Консультация "Развитие речевого дыхания у детей"
Оценка 4.9

Консультация "Развитие речевого дыхания у детей"

Оценка 4.9
docx
12.08.2022
Консультация "Развитие речевого дыхания у детей"
Консультация Развитие речевого дыхания у детей.docx

 

 

 

 

 

 

Развитие речевого дыхания у детей

 

 

 

 

http://logoped-dou-67.ucoz.ru/statiy/25-1-.jpg

                                                                                            

                                                                                                 

                                                                                                    Учитель-логопед

                                                                                                   Сердюкова С.Е.

 

 

 

 

 

«Развитие речевого дыхания у детей»

 

Вам, конечно, приходилось наблюдать, как ребенок рассказывает о событиях, оказавших на него сильное впечатление: быстро, тараторя, отрывочными фразами, помогая себе жестами, стараясь скорее

поделиться своими чувствами. Кому-то речь покажется непонятной.

Потому что мысли ребенка бегут быстрее, не успевая переводиться в слова; ему не хватает воздуха, чтобы внятно и правильно их

произнести, а переполняющие его эмоции не позволяют

построить правильную, понятную другим фразу. Это следствие

несформированного правильного речевого дыхания.

   Родители должны внимательно наблюдать за состоянием органов дыхания ребенка: регулярно проводить закаливающие процедуры, своевременно и эффективно лечить инфекции дыхательных путей,

удалять аденоиды, поскольку эти явления затрудняют носовое

дыхание и задерживают формирование правильного речевого дыхания.

   Цель дыхательных упражнений – увеличение объема дыхания, нормализация его ритма, выработка плавного, длительного,

экономного выдоха.

         Начинать занятия следует с развития фи­зиологического дыхания. Прекрасным сред­ством для этого являются ком­плексы

оздоровительной и утренней гимна­стики, физкультурные и

музыкальные за­нятия, а в теплое время года - прогулки. Немаловажную роль развития речевого дыхания играют дыхательные упражнения, родители могут проводить данные упражнения в игровой форме,

 гуляя по улице, по пути в детский сад.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендации для выполнения дыхательных упражнений.

 

1.Упражнения на дыхание выполняются в течение 3-5 минут, в

положении сидя или стоя, в удобной расслабленной позе, без

напряжения. Не допускайте переутомления достаточно 3-5 повторений!

2.Длительные упорные упражнения могут спровоцировать

 головокружение и тошноту, особенно у ослабленных детей.

3. Не рекомендуется выполнять дыхательную гимнастику голодному ребенку. Так же если ребенок плотно поел.

4. Следить, чтобы грудь ребенка не переполнялась воздухом.

5. Движения ребенок должен проводить плавно, под счет, тихо, в проветриваемом помещении или на улице.

 

 

http://i.ytimg.com/vi/6CmpGCy6C2k/maxresdefault.jpg

 

 

 

 

 

I. Классические упражнения.

 

Цель: координировать ротовой и носовой тип дыхания, выработать нижнереберный тип ды­хания при активном участии диафрагмы.

1.Вдох и выдох через нос

Вдох - глубокий, выдох - длительный, плавный.

Варианты. Вдох обычный - выдох с имитацией стона. Вдох через одну ноздрю - выдох через другую. Вдох толчками - выдох обычный. Вдох обычный - выдох толчками. Вдох толчками - выдох толчка­ми. Вдох обычный - выдох с усилением в конце.

2.Вдох через нос, выдох через рот

Если выдох через рот не получается, за­жать нос пальцами.

Варианты. Вдох обычный - выдох с имитацией стона. Вдох через одну ноздрю - выдох обычный. Вдох толчками – выдох обычный. Вдох обычный - выдох толчка­ми. Вдох толчками - выдох толчками. Вдох
обычный - выдох с усилением в конце.

3.Вдох через рот, выдох через нос

Для контроля можно подносить к носу или рту зеркало, ватку, полоску бумаги.

