общее правило для необходимой части речи, соотносим с правилом, данным в задании. 
Внимательно читайте формулировку задания и объяснение написания каждого слова. Иногда ошибка кроется в том, что слово отнесено не к той части речи или же, к примеру, не к тому склонению, следовательно и само правило не может работать. 

Правописание приставок

Правописание приставок можно разделить на правила:
Неизменяемые
Приставки , оканчивающиеся на –З, -С – на конце приставки перед звонким согласным пишется З, перед глухим согласным пишется С
Приставки ПРЕ-, ПРИ- - написание приставки определяется ее значением: приближение, присоединение и т. д.
Приставки РОС-(РОЗ-), РАС-(РАЗ-) – написание приставки определяется ударением. В ударной позиции всегда пишется А
Буквы И – Ы после приставок – написание приставки определяется ее происхождением.

Буквы И - Ы после приставок


Буква И в корне меняется на Ы после русскоязычных приставок, заканчивающихся на согласный (кроме СВЕРХ- и МЕЖ-).
Исключение: взимать.
Примеры иноязычных приставок: ПОСТ-, ИН-, КОНТР-, АД-, ДЕЗ-, ДИЗ-, СУПЕР-, ТРАНС-, ИНТЕР-, СУБ-, ПАН- и др.
Обратите внимание: двух-, трех-, четырех- не являются приставками!
Примеры: Предыстория, сызмала, разыскать – И заменилась на Ы
Контригра, сверхидеальный, поискать – замена не происходит!

ЗАДАНИЕ 6
Задание направлено на работу с текстом, необходимо ответить на вопросы к нему. Например, «Какие из утверждений являются верными?». При работе с этим заданием нужно быть предельно внимательным! Для начала нужно проделать подготовительную работу к сочинению.
1. Внимательно читаем варианты ответов.  
2. Внимательно перечитываем весь текст.  
3. Анализируем предложенные варианты с точки зрения наличия в них информации, соответствующей содержанию текста.  
4. Записываем цифры в ответ. Основываясь на информации от составителей экзамена, можно сделать вывод, что таких цифр в ответе обычно должно быть от 1 до 3 из 5 предложенных.

ЗАДАНИЕ 7. Анализ средств выразительности
Эпитет – красочное определение
Метафора – слово в переносном смысле, скрытое сравнение
Сравнение присоединяется союзами словно, будто, точно, как будто, как, что
Фразеологизм – устойчивое словосочетание

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.
1) Глупое прозвище Колька получил именно из-за своей любви к птицам.
2) «Ты видишь!» — голос Нели становился всё тоньше, словно натянутая струна.
3) «Да, мешала!» — звонко, дребезжащим от надвигающегося плача голосом ответила девочка.
4) Он схватил огромную клетку и, спотыкаясь, побрёл во двор, как слепой.
5) В глубине души она считала, что должна была более чутко отнестись к Колиной просьбе, внимательней последить за больной птицей.

Задание 7. Анализ средств выразительности
Эпитет – красочное определение
Метафора – слово в переносном смысле, скрытое сравнение
Сравнение присоединяется союзами словно, будто, точно, как будто, как, что
Фразеологизм – устойчивое словосочетание

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.
1) Глупое прозвище Колька получил именно из-за своей любви к птицам.
2) «Ты видишь!» — голос Нели становился всё тоньше, словно натянутая струна.
3) «Да, мешала!» — звонко, дребезжащим от надвигающегося плача голосом ответила девочка.
4) Он схватил огромную клетку и, спотыкаясь, побрёл во двор, как слепой.
5) В глубине души она считала, что должна была более чутко отнестись к Колиной просьбе, внимательней последить за больной птицей.

ЗАДАНИЕ 8
В этом задании необходимо подобрать синоним к слову. Главный совет: постарайтесь расширять словарный запас.
 Как это можно сделать?
Во-первых, постараться побольше читать,
во-вторых, пробовать пересказывать части текста своими словами. Так получится сформировать свой собственный набор синонимов.

Выполняя задание, нужно знать и уметь:
1.  Определять лексическое значение слова, значения многозначного слова, стилистическую окраску слова, знать сферы их употребления;
 2.  Уметь подбирать синонимы, антонимы, фразеологизмы.
 
 Лексическое значение слова – это закрепленное в языке содержание слова, которое отражает информацию о предмете, процессе, явлении.
Например
Заманчивый - обещающий
Мастер - специалист
Мольберт - подставка 


3.     В русском языке слово может иметь одно или несколько значений.  Слова с точки зрения количества значений все слова делятся

Синонимы – слова одной и той же части речи, совпадающие или близкие по значению, но разные по звучанию и написанию.

Словарь синонимов из Открытого Банка ОГЭ
без натуги – легко
благодеяние - одолжение
болтали – разговаривали
брякнулся – упал
во всеуслышание - громко
впрямь - действительно, правда
враньё  - обман
вторгаться- вмешиваться
вызволить- спасти
внушало ужас – пугало
голосишь - кричишь
долговязый - нескладный

Словарь синонимов из Открытого Банка ОГЭ
загвоздка - затруднение
зашушукались-зашептались
лютый - жестокий
раз - если
радостно - весело
невозмутимо - спокойно
невнимательный –рассеянный
нынешние - современные
идти - шагать
сказал – промямлил
смазал – ударил
смахивал – похож
смело - храбро
сомкнув-смежив
стырил – украл
трепет - волнение
неизвестный - неведомый
ляпнуть – сказать

Найдите  в тексте  синоним к слову БЛОКИРОВАЛИ (предложение 2).   Напишите этот синоним.
 
(1)Шла Великая Отечественная война. (2)Фашисты окружили, блокировали Ленинград, и начались страшные дни города на Неве…
 

Ответ: окружили

https://onlinetestpad.com/ru/testview/218891-test-po-russkomu-yazyku-k-zadaniyu-5-oge
https://onlinetestpad.com/ru/test/173394-oge-2021-zadanie-7-analiz-sredstv-vyrazitelnosti
https://onlinetestpad.com/ru/testview/17026-pravopisanie-n-i-nn-v-suffiksakh-variant-2
https://onlinetestpad.com/ru/testview/928528-oge-2021-zadanie-3-punktuacionnyj-analiz
https://onlinetestpad.com/ru/testview/914585-oge-2021-zadanie-2-sintaksicheskij-analiz
https://onlinetestpad.com/ru/testview/59768-gotovimsya-k-oge-yazykovye-sredstva-vyrazitelnosti-1-variant
https://onlinetestpad.com/ru/testview/1452212-oge-po-russkomu-yazyku-trenirovochnyj-variant-maj-2022sokrashhennaya-versiy