Задание 2 Укажите вариантЫ ответов
Выделяя в предложении подлежащее, необходимо помнить, что подлежащее отвечает на вопросы кто? что? и может быть выражено:
а) словом с количественным значением (много, мало, несколько, большинство, часть, числительным) + именем существительным в родительном падеже: В песчаных степях аравийской земли три гордые пальмы высоко росли. Часть класса не справилась с заданием.
б) словом в именительном падеже + ИЗ+ слово в родительном падеже: Каждый из нас мечтал о победе в «Живой классике».
в) словом в именительном падеже + С+ слово в творительном падеже (если сказуемое в форме множественного числа): Базаров с Аркадием уехали на другой день.
г) неделимым словосочетанием: Чёрное море привлекает туристов.
д) словами, имеющими значение фазы (начало, середина, конец)+ существительное в род. падеже: Наступило начало августа.
2. Обращение не является членом предложения, следовательно, не может быть подлежащим: Друзья, прекрасен наш союз.
3. Приложение не является подлежащим или сказуемым, оно является определением: Наша Катюша, отличница и волонтёр, удостоена правительственной награды.
Односоставные предложения
Среди односоставных предложений выделяют:
назывные;
определённо-личные;
неопределённо-личные;
обобщённо-личные;
безличные предложения
Объединяет эти предложения то, что в них есть только подлежащее или только сказуемое.
Задание 2
Самые «ошибкоопасные» предложения – это предложения, где есть местоимения. Многие, выполняя это задание, попадают в «ловушки» – за подлежащее принимают дополнения «мне», «тебе», «ей», «нам», «вам», «ему», «им», не догадываясь о коварстве инфинитива, могут его принять за сказуемое. Да мало ли что ещё может произойти по незнанию!
Задание 2
Определить грамматическую основу
Нам пришлось ехать поездом.
Нам – это дополнение, потому что отвечает на вопрос кому?
1. Сначала ищем сказуемое: «Что делает предмет?», «Что с ним происходит?». К нему затем проще подобрать подлежащее — действующее лицо. Однако нужно помнить про ловушки в виде разных типов сказуемого:
· простое глагольное сказуемое
· составное глагольное сказуемое
· составное именное сказуемое
2. Находим подлежащее, учитывая ловушки. Самые распространенные и опасные из них:
· подлежащее может отсутствовать в предложении (например, в предложении «Смеркалось»)
· присутствуют подлежащие-невидимки, в этом случае в их роли выступают подчинительные союзы (например, «Я прочитала книгу, которая является бестселлером»). Такими подлежащими часто выступают слова: кто, что, который. На них обязательно нужно обращать внимание. Если они выполняют какое-либо действие, значит, они являются подлежащими.
3. Не включаем лишние части в грамматическую основу. Из частей речи к ним относятся: наречия и деепричастия. Из частей предложения — дополнения, обращения и так далее.
В палате ещё долго вспоминали его рассказы.
Задание 2
В палате ещё долго вспоминали его рассказы.
Ждут только приезда главврача.
Ждут только приезда главврача.
Его схватят и унесут куда-нибудь.
Его схватят и унесут куда-нибудь.
Тянуло вечерней прохладой.
Тянуло вечерней прохладой.
Недели через три мне случилось проходить мимо этой заводи.
Недели через три мне случилось проходить мимо этой заводи.
Стало трудно дышать в гуще ливня.
Стало трудно дышать в гуще ливня.
У меня нет линейки и циркуля.
У меня нет линейки и циркуля.
Стоять на месте.
Стоять на месте.
Как избежать «ловушек» и правильно выделить сказуемое?
Составное глагольное сказуемое.
Слово составные говорит само за себя – сказуемые состоят из двух частей. Это вспомогательный глагол и инфинитив. Со вспомогательными глаголами всё просто: они несут в себе основное грамматическое значение сказуемого, грамматическую информацию о времени, лице, числе, роде (если он есть).
Это глаголы продолжать, начать, закончить, перестать, бросить, мочь, уметь, хотеть, желать, пытаться, научиться, хотеть и другие. Некоторые прилагательные тоже могут входить во вспомогательную часть – рад, должен, вынужден, способен, готов, обязан.