Варианты. Вдох обычный - выдох с имитацией стона. Вдох обычный – выдох через одну ноздрю. Вдох обычный - выдох толчками. Вдох толчками - выдох обыч­ный. Вдох толчками - выдох толчками. Вдох быстрый - выдох медленный.

4.Вдох и выдох через рот

Если упражнение не получается, зажать нос пальцами.

Варианты. Вдох обычный - выдох с имитацией стона. Вдох толчками - выдох обычный. Вдох обычный - выдох толчка­ми. Вдох толчками - выдох толчками. Вдох обычный - выдох с усилением в конце.

Примечание. При речи и пении мы поль­зуемся комбинированным носоротовым дыханием, поэтому одновременно трени­руем и то и другое.

5.Комбинированный вдох
Задержка дыхания, выдох через нос. Задержка дыхания, выдох через рот (слегка приоткрытый).

Примечание. При систематическом по­вторении этих упражнений ребенок начи­нает ощущать разницу в направлениях воздушной струи и учится правильно ее регулировать.

 

 

II. Развитие речевого дыхания без участия речи.

 

Цель. Развивать длительный, плавный выдох, активизировать мышцы губ.

«Бурлящая вода». Детям предлагает­ся подуть в стакан с водой через трубоч­ку. Выдох должен быть ровный и длитель­ный - тогда вода будет долго и равномер­но бурлить.

 

http://www.disneykids.com.ua/images/6551041391824-1.jpg

 

«Пускание мыльных пузырей». Чей пузырь улетит дальше?

http://happy31.ru/upload/medialibrary/ce8/ce85db5321c47f1e3844c8da150e6377.jpg

 

 

 

 

 

 

 

«Вертушки». Детям предлагается подуть на вертушку из бумаги, картона или пластика. Размер вертушки, форма и количество лопастей могут быть разными.

http://img2.labirint.ru/books/67850/scrn_big_1.jpg

«Духовые инструменты». Эти инст­рументы издают звуки, если в них правиль­но дуть, поэтому их и называют духовыми (дудочка, труба, свирель, духовая гармош­ка).

«Снежинки летят». Детям предлагают подуть на снежинки (ватный диск). В дальнейшем можно добавить к данному упражнению трубочку от коктейля. Устроить соревнования кто дальше сдует снежинку

.

« Воздушный шар» Детям предлагается надуть воздушный шарик.

 

http://cs629522.vk.me/v629522296/5730/sm0QR7LEBYQ.jpg

 

 

 

 

 

«Одуванчик». Во время прогулки, детям предлагают сдуть одуванчики.

 

http://www.isok.ru/img/full/9a46348479917019cd484a77d189b897.jpg

 

«Кораблик». Данное задание можно выполнять как дома, так и на прогулке. Необходимо приготовить таз с водой и пластмассовый кораблик или изготовить кораблик из бумаги. Предлагаем детям подуть на кораблик, и он по морю отправится в путешествие.

«Свечка» Подуть на зажженную свечку (соблюдая противопожарный режим).

«Покатай карандаш» Необходимо подуть на карандаш и он должен кататься по ровной поверхности.

 

Начинать следует с легких упражнений: задуть свечу или сдуть ватку с ладони с расстояния 12-20 см (расстояние можно постепенно увеличивать). Надувать воз­душные шары мож­но только после того, как у ребенка будет развита достаточная сила ротового выдо­ха. Более трудной является игра на духо­вых инструментах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Дыхательно-голосовые игры и упражнения.

Цель: развивать длительный, непрерывный ротовой выдох. Активировать губные мышцы.

«Ежик». Сидя на коврике, ноги вмес­те, упор на кисти рук сзади, согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди - медлен­ный выдох на звуке ф-ф-ф-ф-ф. Выпря­мить ноги - вдох (4-5раз).

http://www.coollady.ru/pic/0002/039/CL-027.jpg

«Гуси шипят». Ноги на ширине плеч, руки опущены. Наклониться вперед с од­новременным отведением рук в стороны - назад (в спине прогнуться, смотреть впе­ред) - медленный выдох на звуке ш-ш-ш-ш-ш, выпрямиться - вдох (5-6 раз),

 

http://www.asfera.info/files/bocharnikova_kristina/gusi.jpg

 

«Шар лопнул». Ноги слегка расста­вить, руки опустить вниз. Разведение рук в стороны - вдох. Хлопок перед собой - медленный выдох на звуке ш-ш-ш(5-6 раз).

