Консультация "Развитие познавательных способностей в игре"
Оценка 4.9

Консультация "Развитие познавательных способностей в игре"

Оценка 4.9
docx
28.08.2020
Консультация "Развитие познавательных способностей в игре"
Консультация Развитие познавательных способностей в игре.docx

МДОБУ «Детский сад  № 88»

 

 

 

 

 

 

 

        Консультация для педагогов и родителей:

 

«Развитие познавательных  способностей в игре у дошкольников»

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: Демидова Е.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Оренбург

 

Игровая деятельность имеет исключительное значение для психического развития ребенка и является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. В игре происходят важнейшие изменения психики ребенка, складываются основные формы отношений с окружающими, осуществляется подготовка к новой, более сложной деятельности— учению.

Кроме того, хорошая игра—действенное средство коррекции нарушений в эмоциональной сфере детей.

О первостепенном значении игры для естественного развития ребенка свидетельствует тот факт, что ООН провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка. В ряде исследований игра определяется как работа ребенка. Это по- видимому, попытка каким то образом узаконить игру, показать, что игра может быть важной только тогда, когда она совпадает с тем, что считается важным в мире взрослых.

3. Фрейд писал: Самая любимая и всепоглощающая деятельность ребенка—это игра. Возможно, мы можем сказать, что в игре каждый ребенок подобен писателю: он создает свой собственный мир, или, иначе, он устраивает этот мир так, ему больше нравится. Было бы неверно сказать, что он не принимает свой мир всерьез, напротив, он относится к игре очень серьезно и щедро вкладывает в нее свои эмоции.

Л. Френк предположил, что игра для детей—это способ научится тому, чему их никто не может научить, способ ориентации в реальном мире, пространстве, времени, способ исследования предметов и людей. Включаясь в процесс игры, дети учатся жить в современном мире. Игра помогает ребенку раскрепостить свое воображение, овладеть ценностями культуры и выработать определенные навыки.

Применение игры во всех сферах жизни ребенка дошкольного возраста позволит существенно повысить уровень его психологической подготовленности к обучению в школе и будет способствовать созданию полноценной мотивационной основы для последующего формирования учебной деятельности. В наше время выбор развивающих игр и игрушек (пирамидки, вкладыши, разрезные картинки, конструкторы, настольные игры) довольно велик, но к сожалению не всегда нам доступен. Вашему вниманию предлагается ряд игровых упражнений для развития познавательных процессов, которые можно будет использовать и на занятиях и в свободное время. Эти игры и упражнения даны как небольшие примеры.

Задания можно изменять, делая их проще или сложнее, это будет зависеть от возраста и способностей детей, или от темы ваших занятий.

 

Игры и упражнения для развития мышления:

1.                «Говори наоборот»

В игре можно использовать мяч.

Веселый—                   Красивый-

Худой—                       Трудолюбивый-

Трусливый—               Твердый—

Быстро—                      Пустой-

Умный—                      Тяжелый-

Белый—                        Гладкий—            и т.д.

 

2.   «Придумай слово"

Если оно начинается с

по-             ле-                ку-

на-             до-                из-

зо-             че-                 ве-

му-            пры-                        и т.д.

 

3.   Ответь, что бывает... кислым? красным? мягким? быстрым? и т.д.

Кто умеет прыгать? плавать? рычать? петь? и т.д.

Что делает рыба? самолет? волк? машина? и т.д.

 

4.   Дай характеристику этим предметам. Опиши их.

Например: Яблоко-это фрукт, круглое, зеленое, кислое. Чашка-это посуда, фарфоровая, желтая маленькая»

Лимон, морковь, молоко, машина, огурец, погремушка, ваза, диван и т.д.

 

5.   «Подбери подходящее слово и закончи выражения»

Огурец-это овощ, а яблоко-это...

На столе-скатерть, а на полу-...

Учитель в школе, а врач...

У птицы крылья, а у рыбы...

У человека руки, а у медведя... и т.д.

 

6.  «Хитрые задачи»

-Мальчики бегали на скорость. Саша прибежал быстрее Алеши, Алеша прибежал быстрее Миши. Кто бегает быстрее всех? А кто медленнее?