!вместо того, чтобы выписать оба глагола, вы выписываете только вспомогательный глагол и теряете балл на этом задании
Крутиков разгоряченно принялся объяснять происшедшее.
Крутиков разгоряченно принялся объяснять происшедшее.
Чичиков должен был на минуту зажмурить глаза.
Чичиков должен был на минуту зажмурить глаза.
С тех пор перестал я вмешиваться в его хозяйственные распоряжения.
С тех пор перестал я вмешиваться в его хозяйственные распоряжения.
Инфинитив
Инфинитив многолик. У него не два, не три, а несколько лиц! Он может быть и подлежащим, и сказуемым, и частью составного глагольного сказуемого, и определением, и обстоятельством, и дополнением! Вот где путаница.
Что же делать? Думать!
Я умолял его (о чём?) приехать в гости.
Вот ещё сложный случай:
Саша пришёл (с какой целью?) узнать информацию об экзаменах
Составное именное сказуемое. В состав входит именная часть – имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, причастие, наречие. Именная часть несёт в себе основную лексическую нагрузку сказуемого.
В сказуемом и выделяют две части – глагол связку и именную часть, – в настоящем времени связка может быть нулевой.
Самая распространённая ошибка – глагол-связку видим, именную часть – нет. Поэтому неверно определяем границы именного сказуемого. Как же верно определить эти границы?
Нас должны насторожить глаголы быть, казаться, являться, служить, стать. Эти глаголы, как правило, требуют «продолжения» - именной части.
Ночь была тихой и тёплой. (Именная часть – имя прилагательное).
Лиственница является хвойным деревом. (Именная часть – имя существительное).
Старик казался одиноким. (Именная часть – имя прилагательное).
Тетради были проверены. (Именная часть – краткое причастие).
Вода служит хорошим проводником. (Именная часть – имя существительное).
Обратите внимание на то, что в придаточной части сложноподчинённого предложения в роли подлежащего могут выступать союзные слова который, которая, которое, которые, кто, что.
Туча, которая набежала на небо, вылилась дождем.
Я помню счастье, что когда-то было.
Подлежащие-невидимки - подчинительные союзы
Такими подлежащими часто выступают слова: кто, что, который.
Вводные слова, словосочетания и предложения не являются членами предложения и, следовательно, не могут быть грамматической основой предложения. Я думаю, наша команда победит. (Я думаю – вводное предложение, команда победит – грамматическая основа).
Задание 3.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифрЫ, на месте которых
должны стоять запятые.
Запятая в простом предложении
• при однородных членах,
• при обособленных членах,
• при вводных словах,
• при обращениях.
Запятая в сложном предложении
• между частями сложного
предложения, связанными сочинительной, подчинительной и
бессоюзной связью.
Что нужно уметь
Видеть структуру предложения
• Производить синтаксический анализ
• Находить грамматическую основу (грамматические основы) предложения
Как выполняем
Задание 3, бесспорно, также можно отнести к одному из самых сложных во всей работе, поскольку правил, по которым ставятся запятая, двоеточие, тире и кавычки, много. Начинайте выполнять задание с внимательного и вдумчивого чтения предложения. Можно даже прочитать его несколько раз (ведь оно большое — занимает не две-три строки!), чтобы вникнуть в смысл предложения. 2. Если в задании требуется указать расположение запятых, определите тип предложения — простое оно или сложное найдите сначала грамматические основы и установите границы простых предложений в составе сложного): от этого зависит правило, по которому ставится (или не ставится) запятая.
3. Определите правило, согласно которому вы предполагаете поставить запятую.
Задание 4
Замените словосочетание «картонные обложки», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: обложки из картона.
Типичные формулировки
связь согласование трансформировать в управление:
деревянная шкатулка - шкатулка из дерева; связь согласование трансформировать в примыкание:
зимний лес - лес зимой; связь управление трансформировать в согласование:
лодка с парусом - парусная лодка; связь управление трансформировать в примыкание:
рассказать с подробностями - рассказать подробно; связь примыкание трансформировать в управление:
больно вспоминать - вспоминать с болью.
Задание №5 Анализ орфографии
Это задание включает знания по всей орфографии к концу 7 класса.