 

 

 

 «ПОВТОРИ-КА»

Дидактические задачи: воспитание удлиненного речевого выдоха, развитие просодических компонентов речи.

Родитель предлагает повторять за ним текст эхом. Каждый раз количество слов во фразе увеличивается. Дети должны произносить фразу на одном дыхании.

1. Парк...

Парк, слушай...

Парк, слушай песню...

Парк, слушай песню ветра...

Парк, слушай песню ветра: «у-у-у-у» (вокальное музицирование с использованием партитуры).

2. Снег...

Снег скрипит...

Снег скрипит от мороза...

Снег скрипит от мороза: «кгх-кгх-кгх» (звуковая импровизация).

3. Дождь...

Дождь поет...

Дождь поет песню...

Дождь поет песню осени (ритмическая импровизация с использованием шумовых инструментов).

«ВЕТЕР, ВЕТЕР...»

Дидактические задачи: развитие неречевого и речевого дыхания, умения контролировать силу и длительность выдоха.

Имитация дуновения ветерка в разное время года, используя для этого различные фонемы.

У Весны ветер ласковый и нежный, теплый — ф-ф-ф-ф.

У Лета — жаркий, согревающий — х-х-х.

У Осени — прохладный — с-с-с.

У Зимы — холодный, студеный — в-в-в-в.

Вдох производится носом, выдох ртом — без напряжения. Для создания образа теплого ветра дети широко открывают рот (губки бубликом) и дуют на ладошку (от кисти до кончиков пальцев). Холодный ветер изображается долгим выдохом через вытянутые губы(губки в улыбке). Ветер общается с нами: его можно ощутить, услышать, увидеть.

 

 

 

 

 

         В процессе коррекционной работы у детей отмечается

 хорошая положительная динамика, так как именно дыхательная гимнастика играет немаловажную роль в процессе коррекционной работы. Дыхательные упражнения учат детей правильно дышать, равномерно расходовать воздух в ходе разговора, соблюдать нормальный темп и разборчивость речи. У детей улучшается

общее звучание и внятность речи. Формируется правильное

 речевое дыхание, легче и быстрее идет процесс постановки и автоматизации звуков. 

 

http://www.metod-kopilka.ru/images/doc/33/27153/img17.jpg

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Учитель-логопед

Учитель-логопед

Развитие речевого дыхания у детей»

Развитие речевого дыхания у детей»

Рекомендации для выполнения дыхательных упражнений

Рекомендации для выполнения дыхательных упражнений

I . Классические упражнения.

I . Классические упражнения.

Примечание. При систематическом по­ вторении этих упражнений ребенок начи­ нает ощущать разницу в направлениях воздушной струи и учится правильно ее регулировать

Примечание. При систематическом по­ вторении этих упражнений ребенок начи­ нает ощущать разницу в направлениях воздушной струи и учится правильно ее регулировать

Вертушки». Детям предлагается подуть на вертушку из бумаги, картона или пластика

Вертушки». Детям предлагается подуть на вертушку из бумаги, картона или пластика

Одуванчик». Во время прогулки, детям предлагают сдуть одуванчики

Одуванчик». Во время прогулки, детям предлагают сдуть одуванчики

III. Дыхательно-голосовые игры и упражнения

III. Дыхательно-голосовые игры и упражнения

Шар лопнул». Ноги слегка расста­вить, руки опустить вниз

Шар лопнул». Ноги слегка расста­вить, руки опустить вниз

Холодный ветер изображается долгим выдохом через вытянутые губы(губки в улыбке)

Холодный ветер изображается долгим выдохом через вытянутые губы(губки в улыбке)

Консультация "Развитие речевого дыхания у детей"

Консультация "Развитие речевого дыхания у детей"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.08.2022