-Утром в нашей семье обычно папа просыпается и встает после бабушки. Бабушка встает после кота Мурзика, а я встаю после папы. Кто встает в семье раньше всех? Кто позже?

-Рыбак поймал окуня, ерша и щуку. Щуку он поймал раньше, чем окуня, а ерша позже, чем окуня. Какая рыба поймана раньше всех? А какая позже?     и т.д.

Игры и упражнения для развития внимания

 

1.  «Да и Нет не говорить!»

-Ты девочка?

-В школу ходишь?

-Соль сладкая?

-Птицы летают?

-Тебе 10 лет?

-Снег белый?

-Гуси мяукают?

-Сейчас ночь?

-Мячик квадратный?

-Кошка это птица?

-Солнце светит сегодня?

 

2. «Бывает, не бывает»

-Кошка варит кашу;

-Папа ушел на работу;

-Человек вьет гнездо;

-Зайчик пошел в школу;

-Яблоко соленое;

-Бегемот залез на дерево;

-Волк бродит по лесу.           и т.д.

Ребенок тоже может придумывать различные ситуации.

 

3. «Будь внимателен»

 Постарайся правильно выполнить движения:

если услышишь название цветка—хлопни в ладоши;

если услышишь название птиц-взмахни руками;

если услышишь название дерева-положи руки на колени.

Дятел, ромашка, береза, тюльпан, воробей, осина, сова, одуванчик,

василек, голубь, тополь, гвоздика. И т.д.

 

Игры и упражнения для развития памяти

 

1.Для развития слуховой памяти, с младших групп используются:

-заучивание стихов, потешек;

-пересказ небольших рассказов после их прочтения;

-игра в «Слова» (взрослый называет ребенку слово, или несколько слов, и просит за ним повторить, постепенно увеличивая количество слов). И т.д.

 

2. «Добавь слово»

Цель: развить слуховую память.

Ход игры: Один ребенок, называет какой ни будь предмет, второй повторяет названное слово и добавляет какое-либо свое. Третий ребенок повторяет уже два слова и называет третье. Четвертому ребенку уже надо повторить три слова и добавить свое и т.д. Эту игру следует проводить неоднократно. От раза к разу будет увеличиваться количество запоминаемых слов—то есть будет увеличиваться объем памяти.

 

3. «Пары слов».

Цель: развитие ассоциативной памяти.

Запомни и повтори:

Тарелка-суп,

Почта - письмо,

Зима - снег,

Хлеб - мука,

Карандаш - бумага,

Машина - дорога,

Мультфильм - телевизор,

Фрукты - книга,

Сапог - нога,

Рыба - вода.

 

4. «Я фотоаппарат».

Цель: Развитие зрительного внимания.

Предложите ребенку представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, ситуацию, человека.

«Посмотри внимательно вокруг и запомни где что находится, а теперь закрой глаза вспомни где, что находится.

-         Что находится на столе?

-         Во что ты дет?

-         Что рядом с тобой стоит?

 

 

 

Литература:

1. Н.В.       Клюева; Ю.В. Касаткина; «Учим детей общению» Характер, коммуникабельность; Популярное пособие для родителей и педагогов—Ярославль «Академия развития» 1997г.

2. M.   Костина «Игровая терапия с тревожными детьми»—С-П «Речь» 2003г.

3. «150 тестов, игр, упражнений для подготовке детей к школе» ACT Москва 2002 г.

4. Л.Ф. Тихомирова «Познавательные способности детей 5-7 лет» Ярославль 2001 г.


 

Скачано с www.znanio.ru

МДОБУ «Детский сад № 88»

МДОБУ «Детский сад № 88»

Игровая деятельность имеет исключительное значение для психического развития ребенка и является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте

Игровая деятельность имеет исключительное значение для психического развития ребенка и является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте

Худой—

Худой—

Птицы летают? -Тебе 10 лет? -Снег белый? -Гуси мяукают? -Сейчас ночь? -Мячик квадратный? -Кошка это птица? -Солнце светит сегодня? 2

Птицы летают? -Тебе 10 лет? -Снег белый? -Гуси мяукают? -Сейчас ночь? -Мячик квадратный? -Кошка это птица? -Солнце светит сегодня? 2

Пары слов». Цель: развитие ассоциативной памяти

Пары слов». Цель: развитие ассоциативной памяти
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.08.2020