Что надо уметь
Распознавать части речи
Видеть структуру слова, его морфемный состав
Производить словообразовательный анализ
Что надо знать
Формулировки орфограмм
Исключения из правил
Как выполняем
Выделите в каждом из пяти слов морфемы (лучше все!) или хотя бы одну – ту, которой посвящено
правило.
• Определите, какой частью речи являются анализируемые слова.
• Внимательно прочитайте правило, данное после слова, и определите, не содержит ли его
формулировка ошибки.
• Соотнесите правило с выделенным словом (с его морфемным составом) и найдите верные ответы.
Употребление гласных букв И/Ы, А/Я, У/Ю после шипящих и Ц
• Употребление гласных букв О/Е (Ё) после шипящих и Ц
• Употребление Ь и Ъ
• Правописание корней
• Правописание приставок
Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)
• Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи
• Правописание падежных и родовых окончаний
• Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий
• Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи
Правописание отрицательных местоимений и наречий
• Правописание НЕ и НИ
• Правописание служебных слов
• Правописание словарных слов
• Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи
1) ПОДГОРЕЛ – написание безударной гласной в корне слова проверяется подбором формы слова, в котором эта гласная
находится под ударением.
2) (поступил) ПО-ДРУЖЕСКИ – наречие пишется через дефис,
потому что оно образовано от основы имени
прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И.
3) ПЕЧЁННЫЙ (в золе) – в прилагательных с суффиксом -ЕНН-
(-ЁНН-) пишется НН.
4) АЛЫЧОВЫЙ – в суффиксе прилагательного после шипящего
под ударением пишется буква О.
5) (килограмм) ГРУШ – в форме множественного числа
родительного падежа имён существительных 3-го склонения
после шипящего буква Ь не пишется.
Правописание корней̆
Правописание гласных в корнях можно разделить на три правила:
проверяемые гласные в корне – написание безударной гласной определяется подбором формы слова или подбором однокоренного слова, в котором эта гласная находится под ударением;
непроверяемые гласные в корне – в корне слова пишутся безударная(-ые) непроверяемая(-ые) буква(-ы)
чередующиеся гласные в корне –написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от ……(использовать правило)
Правописание корней. Ловушки
Проверяемая гласная в корне в безударном положении проверяется ударением в однокоренном слове.Ловушка № 1! Нельзя проверять гласные в корне глаголом с суффиксом -ЫВА-(-ИВА-):хорОший – прихорАшИВАться. Как вы видите, происходит чередование звуков, и можно ошибиться.Ловушка № 2!В современном русском языке осталось много параллельных слов из древнерусского и старославянского языков:вОРОта – привРАтник, хОРОнить – охРАна,зОЛОто – зЛАто, хОЛОдный – прохЛАда.Как вы, наверно, поняли, ПРОВЕРЯТЬ ЭТИ СЛОВА ДРУГ ДРУГОМ НЕЛЬЗЯ. Если в проверяемом -оро-/-оло (русское слово) – ищем однокоренное с –оро-/-оло. Таким же образом поступайте со словами на -ра-\-ла- (старославянское).
Ловушка № 3! Всегда думайте о значении корня
гОристый-гОры рОсистый-рОсы кОсить(траву)-кОсы мИрить (друзей) –мИр примЕрять(костюм) – примЕрка
ЭТО ПРОВЕРЯЕМАЯ ГЛАСНАЯ! Не путайте с чередованием!
Например: горелый, зарос, прикоснуться, вымирание, замер
1) ПОДГОРЕЛ – написание безударной гласной в корне слова проверяется подбором формы слова, в котором эта гласная находится под ударением.
Выделяем морфемы: ПОД- – приставка, -ГОР- – корень, -Е- и –Л- суффиксы, окончание – нулевое.
Определяем значение корня слова: поддаваться действию огня, подвергаться действию огня.
Корень –ГОР- с этим значением относится к корням с чередованием и,
следовательно, написание безударной гласной не может проверяться подбором формы слова.
Следовательно, вариант 1 содержит неверный ответ.
2) (поступил) ПО-ДРУЖЕСКИ – наречие пишется через дефис, потому что оно образовано
от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И.
Какой частью речи является предложенное для анализа слово: поступил (как? каким образом?) по-дружески – наречие.
Далее разбираем слово по составу и определяем, от какого слова оно образовано. Выделяем в нём приставку ПО-, корень -ДРУЖ-, суффиксы -ЕСК- и -И.
Наречие по-дружески образовано от прилагательного дружеский.
Следовательно, вариант 2 содержит верный ответ.
3) ПЕЧЁННЫЙ (в золе) – в прилагательных с суффиксом -ЕНН- (-ЁНН-) пишется НН.
Какой частью речи является предложенное для
анализа слово.
Слово печённый (в золе) – это страдательное причастие, так как есть зависимое от него слово в золе.
Следовательно, в первой части объяснения допущена ошибка, а вариант 3 ответа является неверным.
4) АЛЫЧОВЫЙ – в суффиксе прилагательного после шипящего под ударением пишется буква О.
Какой частью речи является предложенное для анализа слово:
алычовый – имя прилагательное, образованное от существительного алыча.
Выделяем морфемы: АЛЫЧ- – корень, -ОВ- – суффикс, -ЫЙ – окончание.
Суффикс -ОВ- находится под ударением.
Следовательно, вариант 4 содержит верный ответ.
5) (килограмм) ГРУШ – в форме множественного числа родительного падежа имён существительных 3-го склонения после шипящего буква Ь не пишется.
Какой частью речи является предложенное для анализа слово: груша –имя существительное. В примере оно употреблено в форме множ. Числа род. п.
Необходимо определить склонение данного существительного.
Груша–сущ. Женского рода с окончанием-А. Значит, это существительное 1-го склонения.
Следовательно, вариант 5 содержит неверный ответ.
Алгоритм выполнения задания 5 ОГЭ
Обратите внимание на то, что в словах нет пропущенных орфограмм. Это значит, что важно предварительно разобрать слово по составу и/или определить часть речи.
Определяем часть речи каждого слова и делим слова на морфемы (приставки, корни, суффиксы, окончания)
Внимательно читаем правило, данное после слова.
Если написание зависит от части слова (например, гласные в корне, правописание приставок, то соотносим написанное правило с необходимой частью данного слова).
Если написание слова зависит от части речи, то вспоминаем общее правило для необходимой части речи, соотносим с правилом, данным в задании.
Внимательно читайте формулировку задания и объяснение написания каждого слова. Иногда ошибка кроется в том, что слово отнесено не к той части речи или же, к примеру, не к тому склонению, следовательно и само правило не может работать.
Правописание приставок
Правописание приставок можно разделить на правила:
Неизменяемые
Приставки , оканчивающиеся на –З, -С – на конце приставки перед звонким согласным пишется З, перед глухим согласным пишется С
Приставки ПРЕ-, ПРИ- - написание приставки определяется ее значением: приближение, присоединение и т. д.
Приставки РОС-(РОЗ-), РАС-(РАЗ-) – написание приставки определяется ударением. В ударной позиции всегда пишется А
Буквы И – Ы после приставок – написание приставки определяется ее происхождением.
Буквы И - Ы после приставок
Буква И в корне меняется на Ы после русскоязычных приставок, заканчивающихся на согласный (кроме СВЕРХ- и МЕЖ-).
Исключение: взимать.
Примеры иноязычных приставок: ПОСТ-, ИН-, КОНТР-, АД-, ДЕЗ-, ДИЗ-, СУПЕР-, ТРАНС-, ИНТЕР-, СУБ-, ПАН- и др.
Обратите внимание: двух-, трех-, четырех- не являются приставками!
Примеры: Предыстория, сызмала, разыскать – И заменилась на Ы
Контригра, сверхидеальный, поискать – замена не происходит!
ЗАДАНИЕ 6
Задание направлено на работу с текстом, необходимо ответить на вопросы к нему. Например, «Какие из утверждений являются верными?». При работе с этим заданием нужно быть предельно внимательным! Для начала нужно проделать подготовительную работу к сочинению.
1. Внимательно читаем варианты ответов.
2. Внимательно перечитываем весь текст.
3. Анализируем предложенные варианты с точки зрения наличия в них информации, соответствующей содержанию текста.
4. Записываем цифры в ответ. Основываясь на информации от составителей экзамена, можно сделать вывод, что таких цифр в ответе обычно должно быть от 1 до 3 из 5 предложенных.
ЗАДАНИЕ 7. Анализ средств выразительности
Эпитет – красочное определение
Метафора – слово в переносном смысле, скрытое сравнение
Сравнение присоединяется союзами словно, будто, точно, как будто, как, что
Фразеологизм – устойчивое словосочетание
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.
1) Глупое прозвище Колька получил именно из-за своей любви к птицам.
2) «Ты видишь!» — голос Нели становился всё тоньше, словно натянутая струна.
3) «Да, мешала!» — звонко, дребезжащим от надвигающегося плача голосом ответила девочка.
4) Он схватил огромную клетку и, спотыкаясь, побрёл во двор, как слепой.
5) В глубине души она считала, что должна была более чутко отнестись к Колиной просьбе, внимательней последить за больной птицей.
Задание 7. Анализ средств выразительности
Эпитет – красочное определение
Метафора – слово в переносном смысле, скрытое сравнение
Сравнение присоединяется союзами словно, будто, точно, как будто, как, что
Фразеологизм – устойчивое словосочетание
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.
1) Глупое прозвище Колька получил именно из-за своей любви к птицам.
2) «Ты видишь!» — голос Нели становился всё тоньше, словно натянутая струна.
3) «Да, мешала!» — звонко, дребезжащим от надвигающегося плача голосом ответила девочка.
4) Он схватил огромную клетку и, спотыкаясь, побрёл во двор, как слепой.
5) В глубине души она считала, что должна была более чутко отнестись к Колиной просьбе, внимательней последить за больной птицей.
ЗАДАНИЕ 8
В этом задании необходимо подобрать синоним к слову. Главный совет: постарайтесь расширять словарный запас.
Как это можно сделать?
Во-первых, постараться побольше читать,
во-вторых, пробовать пересказывать части текста своими словами. Так получится сформировать свой собственный набор синонимов.
Выполняя задание, нужно знать и уметь:
1. Определять лексическое значение слова, значения многозначного слова, стилистическую окраску слова, знать сферы их употребления;
2. Уметь подбирать синонимы, антонимы, фразеологизмы.
Лексическое значение слова – это закрепленное в языке содержание слова, которое отражает информацию о предмете, процессе, явлении.
Например
Заманчивый - обещающий
Мастер - специалист
Мольберт - подставка
Синонимы – слова одной и той же части речи, совпадающие или близкие по значению, но разные по звучанию и написанию.
Словарь синонимов из Открытого Банка ОГЭ
без натуги – легко
благодеяние - одолжение
болтали – разговаривали
брякнулся – упал
во всеуслышание - громко
впрямь - действительно, правда
враньё - обман
вторгаться- вмешиваться
вызволить- спасти
внушало ужас – пугало
голосишь - кричишь
долговязый - нескладный
Словарь синонимов из Открытого Банка ОГЭ
загвоздка - затруднение
зашушукались-зашептались
лютый - жестокий
раз - если
радостно - весело
невозмутимо - спокойно
невнимательный –рассеянный
нынешние - современные
идти - шагать
сказал – промямлил
смазал – ударил
смахивал – похож
смело - храбро
сомкнув-смежив
стырил – украл
трепет - волнение
неизвестный - неведомый
ляпнуть – сказать
https://onlinetestpad.com/ru/testview/218891-test-po-russkomu-yazyku-k-zadaniyu-5-oge
https://onlinetestpad.com/ru/test/173394-oge-2021-zadanie-7-analiz-sredstv-vyrazitelnosti
https://onlinetestpad.com/ru/testview/17026-pravopisanie-n-i-nn-v-suffiksakh-variant-2
https://onlinetestpad.com/ru/testview/928528-oge-2021-zadanie-3-punktuacionnyj-analiz
https://onlinetestpad.com/ru/testview/914585-oge-2021-zadanie-2-sintaksicheskij-analiz
https://onlinetestpad.com/ru/testview/59768-gotovimsya-k-oge-yazykovye-sredstva-vyrazitelnosti-1-variant
https://onlinetestpad.com/ru/testview/1452212-oge-po-russkomu-yazyku-trenirovochnyj-variant-maj-2022sokrashhennaya-versiy
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.